Top.Mail.Ru

«Рэп — это не музыка», — ректор НГК имени Глинки Эдуард Фертельмейстер

196
16+

«Музыка — это стенография чувств», — уверял Лев Толстой. И действительно, она способна врываться в самые укромные кладовые души и выражать ее тончайшие движения, неподвластные слову. Музыка заставляет замирать зал, восторженно внимающий проникновенной мелодии скрипки или мощным звукам целого оркестра.

Кто же стоит за всем этим происходящим на сцене волшебством?

Часто ли молодое поколение слушает классическую музыку и посещает театры и концертные залы?

Сложно ли начинающим специалистам с высшим музыкальным образованием найти работу?

Об этом и многом другом рассказал корреспонденту ИА «В городе N» ректор Нижегородской государственной консерватории имени Глинки Эдуард Борисович Фертельмейстер.

В прошлом году исполнилось 70 лет Нижегородской консерватории, в этом — семидесятилетний юбилей отмечаете вы, ее ректор. Вы сами были студентом Горьковской консерватории и окончили ее в 1972 году. Сильно ли за это время изменился вуз?

Я думаю, что мы идем в противоположные стороны: я постарел, консерватория помолодела. Даже после 70-ти лет она становится более юной, интересной, яркой, а те, кто в ней работают, — наоборот, и это естественный процесс жизни. Каждый специалист консерватории делает важное и полезное дело — развивает музыку и музыкальное образование, а затем уходит и передает эстафету следующему.

В ближайшее время и я заканчиваю свою деятельность в консерватории в качестве ректора, но остаюсь работать в ней преподавателем.

По-вашему, что такое консерватория для Нижнего Новгорода сегодня?

Нижегородская консерватория сейчас — одна из ведущих в стране. Мы получаем грант президента как один из лучших вузов России, и, я думаю, этим все сказано.

Бытует мнение, что молодое поколение редко слушает классическую музыку. Это стереотип?

К огромному сожалению, это правда. Эстетическое музыкальное воспитание в общеобразовательных школах практически отсутствует, а чтобы слушать классическую музыку, нужно иметь подготовку с раннего детства.

Музыка гармонизирует эмоциональное и логическое развитие человека.

Музыка — одно из важнейших звеньев развития человека — нужна не просто для того, чтобы ей наслаждаться: она гармонизирует эмоциональное и логическое развитие.

Сейчас люди часто имеют хорошую компьютерную грамотность, в то время как их эмоциональное развитие очень отстает. Однако правое и левое полушарии мозга должны развиваться параллельно и сбалансировано, а музыка, живопись, хореография как раз отвечают за эмоциональные качества человека.

А можно ли популяризировать классическую музыку?

В последнее время на центральном телевидении появилось много хороших проектов. Например, «Большая опера» и «Голос» — все они привлекают внимание людей к постижению музыкальных высот и престижу музыкального образования. Я считаю, это замечательно.

Необходимо создавать радиостанции, конкурентные тем, где ставят легкую эстрадную музыку, чтобы она подвинулась и уступила место музыкальной классике.

Городу не хватает центральной музыкальной школы, нужны новое здание оперного театра и качественный концертный зал. Только тогда мы сможем действительно считаться культурной столицей Поволжья.

А нравится ли вам современная музыка, например, рэп?

Популярная эстрадная музыка по-своему хороша, но надо понимать, что хороша не только она.

Рэп — это не музыка, а синтез слов и ритма.

К рэпу я отношусь не как к музыке, а как к синтезу слов и ритма. Музыки там практически нет. Это ритмическое чтение стихов, а иногда даже и прозы, заложенное в жесткие ритмические формы, которые воздействуют на слушателя порой сильнее, чем просто стихи.

Можете ли вы выделить современных композиторов?

Мне импонирует Гия Канчели — это гениальный композитор. Также я с восторгом отношусь к опусам, созданным Ллойдом Уэббером. Эти два полярных композиторских имени говорят о моей «всеядности» в музыке.

А любимое произведение?

Когда ты музыкант, трудно назвать только одно такое произведение. Их — миллион, но одно из наиболее интересных и трогающих меня в последние годы — музыка Эннио Морриконе к фильму «Однажды в Америке».

Какая постановка, музыку к которой Вы написали, дольше всех держалась в репертуаре и имела успех у публики?

Спектакль «Крылья Дюймовочки» для нижегородского ТЮЗа был впервые поставлен в 1975 году и держался в репертуаре около 20 лет, а потом через 10 лет был заново восстановлен и шел еще столько же. 15 лет на сцене ТЮЗа шел спектакль «Песнь о Данко». Среди «долгожителей» — постановка в камерном театре имени Степанова «Дикая собака Динго», которая идет уже 10 лет.

Во сколько лет Вы впервые начали сочинять музыку? Что вас вдохновило?

Трудно сказать, что меня тогда вдохновило. Наверное, любовь к музыке и желание сказать что-то свое. Мне тогда было около 15 лет.

Надо быть честным: к музыке и к себе.

Что Вы можете посоветовать молодым начинающим композиторам?

Надо быть честным: к музыке и к себе. Не делать музыку средством наживы, санками, на которых скользишь с горы к истокам славы. Композиторство — трудный подъем, и ни в коем случае нельзя гнаться ни за славой, ни за деньгами.

Как вы уже сказали, музыкальный вкус закладывают человеку родители ещё в детстве. Как же привить ребенку любовь к классической музыке?

Для начала, не пугать его ей и начинать знакомство с доступной музыки, например, с детских пьес. Естественно, ребенку нужно рассказывать, о чем эти пьесы: тогда у него родятся собственные ассоциации. Попросить ребенка спеть или простучать мелодию. Только когда малыш полюбит слушать музыку, можно начать заниматься техникой исполнения.

Совсем маленьким слушателям стоит включать популярную классическую музыку.

Не секрет, что в наше время выпускникам вузов трудно найти работу. Если говорить о высшем музыкальном образовании, где профессии редкие и творческие, у всех ли выпускников получается трудоустроиться по специальности?

У нас в консерватории есть отдел содействия трудоустройству, проходят ярмарки вакансий. Мы создаем возможность для переговоров руководителей разных организаций, в том числе филармонии, театров, с нашими выпускниками. За некоторых из них у работодателей возникает настоящая борьба, и мы этому очень рады. 98% наших выпускников работают по специальности.

Эдуард Борисович, как вы собираетесь отпраздновать ваш юбилей?

Я бы хотел пригласить всех нижегородцев на концерты, посвященные моему 70-летию, которые пройдут на разных сценах города с 19 по 22 декабря. 19 декабря состоится концерт хоровой музыки в Нижегородской консерватории. В театре оперы и балета 20 декабря пройдет спектакль «Коко Шанель: страницы жизни», а 21 декабря — мюзикл «Красавец мужчина». 22 декабря состоится заключительный гала-концерт в Кремлевском концертном зале, где будут исполнены мои симфонические произведения и фрагменты мюзиклов.

 

Фото: Наталия Болотова, пресс-служба НГК имени Глинки

Автор: Наталия Болотова