Напиток «Тархун» известен и любим многим еще с детства. Это один из первых лимонадов в мире — его придумал аптекарь из Тифлисса Митрофан Лагидзе в 1887 году. Он добавил в минеральную газированную воду экстракт эстрагона (он же тархун) и получил тот самый легендарный вкус. Сейчас большинство производителей достигают этого аромата и вкуса с помощью добавок, а цвета — с помощью красителей. В Росконтроле решили проверить, какая марка «Тархуна» является самой вкусной, безопасной и качественной.
Фото: ru.wikipedia.org / User:Mattes
Рейтинг «Тархуна»
1. «Напитки из Черноголовки» — 61 балл
Этот напиток оказался не только безопасным и качественным, но и удивительно вкусным. Это тот редкий случай, когда продукт набрал наивысшие баллы по итогам дегустации. И это не удивительно, ведь продукт произведен из натурального сырья — в его составе действительно есть экстракт эстрагона, а не только ароматизатор.
2. Ascania — 58 баллов
Образец также успешно прошел проверку по показателям безопасности и качества. При его изготовлении используется натуральный экстракт тархуна. А вот подсластителей в нем не обнаружено. Как и наличие инвертного сиропа (из дешевого сырья).
3. «Маркет Перекресток» — 50 баллов
Этот лимонад оказался абсолютно безопасным, но уже не столь натуральным. В его составе нет экстракта тархуна, зато используется натуральный ароматизатор «с маслом эстрагона». Кстати, по части маркировки производитель оказался предельно честным.
4. «Хилиани» — 49 баллов
А этим образцом открывается список товаров с замечаниями. Конкретно к нему возникли претензии по маркировке — на этикетке написано, что в составе есть краситель Е102, но нет предупреждения, что он может негативно сказываться на активности и внимании детей. Из плюсов: используется натуральный компонент — настой тархуна.
5. «Широкий Карамыш» — 34 балла
И этот бренд не попал в перечень рекомендованных товаров. Причина та же, что и у предыдущего образца — недостоверная маркировка. Если быть точнее, то изготовитель указал не тот краситель — вместо Е133 написано Е131. А еще этот напиток показался экспертам самым невкусным — он получил низшую оценку при дегустации.
6. «Вкус года» — черный список
Этот производитель «провинился» тем, что умолчал сразу о двух синтетических красителях, которые входят в состав его продукта — Е102 и Е131. Причем первый может негативно влияет на когнитивные способности детей, о чем обязательно нужно писать на этикетке.
Что не так с зеленым цветом
Фото: flickr.com / lambdageek
Изначально «Тархун» имел ярко-зеленый цвет за счет экстракта эстрагона. Очевидно, что сейчас такого оттенка производители добиваются при помощи красителей. Но и они бывают разными: натуральными или синтетическими. К последним, например, относится краситель Е102 — тартразин. Считается, что это вещество способно вызывать нарушения активности и внимания у детей, поэтому о его использовании необходимо предупреждать на упаковке.
Так, из шести лимонадов, участвующих в тесте, этот краситель оказался в составе двух — «Хилиани» и «Вкус года». Но если первый честно указал это на упаковке, то второй просто решил утаить эту информацию от потребителя.
Еще одно нарушение по части использования красителей было у образца «Широкий Карамыш» — в его составе указан не тот краситель, который есть на самом деле. Что касается всех остальных марок, то они соблюли все разрешенные нормы по использованию таких добавок.
Подсластители и консерванты
Фото: commons.wikimedia.org / Forest & Kim Starr
Нередки случаи, когда для удешевления производства изготовители используют синтетические подсластители аспартам и сахаринат натрия. Среди проверенных образцов их не оказалось и это очень хорошо. Зато почти все изготовители «прокололись» на другом — инвертный сироп. Это один из самых дешевых видов сладкого сырья, который импортируется из Китая. Конечно, в нем нет ничего принципиально негативного. Плохо здесь то, что все производители решили умолчать о его использовании. И лишь марка Ascania обошлась без этого сиропа.
Что касается консервантов, то ряд из них вполне разрешен в производстве. Например, бензоат натрия. И его добавили в свой напиток абсолютно все производители. Важно, что содержание консерванта находится в допустимых пределах, а значит не является нарушением. Лидер по содержанию этого вещества — «Напитки из Черноголовки».
Проверка на вкус
Фото: commons.wikimedia.org / Uladzislau Shelestun
Конечно же, в «Тархуне» самое важное — это его неповторимый вкус. Эксперты Росконтроля продегустировали все шесть образцов и единогласно пришли к выводу, что самый вкусный — это «Напитки из Черноголовки». Этот лимонад получил максимальный балл по органолептическим свойствам.
Также хорошие оценки за вкус, цвет и аромат получила газировка бренда Ascania. А вот в аутсайдерах оказался напиток марки «Широкий Карамыш». Специалистам показалось, что его вкус недостаточно гармоничный, привкус тархуна слабо выражен, зато ваниль чувствуется слишком сильно.
Итоги
По результатам проверки однозначно рекомендованы к покупке три марки лимонада «Тархун» — «Напитки из Черноголовки», Ascania, «Маркет Перекресток». Они безопасные, качественные и очень вкусные. А первый еще и самый дешевый из всех.
Немного не дотянули до звания рекомендованных газировки «Хилиани» и «Широкий Карамыш». Конечно, они тоже вкусные и безопасные. Но вот производители оказались не самыми честными и предоставили недостоверные сведения о составе продукта.
Один лимонад и вовсе был забракован экспертами — «Вкус года». Он попал в черный список и не рекомендуется к покупке из-за недостоверной маркировки.
Ранее в Росконтроле назвали марки опасного питьевого йогурта.