Массовые антиправительственные волнения в Сирии, начавшиеся в 2011 году из-за недовольства оппозиции правлением Башара Асада, являются по сей день одной из самых актуальных мировых новостей. Данный конфликт не только расколол народ Сирии на воюющие оппозиции, но и разделил мир на два лагеря: Америку с поддержкой Западной Европы и Россию, которую в свою очередь поддержали такие страны, как Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и другие. 30 сентября президент России принял решение о проведении военной операции в Сирии.
Американский прокол в Сирийском конфликте
Позиция Америки куда более понятнее в отношении Сирийского конфликта. Известно, что одной из причин широкого распространения Исламского фундаментализма на Ближнем Востоке стало американское вторжение в Ирак. В ходе многолетней войны между Штатами и Аль-Каидой в оккупированном Ираке произошел всплеск зеленого интернационала. Вести Джихад съехались исламисты со всего мира, по стране распространились сотни террористических организаций. Некоторые из них и объединились под названием ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта).
В 2010 году администрация Обамы получила от аравийских монархий заказ на ликвидацию Башара Асада, который мешал контролировать нефтяной рынок на сирийской территории. Инструментом выступили умеренные сирийские оппозиционеры. ИГИЛ, на тот момент отдельный от Аль-Каидной группировки, декларировал среди своих задач борьбу с Асадом, поэтому получил определенную поддержку от Соединенных Штатов, а именно полную беспрепятственность.
Материально-техническую и финансовую подпитку общее исламское государство получала от Турции и Аравийских монархий. Пользуясь всем этим, ИГИЛ стал независимым от внешних сил игроком, особенно после получения контроля над сырьевой базой Сирии и Ирака, который обеспечил полную самостоятельность.
Основной задачей Исламской империи является уничтожение следов всех культур, которые когда-либо существовали на землях Ирака, а также истребление сирийского светского государства.
Таким образом, разворот будущего исламского государства в сторону Сирии и Ирака поставил под угрозу всю американскую стратегию в регионах этих стран. Целесообразность американской оккупации оказалась под вопросом. Колоссальные финансовые вложения Вашингтона стали одной из самых неоправданных и бесполезных инвестиций в новейшей истории. Имидж США как фиктивно военного партнера оказался разрушен, а весь мир убедился, что в Америке нет союзников кроме них самих. Изначальная солидарность исламского государства и США по сирийскому вопросу со временем была сведена на нет.
Падение Асада и занятия подконтрольных сирийских территорий боевиками ИГИЛ ведет к геноциду населения западный и южных провинций страны, а предотвратить геноцид можно будет только путем проведения наземных операций, на что, разумеется, Штаты не готовы. Однако, несмотря на то, что Исламское государство обладает суверенитетом и проводит абсолютно независимую политику, оно по-прежнему является одним из инструментов США. За счет своего прямого или косвенного контроля над многочисленными группировками Ирака и Сирии Штаты все еще пытаются перекраивать карту региона.
В чем интерес России?
Однако если Америка годами пыталась создать «коалицию» Исламского государства, чтобы бомбить территории Сирии и Ирака, Россия решила вмешаться и создать новую, реальную действующую коалицию для уничтожения ИГ. Получено согласие Совета Федерации на использование BBC России в Сирии, развернута военная база, куда переброшены самолеты и вертолеты, создан координационный центр, а тех, кто не хочет участвовать в новой коалиции, хотя бы координируя свои действия с основным участником, вежливо попросили не мельтешить и не летать где попало.
Возникает вопрос, какие цели преследует Россия в Сирии? В первую очередь, России очень важно сохранить военно-техническое сотрудничество с Сирией, так как она имеет ключевое значение для нашей страны.
Сирия является крупнейшим импортером российского оружия на Ближнем Востоке. Значение сирийского рынка вооружений для Москвы приобретает особое значение в связи с практически полной потерей рынка Ирана из-за санкций СБ ООН (общая упущенная выгода РФ от потери рынка Ирана оценивается ЦАМТО в 13 млрд долларов). Компенсировать столь значительные потери России в ближневосточном регионе крайне сложно. Одним из наиболее оптимальных вариантов является расширение военно-технического сотрудничества с Сирией. Эту ситуацию прокомментировал журналист Russia Today Александр Гурнов в эфире телепередачи «Политика с Петром Толстым» на Первом канале от 30 сентября:
«Самое главное поддержать правительство Асада не только потому, что мы считаем его легитимным или он как бы наш человек (а у нас в политике не принято бросать друзей), но и учесть тот факт, что Сирия — главный союзник. И чем сильнее мы будем поддерживать Асада, тем больше вероятность, что на территории этой страны у нас будет свой человек. И самое главное — наша помощь заключается не только в стрельбе из самолетов, но и в поставке российского вооружения. Говорят, что Асад потерял около 90 процентов своих ресурсов за время войны. Таким образом, чем больше будет высокоточного российского оружия у Асада, тем крепче будет его власть, потому что никто не хочет, чтобы сирийский президент пал, и все оружие досталось террористам».
Однако поставка оружия является не самой главной целью нашего участия. Куда важнее является уничтожение террористической инфраструктуры ИГИЛ, чтобы обеспечить безопасность в первую очередь граждан России и всего мира.
Изначально задачей ИГ было создание теократического суннитского исламского государства в границах Сирии, Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, Турции, Кипра и Египта. Однако после переименования группировки в Исламское государство ее территориальные претензии распространились на весь исламский мир и даже на территории бывшей Османской империи в Европе (Балканы и Южная Украина). В перспективе ИГ планирует «освободить» и народы Кавказа из-под власти России, в том числе Чечню от «диктатора» Рамзана Кадырова. Таким образом, это может грозить геноцидом на территории РФ.
Стоит отметить, аналитики по-разному оценивают цели вмешательства России в сирийский конфликт. Российский политолог и публицист, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов высказал свое мнение по этому поводу.
«В этой ситуации очень часто фокусировать цели: как военные, так и политические. На мой взгляд, реальная цель — сохранение светского государства Сирии, а не победы над ИГИЛ, так как Исламское государство возникло в качестве интервенции не в Сирию, а в Ирак. И в этом проявляется искусственность этого государства, где есть курды, шииты, сунниты — все они друг друга не любят. Мы не должны быть заинтересованы в истреблении ИГ. То есть если у них исчезнет работа на этой территории, они станут искать ее на другой».
Политологи также не исключают, что Путин с помощью Сирии хочет «легализовать» аннексию Крыма.
По информации западных СМИ, с помощью войны против «Исламского государства» российский президент также надеется реабилитировать себя на Западе. Washington Post пишет, что Путин в Сирии хочет повторить сценарий Украины. Он хочет заблокировать любые попытки Запада и его союзников свергнуть режим Башара Асада. Москва хочет силой навязать Западу сотрудничество с Сирийским президентом против «Исламского государства». Таким образом, про Украину скоро могут забыть, а это может привести к подрыву санкций и позволит Путину «легализовать» аннексию Крыма. Однако по итогам последних событий опасения западных СМИ сбылись, так как после окончании 70-ой сессии Генассамблеи ООН США больше не требует срочной отставки Асада.
Как Имперские амбиции могут сказаться на жизни россиян?
На основе последних событий можно с полной уверенностью заявить, что Россия бесстрашно набирает обороты в гражданской войне в Сирии. После просьбы Башара Асада о помощи российских войск самолеты воздушно-космических сил РФ нанесли точечные удары по всем объектам террористической группировки «Исламское государство» на территории Сирии и полностью уничтожили пункты управления ИГ в горах.
Российский государственный деятель, генерал — полковник в отставке Сергей Иванов прокомментировал данную ситуацию.
«Вы все хорошо знаете о том, что на территории Сирии, Ирака (а в ближайшем будущем, возможно, это произойдет и в других странах Ближнего Востока) уже наносятся ракетно-бомбовые удары рядом государств: Соединенными Штатами Америки, Францией, Австралией… Но хотел бы отметить один принципиальный момент — эти действия совершаются в обход международного права. Чтобы международное право было соблюдено, нужно соблюдение одного из двух условий-либо резолюция совета безопасности ООН, либо просьба той страны, по территории которой наносится удар, об оказании военной помощи. Речь идет не о достижении каких-либо политических целей, а о национальных интересах России», — добавил российский государственный деятель.
Однако возникает вопрос о последствиях данных действий России. Не втянут ли они нашу страну в полномасштабную войну, не повторится ли история с Афганистаном и, самое главное, как это отразится на мирных гражданах России?
По этому вопросу высказал свою точку зрения журналист Артем Шейнин:
«С точки зрения ввязывания в войну, глава России уже упомянул, что никаких наземных операций на территории Сирии мы проводить не собираемся. В отличие от ситуации с Афганистаном, мы четко представляем себе цель — бить на дальних подступах. Что касается последствий, то я думаю, что мы должны относиться к этому более спокойно, потому что бороться с терроризмом без каких-либо последствий просто невозможно».
Некоторые аналитики дают прогноз, что в будущем к России примкнут несколько государств, которые объединятся в борьбе с террористами ИГ.
«Я надеюсь, Россия будет действовать недолго в гордом одиночестве. В скором времени возникнет полноценная, легитимная коалиция с участием России под эгидой ООН (предполагается, что сюда войдут США, Ирак, Иран и Турция). Это будет успехом России и ООН как важнейшего института по миротворчеству в мире», — считает политолог Сергей Станкевич.
Долгое время террористы ИГИЛ находились в стороне от России, однако недавнее заявление одного из лидеров террористов насторожило россиян. По некоторым данным, сирийская группировка «Армия ислама», которая финансируется Саудовской Аравией, может объявить войну России за ее поддержку президенту Сирии Башару Асаду.
«Радикалы будут шантажировать Москву чередой терактов с целью остановить российских военных в Сирии», — пишет The New York Times.
Боевики ИГИЛ ежедневно вербует себе новых радикалов, предъявляя права на Северный Кавказ, Ингушетию и другие территории. Поэтому российские власти категорично настроены «добить» группировку, пока она не стала экстремально опасной для всего мира.
Почти 40% поддерживают решение Путина об участии России в Сирийском конфликте
По результатам опроса Левада-центра, 39% опрошенных одобряют позицию Путина на территориях Сирии, 11% респондентов не согласны с действиями властей на чужой территории, а 33% россиян не интересует политика российского государства в Сирии вообще.
Более того, в вопросах об оказании помощи беженцам 57% респондентов ответили отрицательно, в то время как только 21% поддержал данное предложение. Что касается возможной прямой военной поддержки Россией Сирии, лишь 14% опрошенных относятся к этому положительно, 69% респондентов высказались против.
Данные показатели говорят о том, что часть наших граждан опасается последствий, которые могут наступить для России в результате вмешательства в гражданскую войну в Сирии.
Очень хочется верить, что в скором времени в средствах массовой информации появится долгожданная новость о прекращении войны в Сирии и истреблении терроризма. Вот уже на протяжении десятков лет война калечит судьбы миллионов мирных жителей, которые теряют своих близких и любимых или вынуждены покинуть свою страну с целью обрести счастье и покой, который им пока может только сниться.