Нижегородские эксперты обсудили значимость «гибких навыков» и эмоционального интеллекта при приёме сотрудников на работу.
НИУ ВШЭ-Нижний Новгород, информационно-консалтинговый центр Media Strike и РБК-Нижний Новгород провели круглый стол, на котором эксперты в области образования, культуры, промышленности, банковского дела и HR обсудили значение для бизнеса воспитания кадров нового формата, обладающих так называемыми «гибкими навыками» (англ. soft skills).
Наряду с профессиональными и «цифровыми» (hard skills и digital skills), гибкие навыки являются составляющей триады компетенций, которая, по мнению бизнес-тренеров и коучей, является залогом успешности сотрудника, особенно если речь идёт о руководителях отделов и топ-менеджерах. Под «гибкими навыками» обычно подразумеваются способность человека принимать решения и его лидерские качества, коммуникативные навыки, креативность, способность к саморазвитию, а также развитый эмоциональный интеллект — который, в свою очередь, складывается из способности понимать и управлять не только своими эмоциями, но и эмоциями окружающих.
«Проще говоря, это как раз то, что Фёдор Михайлович Достоевский называл «приёмчики ваши», — пояснил директор нижегородского филиала НИУ ВШЭ Валерий Зусман на круглом столе.
Согласно исследованиям Гарвардского университета, которые представила на круглом столе специалист по развитию гибких навыков и эмоционального интеллекта из НИУ ВШЭ-Нижний Новгород Марианна Коренькова, наличие гибких навыков определяет профессиональную успешность сотрудника на 85%, в то время как профессиональные навыки или hard skills — лишь на 15%. Нижегородские эксперты, однако, с этим согласились не вполне: по наблюдению учредителя ассоциации «Нижегородская гильдия экскурсоводов» Александры Шаровой, современная молодежь связывает уж слишком большие надежды с профессиями, не требующими узкоспециализированных знаний.
«Как убежденный сторонник hard skills, я считаю, основной задачей на сегодняшний день является вернуть поэтику технического труда. На сегодняшний день есть острая потребность в специалистах, которые, возможно, не будут обладать сверхразвитым эмоциональным интеллектом, но, по крайней мере, будут профессионалами своего дела. В первую очередь, нужно развивать именно такие навыки», — уверена она. С этой позицией согласился и замминистра образования Нижегородской области Владимир Шахназаров, по мнению которого soft skills являются частью комплекса компетенций, но не заменяют его. «Приоритет должен быть за профессиональным образованием», — подчеркнул заместитель министра.
Большинство участников круглого стола сошлись на том, что любой сотрудник при приёме на работу должен априори быть компетентным в своей сфере, то есть обладать профессиональными навыками, в то время как его дальнейшее продвижение по карьерной лестнице уже будет напрямую зависеть от способности к социальной адаптации. «Я получила образование по специальности «искусствовед», и остаюсь им по сей день. Тем не менее, именно дополнительные навыки и профессиональная гибкость позволили мне заняться своей работой на совершенно другом уровне», — поделилась опытом руководитель Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО («Арсенал») Анна Гор. «Мне, как руководителю, важно целеполагание людей, которых я принимаю на работу, поэтому у нас развита система волонтёрства. Через этот опыт проходят все будущие сотрудники: это даёт им время адаптироваться и понять, действительно ли им нужна должность, на которую они пришли, а мне — увидеть, может ли новичок вписаться к коллектив», — добавила эксперт.
«Разумеется, если у сотрудника при приёме на работу нет hard skills — это совсем печально, однако должен сказать, что многим выпускникам вузов серьёзно не хватает «человековедческих» навыков» для общения с подчинёнными», — заметил председатель совета директоров WND Holdings (группа компаний НМЖК) Николай Нестеров. «Именно по этой причине, мне пришлось расстаться с большим количеством краснодипломников, которых я когда-то принимал на работу — по статистике, лишь 0,3% отличников способны руководить коллективом в силу невысокого эмоционального интеллекта. Подобно тому, как между IT-специалистом и заказчиком должен быть интерфейс, руководитель и подчинённые должны понимать друг друга, уметь говорить на одном языке», — считает эксперт.
В свою очередь, ректор Евразийской школы менеджмента и администрирования Андрей Коляда решил выразить отличное от остальных мнение, отметив, что после 2014 года Россия столкнулась с колоссальной нехваткой профессиональных управленцев. «До этого времени менеджеры могли спокойно расти в карьере, «прыгая» благодаря многочисленным ресурсам из компании в компанию и блестяще преподнося себя именно благодаря развитым soft skills. Сейчас определяющим стал профессионализм — если ты не демонстрируешь результат, тебя увольняют. По своей сути руководитель вовсе не должен быть приятным человеком, это нормально», — считает он.
Научить взрослого человека гибким навыкам и эмоциональному интеллекту крайне тяжело: это задача преимущественно дошкольного и школьного образования, согласен бизнес-тренер, специалист по эмоциональному интеллекту Сергей Уставщиков. «Наличие soft skills, как минимум, делает человека счастливым и гармоничным. К тому же, умея управлять с помощью эмоционального интеллекта всеми остальными своими навыками, он будет более успешен в профессиональном плане. Однако прежде всего необходимость получения гибких навыков лежит не столько в практической, сколько в общечеловеческой плоскости», — резюмировал он.