Предложения по развитию скоростного и высокоскоростного движения разработало ОАО "РЖД". Они подготовлены для долгосрочной национальной программы с учетом положений основных стратегических документов развития железнодорожной отрасли.
Особую актуальность проекта железнодорожники связывают с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году. Поезда, по их мнению, могут стать одним из основных способов доставки зрителей на турнир.
Программа предусматривает 2 этапа. Первый стартовал в этом году и продлится до 2020 г. За это время ВСМ (высокоскоростные магистрали) будут созданы на участках Москва – Санкт-Петербург, где время в пути составит 2 ч. 30 мин. И Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург, преодолеть который можно будет за 4 ч. 40 мин. По оценкам экспертов, пассажиропоток на новых дорогах к 2020 году может составить 8,6 млн. человек. На такие цифры железнодорожники рассчитывают с учетом привлечения пассажиров с других видов транспорта.
Организовать скоростное движение планируют и на существующих путях с максимальной скоростью 160-200 км/час во внутрироссийских и международных сообщениях. Так, к примеру, из Москвы в Ярославль можно будет доехать за 2,5 ч, а в Киев - за 7 ч.
Кроме того, по данным РЖД, предполагается создать скоростное направления Москва – Харьков – Адлер с протяженностью линии 1826 км и временем в пути 16 ч.
Второй этап программы рассчитан на 2021 – 2030 ГОДЫ и предусматривается завершение формирования ВСМ Москва – Екатеринбург посредством строительства участка Москва – Нижний Новгород и ответвления от Казани на Самару.
Также современные магистрали построят на Украину и Белоруссию (с возможным дальнейшим продлением в Западную Европу).
По итогам программы общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий на сети ОАО "РЖД" должна составить около 12 тыс. км. Пассажиропоток - около 32 млн. человек в год.
При этом на реализацию всех планов потребуется в 6,3 трлн. рублей.