Огромные средства — свыше 11 млрд рублей — были затрачены на строительство станции метро «Стрелка». Объект торопились ввести в эксплуатацию к чемпионату мира по футболу, и, хотя сроки несколько раз переносились, открыть его до мундиаля все же успели. Но буквально через пару месяцев бдительные горожане забили тревогу: новая станция начала разрушаться. Фотографии с осыпающейся с потолка штукатуркой вмиг облетели соцсети.
Проблемы появились еще на этапе строительства «Стрелки», которое велось с 2015 года. Еще при проходке первого тоннеля возникли форс-мажорные обстоятельства. Под землей обнаружилось «кладбище» металлических труб и железобетона. Из-за этого тоннелепроходческий комплекс «Татьяна» две недели простаивал, а трассу пришлось скорректировать.
Затем началась эпопея с задержкой зарплаты метростроевцам. Рабочие регулярно жаловались на нарушение сроков и даже устроили акцию протеста. Только после того, как информация дошла до правоохранительных органов, которые возбудили по данному факту уголовное дело, задолженность была погашена. Затем, накануне сдачи объекта, был уволен генеральный директор МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей» Юрий Гаранин. Правда, как заверял губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, это стало лишь случайным совпадением.
Несмотря на все сложности, станция все же открылась, правда, не 15 апреля 2018 года, как было заявлено, и даже не 30 апреля, а только 12 июня. Накануне специалисты Ростехнадзора провели итоговую проверку и выдали заключение о соответствии первого этапа проведенных работ всем необходимым требованиям. Тем не менее, нижегородцы увидели то, что увидели: осыпающуюся штукатурку, грязные плафоны и отсутствие панелей на потолке.
Как сообщили ИА «В городе N» в МКУ «ГУММиД», на сегодняшний день все имевшиеся замечания на «Стрелке», влияющие на безопасность движения поездов, устранены. Осыпающаяся штукатурка полностью демонтирована, и подрядная организация в ближайшее время приступит к архитектурной отделке потолков под люстрами платформенной части в рамках гарантийных обязательств. Это значит, что работы будут выполнены в рамках контрактной стоимости без дополнительных затрат бюджета.
Генеральный директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева считает, что все эти проблемы возникли из-за того, что станцию торопились сдать к чемпионату мира по футболу, и работы велись в спешке.
Не думаю, что там использовались некачественные материалы. Скорее всего, работы выполнялись не совсем по технологии. Задержка зарплаты метростроевцам также вряд ли могла повлиять, ведь люди не уходили оттуда. Фактически они могли рассчитывать на стабильный заработок. Возможно, контроль качества был организован ненадлежащим образом. Ведь специалисты метрополитена принимали работы и закрыли глаза на некоторые детали, — отметила Татьяна Романчева.
Пока проблемы есть, но чисто с эстетической точки зрения. В МКУ «ГУММиД» уточнили, что в порядке гарантийных и договорных обязательств генподрядная организация ООО «СК «УС-620» должна еще выполнить архитектурную отделку потолков под люстрами на платформе. Их планируется покрасить и сделать облицовку перфорированными металлическими панелями. На вопрос, когда будут завершены работы, специалисты отвечают расплывчато: в 2019 году.
Кроме того, выяснилось, что генподрядная организация сорвала сроки строительства вентиляционного узла № 2. В настоящее время вопрос рассматривается. Как сообщили ИА «В городе N» ранее в министерстве строительства Нижегородской области, проблема связана с необходимостью проведения работ по закреплению грунтов. Субподрядная организация частично выполнила их на втором вентиляционном узле, но керны — образцы породы, полученные в результате бурения контрольных скважин, не достигли прочностных характеристик, предусмотренных рабочей документацией. Таким образом, вести дальше горно-проходческие работы не представлялось возможным.
В настоящее время с целью продолжения выполнения строительно-монтажных работ по закреплению грунтов на ВУ-2 ООО «СК „УС-620“ совместно с МКУ „ГУММиД“ прорабатывается вопрос их реализации другим методом, — пояснили в министерстве строительства.
Как заверили в ГУММиД, на безопасность станции этот факт никак не влияет, но работы будут вестись, и завершить их также планируется в 2019 году.
Напомним, контрольно-счетная палата Нижегородской области также выявила нарушения и недостатки при строительстве станции метро «Стрелка» на общую сумму более 923 млн рублей. Администрации города и ГУММиД направлены представления об их устранении и привлечении виновных к ответственности.
Фото: Надежда Кей