Ориентация на бизнес-туризм характерна в последние годы для гостиниц многих российских регионов. В отличие от других видов поездок деловой туризм круглогодично обеспечивает им загрузку и повышает конкурентоспособность, считают нижегородские эксперты.
В последние годы преобладающую долю в структуре разместившихся в нижегородских гостиницах занимают туристы, посетившие регион с деловыми и профессиональными целями, — свидетельствуют данные областного министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг. “Бизнес-туризм — один из основных способов решения проблемы сезонной загрузки гостиничной базы, если это, конечно, не санаторий, — рассказывает директор по развитию загородного комплекса “Дубки” Вознесенского района Лариса Миклина. — За три докризисных года соотношение деловых и обычных туристов в “Дубках” составляло 70/30. Правда, осенью 2009 г. доля деловых гостей снизилась до 50%, но это объясняется сокращением бюджетов компаний на проведение деловых мероприятий”.
“Гостиничный комплекс “Ока” давно сделал акцент на обслуживании деловых туристов, так как находится рядом с городской зоной деловой активности, — говорит начальник отдела маркетинга и продаж ГК “Ока” Светлана Шестернина. — В кризис загрузка отеля снизилась на 10—12%, но доля бизнес-туристов по-прежнему достигает 95%. Решение о строительстве второго корпуса “Оки” продиктовано требованиями рынка. В 10-этажном пристрое дополнительно появятся 130 номеров повышенного класса плюс инфраструктура для проведения деловых мероприятий, в составе которой запроектирован конгресс-зал на 250 человек. В прежние годы гостиница принимала большое количество детских экскурсионных групп, но сейчас стоимость проживания не рассчитана на этот сегмент”.
Привлечением деловых туристов заинтересованы не только крупные отели, но и малые. По словам директора мини-отеля бизнес-класса “Воробей” Светланы Мурниной, с конца лета число гостей, приезжающих в Нижний с деловыми целями, увеличилось на 20%. Обычных туристов больше в выходные дни, а в будни до 80% постояльцев можно отнести к категории деловых туристов. Несколько месяцев назад, с развитием кризиса, иногородние старались сократить продолжительность пребывания в гостинице, но сейчас такой тенденции уже не наблюдается. Бывает, что специалисты останавливаются в “Воробье” на месяц, говорит она. “Любопытно, что часть гостей, приезжавших в Нижний с деловыми целями, впоследствии возвращаются в отель как обычные туристы”, — отмечает Мурнина.
Условия для делового туризма есть и в загородных отелях Нижегородской области. “При выборе места размещения следует учитывать продолжительность и характер делового мероприятия, — говорит старший менеджер турфирмы “Акварель” Галина Хузина. — Если программа рассчитана на три дня, стоит выбрать загородную гостиницу, а однодневный семинар целесообразнее провести в городских условиях. За город уместнее выезжать в том случае, когда занятия намечено чередовать с активным отдыхом на природе”.
При выборе городского или загородного отеля для деловых целей должны учитываться два фактора — формат мероприятия и средства, которые компания готова потратить на дополнительные развлечения, говорит Светлана Шестернина. За городом дополнительный сервис обойдется дороже. Но в любом случае загородные отели предпочтительнее в летнее время.
По наблюдению генерального управляющего клубного отеля “Акватория” Александра Шамина, рынок делового туризма сократился на 15—20%, при этом доля деловых туристов в “Акватории” сейчас не менее 40%. Время активизации бизнес-туризма приходится на осень и весну, когда доля деловых гостей возрастает до 70%.
Ориентация гостиниц на деловой туризм означает не только увеличение объема спроса на гостиничные услуги и повышение загрузки отелей, но работает на инвестиционную привлекательность региона. Как рассказала начальник отдела развития туризма и НХП областного министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Алла Морозова, эксперты, принимавшие весной 2009 г. участие в работе форума “Российское гостеприимство”, высоко оценили варианты размещения для бизнес-туризма, предлагаемые новой нижегородской гостиницей “Николь”. “Министерство с 2009 г. ввело в практику заключение соглашений с гостиницами на размещение участников крупных форумов, проводимых на Нижегородской ярмарке (“Россия единая”, “Великие реки”), — говорит Морозова. — Гостиница аккредитуется, и в документе фиксируется стоимость проживания. Гостиничная инфраструктура Нижнего дает возможность проводить мероприятия межрегионального и российского масштаба, но для серьезных международных форумов она еще не готова. В городе не хватает конгресс-отеля хорошего уровня”.
С тем, что Нижнему Новгороду пока не под силу проведение крупных международных мероприятий, согласны и другие эксперты. “И номерного фонда не хватит, и сервис не на уровне”, — констатировала Светлана Мурнина. “Деловые туристы едут работать, и им некогда думать о решении бытовых вопросов, — говорит председатель комитета по туризму ТПП Нижегородской области Татьяна Смайл. — Людям нужен максимальный комфорт, который не отвлекал бы от работы. Почти во всех отелях оборудованы конференц-залы, есть неплохой номерной фонд, но уровень подготовки персонала не всегда соответствует международным стандартам. У сотрудников нет профессиональной дисциплины”.
Поправить дело может реализация целевой программы “Размещение объектов гостиничной инфраструктуры на территории Нижегородской области до 2012 г.”, разработанная региональным правительством, рассказал замминистра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Владимир Селезнев. Программой определены и зарезервированы площадки под строительство гостиничных комплексов в Нижнем Новгороде и области. Основная задача — достичь обеспеченности гостиничными номерами в 2011 г. в Нижнем до шести на 1000 жителей, в районах — до 3,5 (сейчас 3,5 и 1,5 соответственно). Для этого в регионе планируется построить 64 гостиницы. В этом число включены 34 заявки, получившие одобрение инвестсовета при губернаторе, и 30 гостиниц, предлагаемые программой. Программа предполагает строительство гостиниц разного уровня, вплоть до пятизведных. По словам Селезнева, интерес инвесторов к строительству гостиниц в кризис не ослабел. Дело в том, что для инвестпроектов в сфере туризма, особенно по созданию гостиниц, предусмотрены меры господдержки, которые будут определяться в индивидуальном порядке.
Но в связи с экономическим кризисом отодвинулись на задний план проекты строительства гостиниц, торговых и развлекательных центров стоимостью от $10 млн, говорит директор Банка готового бизнеса Владимир Васильковский. В то же время интерес некрупного инвестора к гостиничному бизнесу сохранился. “В нашей компании имеется ряд заявок от частных инвесторов на подбор недвижимости в центре Нижнего Новгорода для организации гостиниц клубного типа — на 5—15 номеров с инвестициями до $1,5—2 млн. А в ноябре—декабре 2009 г. уже планируется открытие трехзвездочного бизнес-отеля Ibis в бывшем здании “ГипродорНИИ” на улице Горького. Так что рынок жив, и интерес имеется”, — считает Васильковский.
Будут ли нижегородские гостиницы готовы к приему деловых туристов? “Построить гостиницу нехитрое дело, — говорит Татьяна Смайл. — Главное — определить, что делать дальше, для чего построен объект. Очень важно знать о планах проведения в Нижнем Новгороде регулярных деловых мероприятий. Рынок надо анализировать систематически”.
По материалам А'БМ