Одним из главных показателей является социальная готовность дошкольника к обучению.
Приём заявлений в первые классы на 2023–2024 учебный год откроется в Нижнем Новгороде в конце марта. Именно до этого момента родителям будущих учеников предстоит решить, отдавать ребенка в школу или ещё на год оставить в садике, чтобы лучше подготовить. Сможет ли ребенок успешно осваивать школьную программу, сложатся ли у него отношения с учителем и одноклассниками, как пройдёт период адаптации ребенка к новой для него школьной жизни — вот далеко не полный спектр вопросов, которые тревожат взрослых.
В связи с этим в последний перед школой год многие родители начинают усиленно готовить ребёнка к обучению, привлекая для этого самые разнообразные ресурсы: развивающие центры, курсы подготовки, организованные при школах, частные репетиторы и т. д. При этом чаще всего основной акцент делается на обучении ребенка базовым учебным навыкам, таким как чтение, письмо, счёт.
Кандидат психологических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования факультета психологии и педагогики Мининского университета Елена Гуцу рассказала, действительно ли овладение этими навыками является определяющим условием для успешного обучения в школе.
Доктору психологических наук, профессору Леониду Абрамовичу Венгер принадлежит высказывание: «Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться». Это говорит, прежде всего, о том, что готовность к обучению — явление намного более сложное, чем просто накопленная база знаний и навыков.
Психологическая готовность к обучению является комплексной характеристикой развития всей личности ребёнка, затрагивающая его мотивационную, интеллектуальную, волевую, социальную сферы. Поэтому очевидно, что и тактика подготовки ребёнка к школе не может ограничиваться только обучением. Содержанием эффективной подготовки ребёнка к обучению, отвечающей требованиям современной школы, должно стать не опережающее изучение программы и не «напичкивание» ребёнка всякого рода информацией «впрок», а разностороннее развитие его личности. Важно понимать, что психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно в традиционных видах деятельности ребёнка-дошкольника: в труде, в игре, в общении со взрослыми и сверстниками.
На что же могут обратить внимание родители, чтобы понять, готов ли психологически ребёнок к обучению в школе?
Основу интеллектуальной готовности к обучению составляют умение думать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, умение строить логические связи, способность к концентрации внимания, развитие памяти, мелкая моторика.
Очень важным показателем является развитие речи: богатый словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе, умение составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам, серии картинок.
Очень важны общая осведомлённость и широкий кругозор ребёнка.
Не подавляйте исследовательский интерес дошкольника. Учите ребёнка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи. Тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.
Волевая готовность к обучению предполагает способность делать не только то, что хочется, но и то, что надо; не бояться трудностей, а при возникновении — разрешать их самостоятельно; способность вести себя сообразно ситуации; умение сосредоточиться, сознательно управлять эмоциями.
Важно помнить, что формирование волевой готовности эффективнее всего происходит в игре! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, подчиняться правилам, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
Также необходимо приучать ребёнка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Постепенно ребенок разовьёт в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
Чтобы понять, сформирована ли у ребенка социальная готовность к обучению, нужно ответить на следующие вопросы.
- - Умеет ли ребенок общаться с детьми? Проявляет ли инициативу в общении или ждёт, когда его позовут другие ребята?
- - Чувствует ли принятые в обществе нормы общения?
- - Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать своё мнение?
- - Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями?
К моменту поступления в школу у ребёнка должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. Интересно и полезно в свободное время организовать игру в «Школу». Устраивайте короткие (на 15–20 минут) «уроки», в которых ребёнок может играть роль как ученика, так и учителя…В ходе игры нужно давать ребёнку посильные задания и обязательно хвалить его, если он их выполнил.
Делать замечания в процессе игры можно, однако они должны носить характер рекомендаций и побуждать к дальнейшим действиям.
Помогайте ребенку преодолевать трудности. Во время совместных занятий каким-нибудь общим делом старайтесь собственным примером показывать, как нужно доводить начатое дело до конца, даже если не всё получается.
Читайте ребёнку книги и беседуйте с ним. После прочтения книги не откладывайте её сразу в сторону, задайте малышу несколько вопросов по содержанию только что прочитанного (например, кто главный герой, хороший он или плохой, как бы ты поступил и т. д.). Такие беседы способствуют развитию внимания, памяти и аналитического мышления.
А самое главное — постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора».
В заключении отметим, что для принятия взвешенного решения о том, готов ли ребёнок к обучению или отложить поступление в школу ещё на год, целесообразно обратиться за консультацией к квалифицированному психологу. Именно он сможет оценить ситуацию объективно и помочь родителям в принятии решения.
Напомним, Мининский университет оказывает родителям методическую, диагностическую и консультативную помощь по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.
Напомним, консультации экспертов-психологов осуществляются бесплатно. Записаться можно по