В настоящее время в нижегородской Вышке при поддержке научно-учебной лаборатории нейролингвистики НИУ ВШЭ действует проектная группа под руководством профессора Натальи Гронской. Основные направления работы группы: лингвистическое сопровождение операций по удалению опухолей головного мозга, исследования в области развития детской речи, разработки в области альтернативной коммуникации. Нейролингвистика — раздел науки о языке, граничащий с неврологией и психолингвистикой. Нейролингвистика изучает взаимосвязь речевой деятельности с активностью головного мозга в состоянии нормы и при его локальных поражениях.
Оплотом нейролингвистики в Вышке является научно-учебная лаборатория в Москве. 15-ого мая с открытой лекцией на тему «Где в мозге язык?» в нижегородский кампус приехала заведующая лабораторией Ольга Драгой. Можно сказать, что с этого началась нейролингвистика в стенах нижегородского филиала Высшей Школы Экономики. О своих впечатлениях от лекции и работе в лаборатории рассказывает выпускница образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Валерия Жирнова:
«О нейролингвистике я услышала еще будучи студенткой второго курса ФиПЛ. Моя курсовая была посвящена нейродегенеративным заболеваниям и их влиянию на лингвистические способности человека. На тот момент не было возможности писать курсовую на базе Нижегородской Вышки, в связи с чем я присоединилась к сотрудникам кафедры психофизиологии ННГУ им. Лобачевского. Уже чуть позже, на одной из летних нейролингвистических школ в Москве, я познакомилась с заведующей лабораторией нейролингвистики Ольгой Драгой. Решение поступать в магистратуру на когнитивные науки и попробовать свои силы в данной сфере окончательно пришло после лекции Ольги о локализации речевых функций в мозге и операциях с пробуждением.
В лаборатории мы преимущественно занимаемся исследованиями мозга и языка на стыке лингвистики, психологии и медицины. Помимо операций с пробуждением в лаборатории занимаются изучением языковых процессов у здоровых людей, исследуется формирование языка у детей. Мы принимаем участие в операциях с пробуждением, также анализируем данные фМРТ, строим тракты (речь идёт о white matter tracts — пучках волокон, являющихся аксонами нейронов и образующих белое вещество; эти тракты служат для передачи информации между отделами головного мозга — прим. ред.) Для меня немаловажно то, что нейролингвистика имеет практическое применение, поскольку благодаря ей разрабатываются различные диагностические тесты и лечение, которое поможет людям вернуть свои речевые навыки. Такие важные и ответственные задачи способствуют желанию развиваться и совершенствоваться, чтобы быть профессионалом своего дела.
Очень рада, что сейчас у нижегородских вышкинцев появилась возможность заниматься нейролингвистикой и в стенах родного университета, особенно на пике ее развития!»
На лекции Ольги Драгой многие студенты впервые услышали об операциях с пробуждением, или AAA (Asleep-Awake-Asleep) Surgery — нейрохирургических операциях, в которых после трепанации черепа пациента выводят из состояния сна и оперируют под местным наркозом. Оперирование пациента в сознании делает возможным интраоперационное картирование, что позволяет нейрохирургу опытным путем определить, где находятся критичные для языка отделы мозга. Таким образом резекция опухоли будет производиться с учетом найденных речевых зон, что впоследствии помогает избежать речевых нарушений. В завершение лекции Ольга рассказала о возможностях трудоустройства в лаборатории и пригласила всех слушателей посетить четвертую летнюю школу нейролингвистики, тема которой («Brain Stimulation in Language Research and Therapy» — «Методы стимуляции мозга в нейролингвистических исследованиях и терапии») тесно связана с изложенным материалом.
Летняя школа проходила 22-24-го июня, в разгар сессии. Но это не помешало стремлению студентов ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика» приобрести новые знания: многие договорились о переносе экзаменов, а некоторые даже закрыли сессию 21-го! Очарованные нейролингвистикой, на летнюю школу устремились студенты всех курсов. О своём опыте нам поведает Нина Здорова, студентка группы 14ФПЛ:
Именно в это время проектная группа начала принимать форму, свойственную ей сейчас. Исследовательское ядро группы составили тогдашние первокурсники, студенты группы 16ФПЛ, получившие домашнее задание на лето — освоить немалый объем литературы, представленный учебниками и статьями по психо- и нейролингвистике, бо́льшая часть которых написана на английском языке. В настоящее время под руководством Натальи Гронской 6 студентов пишут курсовые на нейролингвистические темы. Кроме того, налажено сотрудничество между НИУ ВШЭ-НН, Нижегородской государственной медицинской академией и ФГБУ «Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр» Минздрава России.
В рамках этого сотрудничества проводятся регулярные нейролингвистические семинары, были проведены две операции по удалению опухоли головного мозга в сознании, на последней из которых присутствовали студенты из проектной группы. Лингвистическое сопровождение операции (предоперационное, интраоперационное и постоперационное тестирование пациента с помощью Русского афазиологического теста) проводили стажер-исследователь московской лаборатории Екатерина Ступина и профессор, заместитель директора НИУ ВШЭ-НН Наталья Гронская.
Сопровождение операций с пробуждением не является единственным направлением работы проектной группы: также в группе ведутся исследования в области детской речи, продолжающие разработки московской лаборатории. В наступающем году планируется нормирование детской версии РАТа. Как известно, формирование речевой нормы у детей очень важно: в наше время среди них довольно распространены различные нарушения развития, как-то: аутизм, дислексия, дисграфия и др. Этим обусловлена актуальность исследования детской речи: разработка универсальной системы тестов уровня детского речевого развития позволит диагностировать и корректировать нарушения речевого развития на ранней стадии.
Однако не все, чем занимается проектная группа, основывается на достижениях московской лаборатории — в проектной группе ведутся разработки в области альтернативной коммуникации, чего нет в Москве. Об альтернативной (также называемой дополнительной; AAC — Augmentative and Alternative Communication) коммуникации нам расскажет Алина Миннигулова, студентка 16ФПЛ:
Существует несколько моделей коммуникаторов — программ или даже устройств для альтернативной коммуникации в форме планшетов, разработанных для детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, такими как англоязычный Tobii Dynavox Communicator 5, белорусский Коммуникатор ДАР и пр. Однако нет устройств на русском языке, и проектная группа старается решить эту проблему, разрабатывая лингвистическую «начинку» для российского аналога таких планшетов.
Каждую пятницу в стенах нижегородской Вышки проходят собрания проектной группы в форме открытых семинаров, на которых выступают с докладами члены проектной группы и приглашённые эксперты. Своими впечатлениями делится субординатор пятого курса Нижегородской государственной медицинской академии Анна Алешина: