Железная дорога — один из основных видов пассажирского и грузового транспорта в России. Благодаря профессионалам, поезда, связывающие разные уголки огромной страны, работают точно, как часы. Строить новые и обновлять существующие пути помогают особые специалисты — инженеры по строительству железных дорог.
Кто такой инженер по строительству железных дорог?
Инженер по строительству железных дорог обеспечивает поддержание в нормативном состоянии и развитие железнодорожной инфраструктуры. На нем лежит ответственность за весь процесс строительства путей сообщения: от геодезических изысканий до эксплуатации. Инженер проводит мониторинг технического состояния: профилактику, ремонт и прочие виды работ. Тот же специалист занимается строительством и ремонтом мостов, тоннелей.
«Всего в России существует шесть железнодорожных специальностей. Пять из них реализует СамГУПС. Самая популярная среди работодателей и студентов — „Эксплуатация железных дорог“. Каждый год на нее поступает порядка 100 человек, — рассказывает директор нижегородского филиала СамГУПС по учебной работе Николай Пшениснов. — „Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей“ — это вторая по популярности специальность, по которой готовят студентов СамГУПС. На эту специальность каждый год набирают порядка 60–70 человек».
Где выучиться на инженера по строительству железных дорог?
В Нижнем Новгороде по этой специальности обучают в единственном вузе: нижегородском филиале Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС).
По окончании школы можно получить среднее специальное образование на факультете среднего профессионального образования и довузовской подготовки. Обучение ведется по направлению «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». В 2018 году вуз принимает выпусников школ для подготовки по специальности «техник». Срок обучения составляет 3 года 10 месяцев, есть бюджетные и платные места. Прием осуществляется без вступительных экзаменов, конкурс проводится по среднему баллу аттестата.
На факультете высшего образования готовят специалистов по направлению «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». Обучение ведется в очной и заочной формах по программам специалитете, 5 и 5,5 лет соответственно. О востребованности специалистов можно судить по количеству бюджетных мест. На очном отделении их 150 (проходной балл — 122), на заочном — 25 (проходной балл — 119). Стоимость обучения составляет 93,4 тысячи рублей в год и 49,02 тысяч рублей в год соответственно.
Чтобы поступить на специальность, абитуриент должен сдать ЕГЭ по трем предметам: математике (27), физике (36) и русскому языку (36).
По словам Николая Пшеснова, за время обучения будущие инженеры проходят четыре вида практики. На втором курсе — учебная ознакомительная практика, которая длится четыре недели. Студентов распределяют по профильным предприятиям ГЖД, ознакомляют их с технологией работ, связанных с эксплуатацией и строительством железнодорожного пути.
После четвертого курса проводится производственно-технологическая практика. Студенты трудоустраиваются на предприятие на полставки, как правило, монтерами пути. Они работают в составе бригады: обходят сложные участки пути под чутким руководством бригадира, проверяют их техническое состояние. При обнаружении легких неполадок устраняют их сами, в сложных случаях вызывают спецбригаду.
По окончании пятого курса студенты проходят производственную конструктивную практику. Ребят также распределяют по структурным подразделениям ГЖД. Студенты трудоустраиваются на ставки инженерно-технических работников (более высокого звена). Их задача — проанализировать технологическую карту одного из производственных процессов, поучаствовать во всех его этапах. Длительность этой практики составляет два месяца. В конце ребята составляют подробный отчет и выдвигают предложения об усовершенствовании процесса.
Последняя практика — преддипломная. Перед созданием дипломного проекта студент в течение четырех месяцев полноценно (на полную ставку) работает на конкретном предприятии. Он должен изучить техническую или научную проблему, найти решение и отразить это в своей дипломной работе.
Где работают инженеры по строительству железных дорог?
90% выпускников по специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» СамГУПС (Нижний Новгород) трудоустраиваются на предприятиях Горьковской железной дороги. Специалисты особенно востребованы в двух дирекциях ГЖД: дирекции инфраструктуры и дирекции по ремонту путей.
Остальные 10% выпускников идут на работу в муниципальные транспортные предприятия: МП «Нижегородское метро», МП «Нижегородэлектротранс». Существует ряд крупных промышленных предприятий, имеющих собственную железную дорогу: «ЛУКОЙЛ», «ВМЗ», ОАО «ГАЗ». Конечно, им требуется не так много людей, как ГЖД. Однако и такие компании запрашивают специалистов и даже оплачивают «целевые» места.
«График работы зависит от того, в какое подразделение, на какую должность попадет выпускник вуза. В строительно-монтажных бригадах работают вахтенным способом — в течение нескольких месяцев на северных участках, к примеру. В других подразделениях бывают суточные дежурства и стандартный рабочий день, — отмечает Николай Пшеснов. — Мы не говорим о физическом труде: монтеры и обходчики — это рабочие со средним специальным образованием. Выпускники вуза — это инженерно-технические сотрудники, которые работают в первую очередь головой. У них есть свое рабочее место, офис».
Сколько зарабатывают инженеры по строительству железных дорог?
Размер оплаты труда таких специалистов крупные предприятия, как правило, не оглашают. Средняя зарплата в Нижегородской области — 28 тысяч рублей в месяц. В структурах ГЖД средняя зарплата превышает 50 тысяч рублей. Для сравнения, в Санкт-Петербурге ведущему инженеру по строительству железных дорог предлагают 50 тысяч рублей в месяц, в Москве — 60–80 тысяч рублей в месяц.