Top.Mail.Ru

Горький в годы войны: как жил город после 1945 года

Общество
2215

Новость о долгожданной Победе горьковчане, как и вся страна, встретили со слезами радости и ликованием. Позади было почти четыре года боли, потерь, лишений, голода и смерти. После пережитых страшных событий все верили в то самое светлое будущее, которое не дано было растоптать сапогами фашистских захватчиков.

Город Горький пусть и не восставал из руин как Волгоград, не оплакивал десятки тысяч умерших от холода и голода, как Ленинград, но вновь взял на себя роль промышленного центра, центра развития инженерной мысли, науки — места, где вершилась история и ковалось пусть не вечное, но мирное будущее СССР.

Легендарная «Победа»

Труд горьковчан в годы восстановления страны после военной разрухи не менее важен, чем подвиг тыловиков в период 1941–1945 годов. Большие заслуги здесь принадлежат нижегородским предприятиям.

Так, одним из символов новой жизни стал поистине легендарный легковой автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа».

Это первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире, чье производство было налажено серийно, с кузовом без выступающих крыльев, подножек и фар.

Выпуск машины стартовал на Горьковском автомобильном заводе 28 июня 1946 года. Любопытно, но в то время у отечественных автозаводов еще не было устоявшихся эмблем, у каждой модели были свои, уникальные шильдики. У «Победы» это буква «М» — в ней можно было разглядеть очертания нижегородского кремля и парящую чайку — символ реки Волги. Сама буква указывала на название «Молотовец», так как до конца 50-х годов ГАЗ носил имя наркома В. М. Молотова. ГАЗ-М-20 расшифровывается как «Молотовец. Двадцатая модель».

Говоря о промышленности, нельзя не отметить, что перестроиться всем предприятиям было крайне не просто. Довоенная система снабжения сырьем была нарушена, кроме того, для изготовления новой продукции необходимо было обучать кадры и рабочих, и специалистов.

Однако уже в первом послевоенном году горьковчане завершили перестройку предприятий, переведя их на мирное производство. Символом самоотверженности рабочих в то время стали социалистические соревнования. Уже в 1948 году был превзойден довоенный уровень выпуска продукции.

Стараниями сормовичей на Волге появились сухогрузные теплоходы, бензоналивные баржи, винтовые буксиры. А на железную дорогу вышел паровоз СУ — Сормовский усиленный.

Именно в эти годы начинается массовая механизация производства — на заводах «Красное Сормово», «Красная Этна», имени В. И. Ульянова все больше перекладывается на «плечи» машин.

Славным это было время и для отечественного авиастроения. На заводе «Сокол» в 1948–1949 годах выпускался первый серийный реактивный истребитель Ла-15. Кроме того, завод начал сотрудничество с ОКБ-155. С 1949 по 1952 год на «Соколе» выпускался истребитель МиГ-15бис и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис.

В 1946 году на авиационный завод после ремесленного училища пришла работать горьковчанка Михеева Лидия Петровна. «На заводе я проработала 40 лет. Сначала жестянщиком, а потом 15 лет была мастером. Еще в 1945 году мы ходили на практику, а после выпуска сразу же трудоустроились», — рассказала она.

Важным этапом стало послевоенное время и для энергетического хозяйства области. Через три года после Победы начинается строительство Горьковской гидроэлектростанции. Строить ГЭС приехали тысячи юношей и девушек. Электрический ток был дан 2 ноября 1955 года.

Подъем села

Подъем сельского хозяйства был одной из первостепенных задач в первую послевоенную пятилетку.

В 1945 году средний колхоз в Горьковской области объединял около 80 дворов, имея во владениях до 350 гектаров земли, 40 коров, 60 коз и овец и 20–25 свиней.
К 1950 году было создано 1028 укрупненных хозяйств. Для нужд села было выделено 2700 тракторов, 1200 зерновых комбайнов, более 300 молотилок.

Широка была практика шефства крупных промышленных предприятий над колхозами. ГАЗ, например, взял шефство над колхозами Гагинского, Ветлужского, Бутурлинского и других районов, «Красное Сормово» — над 28 колхозами области.

Конечно, все это давалось тяжелым трудом. Ветеран тыла Александр Васильевич Вершинин военные и послевоенные годы прожил в селе Большое Болдино. Он был старшим в семье из четырех детей, закончил лишь начальную школу — за партой ему просто некогда было сидеть. «Старались поднять хозяйство как могли. В первое время после войны в колхозах даже лошадей не было, поэтому мы с мальчишками ходили на железнодорожную станцию за мешками с зерном, и так и несли их на себе несколько километров», — вспоминает ветеран.

В 1952 году сбор зерна в области составил 716 тысяч тонн. Увеличилось и производство мяса и молока. Еще через несколько лет, в 1958 в 7 раз выросли продажи мяса и в 5 раз — молока.

Появление рогатых автобусов

К 1946 году население Горького достигло 650 тысяч человек. На тот момент фактически единственным массовым видом общественного транспорта был трамвай. Но население промышленного города продолжало расти, а трамваи не справлялись с потоками пассажиров. Тогда и было принято решение дать старт развитию троллейбуса.

Горький стал пятым городом Советского Союза, где появились так называемые рогатые автобусы. В эксплуатацию они были запущены 27 июня 1947 года.
В строительстве первой линии потрудились многие предприятия города и области. Завод им. Петровского отливал провододержатели, Автозаводский промкомбинат выпускал изоляторы, Семеновский чугунолитейный завод — подвесы из ковкого чугуна. Первое депо было оборудовано на улице Лядова (ныне выставочный центр НГТУ). От него к пл. Минина была проложена специальная техническая линия.

Единственный на момент открытия маршрут имел протяженность около 1,5 км — по улице Свердлова (ныне улица Большая Покровская): от площади Минина до площади им. 1 мая (площадь Горького).

«Горьковчане, собравшиеся на остановках, аплодисментами встречали ярко раскрашенные величавые машины», — писала газета «Горьковская коммуна».
В конце этого же года маршрут № 1 был продлен до площади Свободы, а в 1948 году стал кольцевым. Троллейбусы проходили его за 15 — 20 минут, делая при этом девять остановок.

Меньше чем через год после открытия первой линии троллейбусы стали курсировать и в заречной части. 6 марта 1948 года открылось движение по кольцевому маршруту N3: от Сормовского поворота к станции Варя по улицам С. Шаумяна и Березовской на Московское шоссе и снова к Сормовскому повороту. Позже добавился участок от поворота по Московскому шоссе, который протянулся почти до железнодорожного вокзала.

А в 1949 году была построена линия через улицу Коминтерна до Починок, открытие 4-го, затем 5-го троллейбусного маршрута до Починок, а затем до Копосова. Еще позднее линию продлили до завода «Цинковальщик».

Самая длинная лестница в Европе

Еще одним символом послевоенного города может считаться Чкаловская лестница. Заложена она была еще в 1943 году в честь победы в Сталинградской битве и строилась 6 лет, в том числе силами пленных немцев.

Лестница насчитывает 560 ступеней и, помимо эстетической функции, выполняла большое практическое значение — она связывала верхнюю часть города с набережной.
Имя лестница получила в честь памятника, установленного в 1940 году легендарному летчику Валерию Чкалову.

Если посчитать ступени, ведущие от катера «Герой» к Волге, то лестница по праву может носить звание самой длинной в Европе.

Не все знают, что идея создания лестницы принадлежит председателю Горьковского горисполкома (сейчас это должность главы города) Александру Шульпину. В 1950 году его, как фигуранта политического дела, исключили из партии и арестовали, а освободили лишь после смерти Сталина.

…и музыка звучит

Горький в советское время и Нижний Новгород сегодня всегда был кузницей лучших инженеров страны. Вспомним достижения горьковчан в годы Великой Отечественной войны: тысячи танков, машин, самолетов-истребителей, пушек, снарядов и даже больше 20 подводных лодок. 

Однако в годы после тяжких испытаний людям требовалось нечто большее — то, что смогло бы излечить душевные раны. Здесь первое место отводится искусству. И в 1946 году была основана Горьковская государственная консерватория (присвоение имени М. И. Глинки состоялось лишь 10 лет спустя, прим).

Безусловно, основные финансовые средства поступали на переоборудование заводов и возрождение сельского хозяйства. Денег на строительство нового здания не было, и под консерваторию решено было отдать Архиерейский дом, который располагался на пересечении улиц Пискунова и Большой Печерской.

Здание было построено в 1780-х годах с целью размещения правящих архиереев епархии Нижнего Новгорода. В 1863 году была даже построена пятиярусная колокольня с часами и устроена паперть. До 1950 года первым ректором учебного заведения был А. А. Коган — известный музыкальный деятель. А первыми преподавателями стали выпускники московской и ленинградской консерваторий.

Кстати, в том же 1946 году в Горьком открылась и Хоровая капелла мальчиков. Во главе нового заведения встал выпускник Горьковского музыкального училища 1920х годов В. П. Малышев. В дальнейшем долгое время капеллу возглавлял видный хоровой дирижер и композитор Л. К. Сивухин. Сейчас капелла носит его имя. Бурная творческая деятельность Сивухина принесла капелле мировую славу, а хоровую культуру города вывела на небывало высокий уровень.