Top.Mail.Ru

Вводить квоты на зарубежное кино в России сейчас нельзя, - Карен Шахназаров

37

В 2014 году самое крупное ведущее предприятие киноиндустрии России — киноконцерн «Мосфильм» — отмечает свое 90-летие. В честь этой круглой даты в Нижнем Новгороде с 15 по 30 апреля проходит фестиваль «Мосфильму — 90».

Гостем открытия фестиваля стал заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РФ, генеральный директор «Мосфильма», кинорежиссер Карен Георгиевич Шахназаров. По его словам, фестиваль проходит в столице Приволжья неслучайно. С Нижним Новгородом и областью у него имеется особая связь. «Я люблю Нижний Новгород», — признался режиссер.

Дело в том, что мать Карена Шахназарова родом из села Салган Краснооктябрьского района, а двоюродная сестра живет в Дзержинске. В день открытия фестиваля нижегородские журналисты встретились с режиссером и поговорили с ним о российском кинематографе, возрождении детского кино, съемках в Крыму и о многом другом.

Режиссер не критик

На встречах с известными деятелями культуры и искусства провинциальные журналисты очень любят задавать вопросы о своих прославившихся земляках. Вот и на этот раз представители СМИ поинтересовались у Карена Шахназарова, что он думает об уроженце Нижнего Новгорода режиссере Александре Велединском, который в 2014 году получил премию «Золотой орел» за лучшую режиссуру, и как относится к фильму Велединского «Географ глобус пропил».

«Я не очень люблю оценивать фильмы, да и не получится это у меня это. Во-первых, я режиссер, а не критик. Во-вторых, я директор „Мосфильма“, у меня все работают. Картины бывают разного качества, но я не считаю, что могу публично их оценивать. С Велединским мы знакомы неблизко. У нас даже был общий проект, но как-то не сложилось. На мой взгляд, он человек одаренный. Наверное, один из самых интересных режиссеров в России — самобытный, со своим взглядом, стилем. Быть может, именно поэтому его картина получила такой отклик у зрителей».

Почему не снять кино в Нижегородской области?

«Карен Георгиевич, планируете ли Вы снять кино в Нижегородской области?», — поинтересовались журналисты у гостя.

«У вас Михалков снимает (смеется — прим.ред.). Если серьезно, тут замечательные места, поэтому не исключаю, что-нибудь да сниму в Нижегородской области. Кстати, я выбирал в Дзержинске натуру для „Тигра“ (фильм 2012 года „Белый тигр“ — прим.ред). Особенно мне понравилось в Гороховце. Места там очень хорошие, необыкновенно красивые».

О квотировании российских фильмов

«Российское кино весьма слабое. Да, у нас есть достойные картины и хорошие мастера, но семьдесят картин в год — это по большому счету для России не кинематография. Сегодня Франция делает почти четыреста фильмов, Швеция — порядка шестидесяти. СССР делал в год двести пятьдесят фильмов. Россия в 2013 году сделала, кажется, семьдесят картин. На мой взгляд, в киноиндустрии количество картин имеет значение. Из четырех картин лишь одна может идти в кинотеатральный прокат. Это пропорция, которая существует во всем мире: Америке, Китае, Индии. И не значит, что те три остальные картины плохие. Они просто не для широкого проката. Так устроен кинематограф, и эту пропорцию никогда не изменишь. В общем, если вы делаете семьдесят картин в год, то в прокат могут идти пятнадцать-двадцать картин».

Не так давно российское правительство поддержало законопроект о квоте на показ национальных кинофильмов в кинотеатрах страны. Законопроект устанавливает для кинопрокатчиков минимальную долю отечественных фильмов от общего количества сеансов. В 2013 году эта доля составила не менее 20%. Интересно, а что думает о квотировании именитый российский режиссер?

«Я сторонник отечественного кино, но считаю, что вводить квоты на зарубежное кино сейчас нельзя. Мы не выдержим этого, нам просто нечего показывать. Квоту можно вводить, если вы делаете триста картин в год, но если вы делаете семьдесят картин, то какие квоты? Вам фильмов хватит на один месяц, а что оставшиеся одиннадцать месяцев делать будете? Американцы производят около тысячи картин в год. Американские компании приходят на рынок, а в пакете у них, к примеру, сто картин. Российский же производитель приходит с одним-двумя фильмами. И что? Американец покрывает репертуар во всем мире. России надо производить хотя бы двести картин. Индийцы производят полторы тысячи картин. Китайцы, по-моему, тоже огромное количество кино производят. Вроде, у них в год разрешено показывать только двадцать пять иностранных фильмов, но при этом у них такое количество своих картин! <…>

Если вы ищете пути продвижения отечественного кино, то надо это делать каким-то другим способом. Я считаю, что необходимо снижать цены на билеты в кино на отечественные фильмы. Все равно наше кино в основном делается на государственные деньги. А квотирование, на мой взгляд, сегодня не сработает».

Детское кино — детям

Затронула нижегородская пресса и тему детского кино в современной России. На самом деле, режиссер Шахназаров уже не раз высказывался по данному поводу. Как считает Карен Георгиевич, индустрия детского кино в России переживает глубочайший кризис, и, чтобы выйти из этого кризиса, может понадобиться несколько лет.

«В Советском Союзе детское кино было одним из самых лучших в мире. Детское кино — это отдельная профессия. Строго говоря, я такое кино не сниму. Здесь нужны люди, которые не только любят детей, но и умеют делать картины, понятные детям. Плюс ко всему работа в детском кино очень неблагодарное дело. В таком кино мало стимулов для его авторов: на фестивали детское кино не берут, критики про него не пишут, премий больших не дают. Работать в детском кино — обрекать себя на определенный второй ряд в кинематографе. Тогда как в советское время люди, работавшие в этой сфере, даже зарабатывали больше.

У нас была плеяда замечательных мастеров: Надежда Кошеверова, Ричард Викторов. Работала целая студия Горького (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького — прим.ред.). Сейчас студия работает, но уже не как детская. На детское кино просто нет денег. Я считаю, что для детского кино надо выделять финансирование, но и этого недостаточно. Если вы сегодня выделите на это кино триллион рублей, оно все равно не появится, потому что людей, которые могут его сделать, — нет. Должна быть программа, последовательное воссоздание детского кино, и самое главное — выращивание людей, которые могут его снимать. На это уйдет несколько лет. Для начала надо делать хотя бы три детских киноленты в год. Это должно быть не детское кино для взрослых, а кино, ориентированное именно на детей. Пока я этого не наблюдаю».

Будущее — за сериалами

Раньше, лет десять назад, слово «сериал» вызывало у нас весьма негативные эмоции. Сериал ассоциировался с так называемой «мыльной оперой», то есть чем-то дешевым, некачественным, но при этом очень душещипательным. Но времена меняются. Сегодня вовсе не стыдно признаться в приличном обществе, что смотришь какой-то сериал. Особенно, если это сериал такого уровня, как «Игра престол ов» или «Настоящий детектив». Но что же думает Карен Шахназаров о сериалах?

«В моем понимании сериал — это часть кино, приспособленная для телевидения. Для режиссера нет большой разницы, снимаешь ты кино или сериал. Сейчас сериал начинает доминировать, и он будет доминировать. Именно поэтому телеканалы, особенно „Первый“ и „Россия“, делают такие богатые сериалы. Думаю, они сильно подвинут прокатное кино, которое станет более артхаусным. За сериалами — будущее. Другой вопрос, что сейчас их производят огромное количество. Много такой дряни… <…>

Сериалы стали более важными для зрителя. Как я уже сказал, за сериалами — будущее, но я к этому спокойно отношусь. У „Мосфильма“ около восьмидесяти процентов продукции — это сериалы, но между сериалами и кино я большой разницы не вижу. Кстати, мне предложили большой сериал. Не знаю еще, буду я его делать или нет. Но он с очень большим бюджетом».

Строительство киностудии в Ялте — это деньги на ветер

После присоединения Республики Крым к Российской Федерации в Правительстве заговорили о судьбе Ялтинской киностудии. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил рассмотреть возможности студии для съемок отечественного кино, а Союз кинематографистов России предложил не только построить новую студию в Ялте, но и создать на ее базе Центр молодых кинематографистов. Однако, по мнению гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова, строить там студию не рентабельно.

«Она (Ялтинская киностудия — прим.ред.) никогда не была в полной степени студией. Это был филиал студии Горького. Конечно, Крым — потрясающее место для съемок. Я снимал там дважды. Крым обладает прекрасным климатом, сезон очень длинный, натура необыкновенная. Там можно снимать все, что угодно: горы, пустыни, леса, интересные города. Для съемок Крым является совершенно уникальным местом. Другое дело, что студия для этого не нужна. Нужна арендная база, чтобы не тащить какую-то тяжелую технику из Москвы. Если построить в Ялте павильоны, я абсолютно уверен, что никто не поедет снимать в них.
В свое время Ялтинская киностудия задумывалась как некое подобие Голливуду, но не сложилось. Америка — другая страна, она децентрализована. В ней возник Лос-Анджелес отдельно от Вашингтона, Нью-Йорка. У нас же, как во всей Европе: центр кино находится в столице, в Москве. Кинематографисты не переедут жить в Крым, только если на пенсии. Пытаться сделать там какую-то большую студию — это выбросить деньги».

Когда творится история, режиссерам лучше молчать

Историческое кино сегодня становится все более и более популярным. Поэтому вполне возможно, что и события, разворачивающиеся последнее время в Крыму и в Украине, станут востребованными у режиссеров кино. Однако, как считает Карен Шахназаров, снимать такие картины по горячим следам нельзя. Необходимо выждать и посмотреть, чем дело кончится.

«Я бы советовал снимать фильмы, отражающие нынешние события в Крыму, лет через пятьдесят. Современная ситуация интересна тем, что на наших глазах вершится история. Мое поколение застало распад СССР. Сейчас мы видим какой-то новый всплеск. И я думаю, что события эти очень важные, способные оказать влияние на весь ход истории XXI века. У меня такое чувство, что за этими событиями стоят большие последствия. Но дело в том, что ты не можешь в этот момент делать кино. Ты еще не понимаешь смысла происходящего. Я, например, до сих пор не понимаю смысл распада СССР. В чем смысл? Ну, наверняка, в чем-то он есть. Просто еще мало времени прошло. Снимая кино о событиях, которые происходят сейчас, очень легко допустить ошибку, легко не понять, не почувствовать. Мы не знаем, к чему все это приведет. Не случайно Лев Толстой писал „Войну и мир“ спустя пятьдесят лет после 1812 года. Повторюсь, я бы не советовал сейчас никому браться за эту тему. События необыкновенные, их нужно впитывать, смотреть на них и думать. Чтобы делать об этом кино, должно быть хоть какое-то понимание, к чему это все, что за этим стоит, должно быть хоть какое-то осмысление. Сделаешь ты сейчас фильм, а события изменились, и все, нет твоего фильма. В момент, когда творится история, нашему брату лучше молчать».

Накануне православного праздника

Встреча с известным российским режиссером, автором культового «Курьера» состоялась в начале страстной недели. В связи с этим журналисты поинтересовались у Карена Георгиевича, как он относится к светлому празднику Пасхи.

«Я вообще не очень воцерквленный человек. Да, я православный, но поскольку вырос в советское время, от религии я далек. У меня есть свой взгляд на Бога, однако с праздниками у меня сложно. Смотрю, молодежь сегодня начинает посты соблюдать. Есть такая тенденция, и мне это нравится. Я считаю, это правильно. Но меня всегда смешит то, как наши партийные руководители со свечками стоят. Ну чего обманывать себя? Мы такие, мы выросли в такое время. У меня на школе, например, было написано „Бога нет“ (смеется — прим.ред.)».