Top.Mail.Ru

Первый съезд историков региона прошел в Нижнем Новгороде

Наука
2

Первый съезд историков и преподавателей истории прошел в Нижнем Новгороде вчера, 6 ноября. В заседании приняли участие председатель Совета ректоров вузов Нижегородской области Роман Стронгин, министр образования в регионе Сергей Наумов, ректоры и преподаватели истории нижегородских университетов, а также учителя истории школ Нижнего Новгорода и области.

Во время пленарного заседания участники мероприятия обозначили основные проблемы и задачи современного преподавания исторических наук. В частности, наиболее остро в рамках обсуждения были поставлены вопросы об изучении в школах региональной истории, а также истории городов Нижегородской области. По мнению учителей, так называемому краеведению в современных общеобразовательных учреждениях не уделяется должного внимания. Вторым глобальным вопросом съезда стало сохранение исторической памяти региона, причем не только в рамках преподавания дисциплины в школе, но и с помощью усиления пропаганды патриотизма во время празднования национально значимых событий — таких, как, например, День народного единства.

Еще один значимый вопрос — о недостатке часов, отведенных на изучение истории в рамках школьной программы, — поднял во время своего выступления министр образования Нижегородской области Сергей Наумов. На данную реплику зал единогласно ответил одобряющими аплодисментами.

По окончании пленарного заседания работа съезда продолжилась в пяти секциях, открывшихся в ННГУ имени Н. И. Лобачевского, Мининском университете и музее науки «Нижегородская радиолаборатория». По итогам съезда его участники подписали резолюцию и решили внести некоторые предложения в разработку образовательной программы. Среди пунктов резолюции — увеличение количества уроков истории в школе, возврат к линейному преподаванию истории, необходимость установления контроля общественной палаты за созданием учебного пособия по истории Нижегородской области, расширение рабочей группы, созданной для решения данного вопроса; прекращение процесса реорганизации исторических кафедр и факультетов в вузах региона. Кроме того, специалисты пожаловались на увеличение преподавательской нагрузки в образовательных учреждениях.

А вот относительно создания и введения для всех общеобразовательных учреждений единого учебника по истории точки зрения членов президиума съезда оказались различными. По словам Романа Стронгина, такое учебное пособие современной системе образования просто необходимо. «Двух историй у страны быть не может, — заметил председатель Совета ректоров вузов региона. — Да, найти баланс между всеми существующими трудами по истории будет непросто, так как история любой страны тесно связана с политикой, и существование истории как перечня голых фактов — просто миф. История как наука должна представлять собой тщательный анализ судьбы народа, в данном случае, русского».

Придерживается такого мнения и ректор НГПУ имени Минина Александр Федоров: «Государство должно высказать единое целостное понимание истории России. Это и называется идеологией народа, без которой не может существовать страна. Да, мы должны готовить инженеров, они — наше будущее, но если мы не будем обучать детей гуманитарным наукам, через некоторое время от нашего государства не останется ничего».

Против запрета в школах существующих учебников истории и введения одного, единого для всей страны, издания высказался министр образования Нижегородской области Сергей Наумов. По его словам, детей необходимо научить работать с различными материалами и делать на основании прочитанного верные выводы, в свою очередь, залогом такого преподавания являются сердечность и правдивость в подаче того или иного факта истории страны.