В 2011 году нижегородский завод «Красное Сормово» отмечает сразу несколько юбилеев разработок, которые во многом определили судьбу российского судостроения во второй половине XX века. Об этом сообщает Группа МНП, куда входит завод.
Так, 55 лет назад в СССР была построена серия из 215 подводных лодок проекта 613 – самая большая в мире. 113 из них строились именно на заводе «Красное Сормово» за период с 1951 по 1956 гг.
В 1961 году со стапелей завода был спущен самый крупный в мире, 300-местный теплоход на подводных крыльях «Спутник». Судно, рассчитанное на перевозку пассажиров на расстояние до 800 км, развивало скорость 70 км/час.
Через 5 лет, в 1966 году, горьковские судостроители построили «Сормович» – первое в стране скоростное пассажирское судно на воздушной подушке. Впервые в мировой практике вентиляторная установка для образования воздушной подушки находилась на корме судна, а работа вентилятора и воздушных винтов для движения судна шла от одного двигателя.
В том же 1966 году на «Красном Сормово» было сдано в эксплуатацию первое в мире двухкорпусное морское самоходное транспортно-монтажное судно «Кер-Оглы», оснащённое краном грузоподъемностью 250 тонн. Оно было построено для нефтедобывающей индустрии Каспия, с его помощью строились буровые установки.
Наконец, 15 лет назад, 9 августа, прошли первые испытания спроектированного и построенного на нижегородском заводе уникального подводного аппарата третьего поколения «Бестер». Этот аппарат может погружаться на глубину до 1 000 метров и предназначен для спасения экипажей аварийных подводных лодок (за один рейс он может принять 18 человек). Кроме того, «Бестер» способен поднимать со дна неразорвавшиеся торпеды и мины, а также другие предметы. Особенность разработки ещё и в том, что аппарат пригоден для транспортировки самолётом АН-124.