В преддверии Международного дня астрономии Нижний Новгород посетил летчик-космонавт РФ, бывший помощник российского президента, юрист и писатель Юрий Батурин. Герой Российской Федерации и автор более двухсот научных работ 13 мая провел лекцию в Нижегородском планетарии.
Батурин побывал в космосе дважды — в 1998 и 2001 годах на кораблях «Союз ТМ-28» и «Союз ТМ-32». Теперь он занимает пост секретаря Союза журналистов РФ, директора Института истории естествознания и техники РАН, а также председателя Союза художников России.
На встрече с нижегородцами ученый поделился своими мыслями о будущем космонавтики, рассказал, что не так с нашумевшим космодромом «Восточный» и ответил на вечный вопрос — высаживались ли американцы на Луну.
«Часто в последнее время говорят о том, что российская космонавтика не получилась. Мы долгое время жили на советском наследии: многое в развитии космонавтики было сделано до нас, а мы этим пользуемся. Еще говорят, что стало хуже потому, что ушли специалисты, и работа в космической отрасли стала непрестижной, новых кадров нет, нет новых идей, появилась коррупция. Многие наслышаны о том, что происходило на космодроме „Восточный“. В чем-то здесь смысл есть, есть правда.
Проблема мировой космонавтики сейчас в том, что она вся находится в состоянии кризиса идей. Совершенно неясно, куда лететь, зачем лететь, что нужно делать. И это касается не только России».
«Лунный заговор» — кому верить?
«В Соединенных Штатах приходит один президент и говорит „Мы возвращаемся на Луну“, приходит другой президент и говорит „Луна — пройденный этап, мы летим на Марс“, готовится новый президент и говорит „Надо высадиться на астероид“. Политические решения не могут иметь стратегического значения. Хотя можно привести пример, когда подобные политические решения оказывались весьма эффективными: президент Кеннеди принял решение, что страна должна высадиться на Луну, и это стало национальной программой США. Этим они завели экономику США, которая тогда находилась в состоянии рецессии. Политическое решение может работать, но оно должно быть чем-то мотивировано, как-то подкреплено.
Я не знаю, как доказать неверующим, что американцы высаживались на Луну. Она находится недалеко, и визуально наблюдается в подзорную трубу уже много веков. Средствами наблюдения уже в 60-е годы можно было зафиксировать сам корабль, который туда летел и его возвращение обратно. Когда готовился американский старт на Луну, у нас создали специальную организацию и поставили станцию перехвата всех разговоров. Качество записи плохое, но она существует. Тем, кто выдвигает доказательства против высадки, я бы рекомендовал изучать физику, инженерные науки, и они легко найдут ответы на свои вопросы».
Первый искусственный спутник запустили вместо бомбы
«Откуда возник современный кризис космонавтики? Теоретик мировой космонавтики Константин Эдуардович Циолковский говорил, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует научный расчет, и в конце концов исполнение венчает мысль. Фактически он сформулировал алгоритм инновационного цикла. Все начинается со сказочника. Должна быть какая-то безумная идея.
Даже первый искусственный спутник, как способ исследования космоса, запустить было очень непросто. Потому что от Королева (Сергей Королев — советский конструктов и основоположник практической космонавтики — прим. ред.) требовали решения практической задачи — создания баллистической ракеты, способной донести ядерный заряд до нужной точки на другом континенте. А с этим зарядом не получалось — при вхождении в плотные слои атмосферы на больших скоростях данная часть разрушалась. И тогда Королев сказал: «Давайте мы запустим спутник, и все поймут, что раз мы можем спутник запустить, то мы сможем доставить что угодно в любую точку.
Только через день-два после запуска политическое руководство стало осознавать, какой большой шаг сделан, и какой резонанс во всем мире вызвало это событие. Человек тысячелетиями бросал камень в небо, и тот всегда возвращался назад, а сейчас вдруг впервые не вернулся — им оказался спутник. Именно тогда началась космическая гонка».
Перед полетом Гагарина из «Востока» выдирали килограммы кабеля
«Сегодня я иногда слышу от молодых людей такие высказывания про Юрия Гагарина: „Ну, а что, собственно такого? Стартовал один виток, сел — и герой“. Наверняка многие видели голливудские фильмы „Армагеддон“ или „Гравитация“ — я на них смотрю как на коллекцию ошибок и незнание законов природы. Хотя, все очень зрелищно — люди смотрят, волнуются и переживают. Так вот, если бы вы знали, как готовился и проходил полет Гагарина, какие там были нештатные ситуации, и как люди за него переживали.
Во время полета очень многое значит вес. От него зависит центровка, от центровки зависит устойчивость полета, а вывод лишних килограммов никому рассчитывать не хотелось — все было на пределе. Когда за двое суток до старта прошло взвешивание Гагарина с креслом, как положено, оказался перевес на четырнадцать килограммов.
У Гагарина было целых два дублера — Герман Титов и Григорий Нелюбов. Думаете, взяли кого-то из них и взвесили? Да нет, послали инженеров с кусачками, которые должны были облегчить корабль. В корабле находились системы, которые были нужны во время предыдущих беспилотных полетов, но не нужны при пилотируемых. Например, система автоматического подрыва — на тот случай, если корабль будет садиться на территории чужого государства. И вот два инженера „выкусывали“ оттуда лишние кабели, не имея перед собой схемы прокладки кабельной сети. Представьте себе, вы у себя на даче или в квартире перерезаете таким образом проводку — что будет? А они это сделали».
«Гагарину положили с собой запас еды и воды на десять дней»
«На следующий день обнаружилась поразительная гальваническая связь между корпусом корабля и корпусом ракеты. Возникла она как раз из-за этой работы кусачками. Была создана комиссия, которой было поручено решить, что делать. Гагарин спал, Титов спал, Королев не спал, потому что он ждал, что ему скажут.
В четыре утра ему доложили, что со старта предлагается уходить на аккумуляторах, отключив резервное питание. Такого никогда еще не делали. Все системы „Востока“ были резервированы, за исключением тормозного двигателя. Тогда был предусмотрен режим резервного спуска за счет естественного торможения в атмосфере. И Гагарину положили с собой запас еды и воды на десять дней — на случай, если придется ждать, пока корабль затормозит и вернется. Можно долго рассказывать о том, как готовился этот полет. Это был самый сложный виток в истории космонавтики».
Американцы идут вперед, создавая лазерные корабли
«Еще Циолковский говорил, что в будущем люди не будут столь неразумными, чтобы возить с собой все горючее, которое они используют за несколько секунд. Выведение на орбиту занимает 526 секунд. За это время тонны сжигаются тонны горючего. Где же выход из этой ситуации? Как можно преодолеть этот кризис? Это произойдет тогда, когда будет сделано какое-то новое открытие в одной из естественных наук, которое сможет использовать инженер, занимающийся космической деятельностью. Та страна, которая первой узнает об этом революционном открытии, получит фору в новом цикле космической гонки, который неминуемо возникнет.
Одним из таких предложений стало использование лазера вместо перевозки горючего. Однако в 70-х годах, когда эта идея была выдвинута американским инженером Артуром Кантровицем, не было таких мощных лазеров, которые могли бы даже маленький космический аппарат вывести на орбиту. Сегодня они уже есть, но проблема в том, что лазер — это средство двойного назначения, военного и гражданского. Пока страны не договорятся между собой о правилах использования подобных технических средств, как лазеры в космосе, вряд ли что-то получится.
Но уже появился такой термин как Lightcraft („Световой корабль“), а в США даже есть такая корпорация. Физики США и Японии, с присутствием российских, китайских и европейских ученых, проводят симпозиумы по лазерному старту. Я это рассказываю не для того, чтобы сказать, что здесь выход из кризиса, совсем нет. Я хочу просто показать пример того, что нужно где-то искать».
«Многоразовые носители — не прорыв в науке»
«То, что делается сейчас в пилотируемой космонавтике, производит впечатление простого улучшения того, что уже было сделано. Ну, полетят на другую планету, выйдут за пределы Солнечной системы, десять лет будут ездить по Марсу, а приборы будут анализировать. Но это уже было, это не качественное изменение.
Многоразовые носители — это также не прорыв в науке, это прорыв на рынке космических услуг. Использовать многоразовую ракету для пилотируемого запуска не будут, потому что при каждом новом запуске ее надежность снижается, а сейчас не времена Гагарина, сейчас это не пройдет. Для спутников такой вариант может быть экономнее, но сами спутники сейчас становятся все меньше и меньше, иногда их даже запускают вручную — с борта МКС, при выходе в открытый космос».
Казахстан выгонит Россию с Байконура?
«Каждый космодром имел и имеет свои задачи, во многом определяемые его географическим положением. Эти задачи сохраняются, поэтому и Капустин Яр будет использоваться, и Байконур будет использоваться до тех пор, пока нас оттуда Казахстан не выгонит. Аренда кончается в 2049 году, и не факт, что договор сохранится до этого времени. Назарбаев к нам хорошо относится, но кто придет после него, я не знаю. Кто-то другой может поставить задачу прекратить все космическое сотрудничество с Россией.
Собственно говоря, „Восточный“ для этого и строился: это политический жест, демонстрация того, что если нам придется уходить, то мы все будем делать с „Восточного“. Но на самом деле, повторить то, что наши строители создали на Байконуре, построили, возвели, мы просто не сможем — не хватит ни сил, ни денег».
«Восточный»: все строительство шло с нарушением правил
«К тому же, „Восточный“ строили совершенно не так, как нужно строить космодромы. Сначала надо было решить, куда лететь. Потом понять, какой корабль нужен, чтобы туда долететь. Потом уже думаешь о том, какая ракета вынесет этот корабль на орбиту. И только потом говоришь, какой стартовый стол тебе нужен. А здесь все было наоборот: расчистили площадку, и потом решили: „Подо что ставим? Ну, давайте под „Союз“ поставим“. Куда лететь? И все строительство шло с нарушением правил и СНиПов. Все было нарушено, что только можно было нарушить. Это неизбежно скажется на последующей эксплуатации. И я с волнением думаю о том, что ребятам когда-то придется стартовать оттуда».
«На первое место вышли деньги, а не научный интерес»
«Цивилизация меняется, люди предпочитают зарабатывать артрит больших пальцев, нажимая на кнопки на экране, получая информацию оттуда, играя в игры. Хотите вы или нет, у детей, которые так учатся, мышление формируется иначе. Не хочу сказать, что они хуже. Просто они думают по-другому. А в нашей стране сейчас поменялась система ценностей, и на первое место вышли деньги, а не научный интерес.
Вообще американцы установили, что в мире примерно 3–4% людей, которые способны к научной работе. Способны! Это не значит, что они все пошли в научную сферу и там работают. Если это так, то тех, кто предлагает гениальные решения, среди этого процента совсем мало.
А сейчас, с моей точки зрения, наука вообще подвергается разгрому — сокращения кадровые и качественные. То же самое и с образованием. Я считаю, что школьное образование стало куда ниже. Должен сказать, что те задачи, которые мы щелкали, нынешние школьники решить бы не смогли. Их просто оберегают, лишние занятия стараются не назначать, астрономию исключили из школьной программы. Еще спасибо, что планетарии сохраняются».