Руководство Чехии не исключает своего выхода из состава Европейского Союза в том случае, если Лиссабонской договор будет угрожать национальным интересам республики. Впервые перед ЕС встала перспектива сецессии. Эта информация появилась после того как президент Чехии Вацлав Клаус, известный своей скептической позицией по вопросам евроинтеграции, поставил подпись под Лиссабонским соглашением. Ожидается, что оно вступит в силу 1 декабря 2009 года. О том, что ради сохранения суверенитета Чехия даже готова покинуть ряды ЕС, заявил заместитель главы администрации президента Петер Гайек. Институциональная возможность для выхода (сецессии) из состава ЕС у Чехии, безусловно, есть. Более того, впервые эта возможность документально прописана именно Лиссабонским соглашением. Выход страны из структур Европейского союза проводится в соответствии с национальным законодательством путем уведомления Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством. Чехия была последней из 27 стран ЕС, не ратифицировавшей Лиссабонское соглашение. По мнению чешского руководства, для позитивного решения президента необходим был ряд дополнительных гарантий для Чехии в рамках Лиссабонского соглашения. В сентябре этого года чешские сенаторы, опасаясь утраты части суверенитета для своей страны, обратились в Конституционный суд, что и побудило В.Клауса отложить подписание документа. Теперь же, после согласования измененного текста в КС Чехии, Клаус, как обещал, поставил свою подпись под Лиссабонским соглашением и тем самым завершил процесс прохождения этого спорного документа по европейским национальным инстанциям. Ключевое требование, к которому сводились претензии Праги, заключалось в предоставлении ей гарантий в рамках Хартии основополагающих прав – составной части Лиссабонского соглашения. Чешское руководство требовало исключить пересмотр декретов чехословацкого президента Эдварда Бенеша, в 1946 году выславшему из страны этнических немцев и венгров и конфисковавшего их имущество. Одержав победу над евробюрократами, Чехия стала очередной страной, выторговавшей для себя преференции в рамках нового европейского мироустройства. Ранее верховенство национального законодательства над общеевропейским гарантировала себе Великобритания, а католическая Польша получила право не легализовать однополые браки. «Лиссабонский процесс» продемонстрировал, что в рамках Евросоюза переговорное преимущество часто оказывается на стороне т.н.евроскептиков, к числу которых традиционно относятся «страны-неофиты» и Великобритания, имеющая в большинстве случаев отличную от Брюсселя позицию. Подобный сценарий развития переговорных практик свидетельствует о несовершенстве европейской институциональной структуры, что вынуждает топ-страны Евросоюза подстраиваться под требования менее значимых в рамках ЕС участников.
По материалам АНО «Верное решение»