Двое сотрудников ИА «В городе N» оказались в закрытой на карантин чешской Праге. Когда ситуация приобрела серьезный оборот, наш корреспондент Светлана Строкан начала документировать происходящее вокруг. Делимся этими заметками с вами.
Прага, хрустящие трдельники, вкусные «полевки во хлебу», море фотографий и Карлов мост. Как прекрасно начинался наш отпуск. Коронавирусные карантины удачно для нас лавировали между странами и городами, не задевая ту, в которой мы находимся — Чехию. Путь Праги от забитой туристами столицы до города с безлюдными улицами оказался стремительным — все изменилось за два дня.
12 марта, четверг
Насторожило, что перестали продавать входные билеты в знаменитый готический собор Святого Вита. В другие достопримечательности пражского града вход также был закрыт.
И так подмоченное настроение усугубил дождь — сильно промочила ноги. Началась паранойя, будто страшный коронавирус уже здесь и поднялась температура. Зашла в аптеку, купила витамин С в таблетках и градусник.
Температуры не оказалось, но теперь каждое утро и вечер начинается с растворенной аскорбинки. Помимо этого, в привычку вошла обработка рук, телефонов и перчаток обеззараживающим гелем, а носа — оксолиновой мазью.
Промониторила симптомы коронавируса и статистику, сколько человек болеет в Чехии. Оказалось чуть больше 100.
Задержала дыхание на 10 секунд. Если сделать это легко и вы не закашлялись, то все в порядке. Такую памятку мне прислала хорошая знакомая, когда увидела мои фотографии из отпуска в соцсетях. Позже наткнулась на статью о том, что эти советы — бесполезный фейк.
13 марта, пятница
Мы собрались попытать удачу и попасть на холм Петршин, но фуникулер до него также закрыт. Оказалось, что туристов, приехавших полюбоваться на живописный парк на высоте 327 метров, закрытый подъемник не остановил — люди шли наверх пешком. По пути наткнулись на неработающий музей «Магическая пещера».
Поесть нормально в этот день так и не смогли — кафе и рестораны закрылись в 20:00, даже «Макдональдс». Попадались днем новости, но сочли это скорее за рекомендации к кафешкам, а оказалось — закон. Пришлось ужинать едой из супермаркета.
Сегодня должны были поехать в Австрию, но границу закрыли.
14 марта, суббота
Правительство Чехии постановило закрыть все заведения и магазины. Ограничение не распространилось на супермаркеты. Предприимчивые продавцы впихнули туда магниты и кружки, пользуясь последним шансом продать сувениры с минимальной конкуренцией и максимальной накруткой: цены на магнитики поднялись до 600 рублей.
Людей на улицах стало меньше. Те, кто есть — стоят в очередях за уличной «клобасой» (нет, это не опечатка, а специфические местные колбаски) и у окошек фастфудов: «Макдональдса», «Бургер Кинга», KFC. Продавать из окна пока разрешено. Этим даже воспользовалась владелица одной из ювелирных лавок. С сухими пайками туристы рассаживались в дверных проемах закрытых магазинов. Паники нет, энтузиазма и былой очарованности городом тоже.
15 марта, воскресенье
В 6:58 сервис по покупке билетов оповестил о том, что рейс отменен. Никаких альтернатив не предложили. Несмотря на то, что Чехия закрыла границы только для иностранцев и запретила выезжать только своим гражданам, чешские авиалинии приостановили все перелеты на неопределенных срок.
В чате поддержки сервиса-посредника ответили, что не знают, когда будут следующие рейсы и у нас есть два выхода: ждать, либо забрать деньги за билеты. Мы выбрали второй. Хотели обратиться за помощью в посольство, но оно работает только в будни.
В отеле перестали полноценно кормить. На завтрак выдали два пакета с едой и отправили в номер. В пакетах много хлеба, нарезка для бутербродов, несъедобный салат и яйцо с яблоком.
У ресепшена стояли чьи-то чемоданы. Очень тихо. Ощущение, что живем одни. В последний раз здесь видели молодую пару русских утром. Мы прилетели неделю назад, когда ситуация была еще спокойной, а они — в пятницу. Видимо надеялись на «авось». Теперь, как и мы, ищут билеты обратно.
16 марта, понедельник
Правительство Чехии ввело жесткий карантин, согласно которому нельзя передвигаться по городу до 6 утра 24 марта. На поездки на работу и к родственникам это не распространяется. Отели, судя по новостям, тоже должны закрыться. После отмены рейса забронировали номер в другом отеле, но сегодня сказали, что бронь недействительна.
— We have no idea, — сообщила администратор нам по телефону на вопрос, что же теперь делать.
Квартиру снять мы тоже не можем — официально запрещено.
Улететь не получилось. Остался единственный перевозчик, не отменивший рейсы — «Аэрофлот». Чтобы улететь из Праги в Москву сегодня, нужно заплатить за два билета около 200 тысяч рублей. Несколько часов назад цена была меньше — 140 тысяч рублей. Но и этих билетов уже нет.
Уточнить расписание рейсов «Аэрофлота» по телефону не вышло. Автоответчик сообщил, что в связи с частыми звонками, следует перейти на сайт и бронировать там. Нашли билеты подешевле на вторник, 17 марта.
В русском посольстве в Праге ответили, что ничем помочь не могут.
— Советуем как можно скорее улететь из страны, — завершил короткий разговор сотрудник посольства. На сайте сообщается об уходе ведомства на карантин с 16 марта. Звонить можно только на экстренный номер.
Сидим, ждем, страшно. Где будем ночевать, пока не понятно — ведем переговоры с администрацией отеля. Очень хочется домой и горячей еды. Каждые полдня что-то меняется. Надеемся, что завтрашний рейс не отменят.