Госавтоинспекция дала методические рекомендации нижегородцам по использованию средств индивидуальной мобильности (СИМ) — элетросамокатов, гироскутеров, сигвеев и т. д.
Напомним, с 1 марта этого года вступило в силу постановление правительства РФ от 6 октября 2022 года № 1769, которым в ПДД внесены изменения и дополнения, касающиеся СИМ.
Так, в правила вводится термин, поясняющий, что же такое средство индивидуальной мобильности. Это «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя».
Лица старше 14 лет, которые пользуются СИМ, должны ехать по велосипедной или велопешеходной дорожке или полосе для велосипедистов. При этом допускается езда по пешеходной зоне, если масса СИМ не более 35 кг, а по пешеходной дорожке или тротуару, если соблюдается одно из следующих условий:
- — отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- — лицо, использующее для передвижения СИМ, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения СИМ, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;
Кроме того, допускается движение по обочине, когда отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо нет возможности ехать по ним.
Двигаться по правому краю проезжей части разрешается тогда, когда:
- - отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо нет возможности двигаться по ним;
- — на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
- - СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.
Водителям СИМ, которым от 7 до 14 лет, надлежит перемещаться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Владельцы СИМ младше 7 лет обязаны ездить на них только в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
В случае если СИМ едет по правому краю проезжей части, то запрещается обгон или объезд автомобилей с левой стороны. Скорость движения должна составлять не более 25 км/ч.
Кроме того, если водитель СИМ едет по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон и подвергает опасности пешеходов или создает им помехи, следует спешиться или снизить скорость до такой, которая не превышает скорость пешеходов.
Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, пешеходы имеют приоритет.
При пересечении проезжей части вне перекрестка водитель СИМ обязан уступить дорогу другим участникам движения. При этом движение на средствах индивидуальной мобильности по автомагистралям запрещено. Вместе с тем, пешеходы, идущие по велосипедным дорожкам, а также пересекающие такие дорожки должны уступать дорогу велосипедистам и водителям СИМ. Лица, ведущие СИМ, при движении по краю проезжей части должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Также водители СИМ должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов (пункт 6.10 ПДД). При этом те, кто при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, а также водителям СИМ, и пешеходам, которые следуют по ней, а при съезде с дороги — пешеходам, велосипедистам и водителям СИМ, путь движения которых он пересекает.
Поворачивая направо или налево, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, водителям СИМ, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
На регулируемых пешеходных переходах при включении зеленого сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим СИМ, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления.
В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для автомобилистов и водителей СИМ. При выезде из жилой зоны водители и лица, едущие на СИМ, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на СИМ должны быть включены фары или фонари. Что касается дорожных знаков, на которые водителям СИМ следует обращать внимание, то знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено» запрещает также и ехать на СИМ; дорожный знак 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено» запрещает данный вид движения; знак 4.5.1 «Пешеходная дорожка» разрешает движение пешеходам, водителям СИМ и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 — 24.4 и 24.6 ПДД; знак 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов» обозначает дорогу, по которой движение велосипедистов, лиц, использующих для передвижения СИМ, и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
Нарушение водителем СИМ ПДД наказывается штрафом в размере 800 рублей, а в случае алкогольного опьянения — размер санкций может достигать полутора тысяч рублей.
Если нарушение ПДД водителем СИМ привело к причинению по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, штраф составит от одной тысячи до полутора тысяч рублей (в случае, если водитель СИМ был нетрезв).
В Госинспекции пояснили, что средства индивидуальной мобильности не подлежат государственной регистрации. На владельцев СИМ не распространяется обязанность по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО). Для передвижения на СИМ гражданам не требуется водительское удостоверение на право управления транспортным средством.
Однако если двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеет электродвигатель с номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, то оно в соответствии с ПДД может быть отнесено к мопедам, которые, согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), относятся к мототранспортым средствам категории «L», а, значит, должны иметь фары ближнего и дальнего света, световозвращатели, передние и задние габаритные огни, сигналы торможения, указатели поворота, устройства для освещения заднего регистрационного знака, защиту транспортного средства от несанкционированного использования, специальные предупреждающие огни, шины, зеркала, и для управления ими необходимо наличие прав категории «М». При этом нарушения, совершённые на таких транспортных средствах, подлежат квалификации по соответствующим статьям главы 12 КоАП.
Водители СИМ могут соблюдать требование ПДД самостоятельно с помощью бортовых приборов контроля скорости, а также профессионального или бытового оборудования, функционирующего на основе сигналов глобальных систем позиционирования (соответствующие приложения к смартфонам).
Установление точных значений скорости целесообразно в случае административного расследования или расследования уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения ПДД. При этом доказательствами превышения установленного ограничения скорости могут являться любые фактические данные, в том числе устанавливаемые показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, материалами фото- и видеозаписи, показаниями специальных технических средств и пр., — пояснили в Госавтоинспекции.
Там же добавили, что с 1 февраля этого года введен в действие ГОСТ Р 70514–2022 «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний». Данный стандарт распространяется на СИМ, приводимые в движение полностью или частично от установленных на них источников электрической энергии, с системой самобалансирования или без нее.
Стандарт устанавливает требования безопасности, методы испытаний, требования к маркировке и сопроводительной документации для снижения риска причинения ущерба как в отношении третьей стороны, так и управляющих электрическими средствами индивидуальной мобильности лиц при их использовании по назначению, а также в случаях непреднамеренного неправильного использования, которые предусмотрены изготовителем. Стандарт может быть использован для квалификации правонарушений с использованием СИМ. При этом в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» данный стандарт применяется на добровольной основе.