На золоте едал не только дядя грибоедовского Фамусова. В советское время из золотых тарелок ели кашу, золотыми ложками размешивали варенье и разливали кисель, в золотых хлебницах хранили баранки и городские булки. Эту роскошь до сих пор себе можно позволить, и не будучи Рокфеллером, хотя первоначально выполненная в технике золотой хохломы посуда предназначалась для царского стола. Изготавливали ее в монастырях, потому что и сам этот уникальный промысел 300 лет назад принесли на семеновскую землю старообрядцы. И использовали его для золочения икон.
Золото Партии
Семеновский уезд в ту давнюю пору простирался от Бора почти до Шахуньи, охватывая множество сел и деревень, жители которых занимались росписью деревянной утвари. У каждого мастера была своя манера, передававшаяся в его семье от поколения к поколению: кто-то рисовал на своей посуде траву, кто-то ягоды, третьему особенно ловко удавались птицы. В 1916 году художник Георгий Матвеев собрал из этих элементов привычный нам сегодня хохломской узор. Выпускники созданной им Школы художественной обработки дерева организовали в Семенове небольшую артель, которая со временем выросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись» — единственного в стране производителя «лицензионной» золотой хохломы.
В Советском Союзе золотая хохлома была важным инструментом международной политики. Ее дарили лидерам иностранных государств. Народные художественные промыслы были тем немногим, что служило социалистическому государству предметом экспорта. Во внешнюю торговлю могло направляться до половины продукции семеновской фабрики, а на ее счетах, говорят, иногда было больше валюты, чем в Банке России.
Всем миром
Золотые деньки закончились в 1990-е годы. «Акулы» свободного рынка не разглядели в золотой хохломе золотую жилу. Обращения за помощью к новому правительству, как областному, так и федеральному, оказались безрезультатными. Тогда дело спасения предприятия взяли в свои руки его работники. «Фабрика была приватизирована силами коллектива, все вложили свои деньги. На прибыль не рассчитывали, дивиденты акционерам выплачивали исключительно по номиналу, чтобы соблюсти закон, остальное использовали как оборотные средства, — рассказывает генеральный директор ЗАО „Хохломская Роспись“ Елена Краюшкина. — Без инвестиций было очень сложно закупать материалы, выплачивать зарплату сотрудникам. Они тогда часто получали ее продукцией, которую вынуждены были реализовывать самостоятельно».
Вместе с золотой хохломой спасли семеновскую матрешку. Хохломская фабрика приняла под свое крыло разорившееся объединение «Семеновская роспись», были получены авторские права, приняты на работу художники — и с тех пор семеновская матрешка http://www. vgoroden. ru/?id=420525"дружит" с хохломой и живет с ней под одной крышей.
Руки скульптора
Сегодня солидная площадь в 11 га вмещает все этапы изготовления как матрешек, так и многочисленных изделий с хохломской росписью. Все начинается в токарном цеху, где бревна — в основном мягкую, легко поддающуюся обработке липу — разделывают и превращают в цилиндрические заготовки. Затем токарь выбирает из них подходящую и обрабатывает строго по чертежу. Выточенное изделие называется «белье».
Более художественной, штучной работой занимается резчик. Их на фабрике называют скульпторами по дереву. Мастер отсекает от поленца все лишнее — и миру является голова лебедя, которую затем прикрепят к ковшу клеем на основе смолы.
Производство на семеновской фабрике безотходное: стружка после обработки дерева спрессовывается, смешивается с клеем, после чего получившаяся масса идет на производство половников, столешниц, сиденьев для знакомых всем с детства стульчиков, панно с изображениями семеновских и нижегородских достопримечательностей, портретами и пейзажами. Ассортимент фобрики золотой хохломы сегодня превышает 2000 наименований.
Одна из главных героинь, а в прошлом неизменная спутница каждого местного жителя — семеновская ложка. В годы Великой Отечественной войны такая была у каждого советского солдата. «Готовясь к столетию предпиятия в 2016 году, мы поднимали архивные документы и были поражены трудовым подвигом работников фабрики, — вспоминает Елена Краюшкина. — С самого начала Великой Отечественной войны наше предприятия должно было производить по 10 тысяч ложек ежедневно, причем ложки эти делали вручную. Для того чтобы они дольше служили солдатам, их продолжали расписывать и покрывать пищевым лаком. Вдобавок делали лыжи и ящики для боеприпасов. Занимались этим всего 300 человек, хотя даже при нынешнем коллективе в 700 человек мы выпускаем около 25 тысяч изделий в месяц. В войну работники фабрики трудились в три смены, спали часто здесь же, на специально организованных нарах. За опоздание всего на 40 минут людей ссылали в лагеря».
Женственное искусство
И сегодня на фабрике золотой хохломы кипит работа. «Белье» покрывают красно-коричневой грунтовкой, отчего изделия становятся похожими на глиняные. Следующий слой — олифа — вареное льняное масло, затем алюминиевый порошок. После всех процедур на будто бы серебряное теперь изделие наносятся так называемые «пояски», очерчивающие поле для работы хужожницы.
У золотой хохломы в наше время исключительно женское лицо. И в этом решающую роль сыграла опять-таки Великая Отечественная война. Изначально росписью домашней утвари занимались в основном представители сильной половины человечества. Женщинам и без того круглый год хватало дел по дому. Мужчинам же по окончании полевых работ, особенно если собранного урожая оказывалось недостаточно, приходилось искать дополнительные источники дохода. Вот они и сообразили мастерить и расписывать деревянную посуду и предметы мебели. Хотя и тут были исключения. В музее народного быта на территории семеновской фабрики хранятся реплики старинных ложек-писанок, на которых неизвестная мастерица воспроизвела сцены из собственной повседневной жизни.
В войну женщина-художница на фабрике стала скорее правилом, нежели исключением. Большинство мужчин ушли на фронт, 60% из них не вернулись. Немногие оставшиеся старые мастера принялись обучать ремеслу прекрасный пол. Хохломской росписи такая перемена, надо сказать, пошла только на пользу: узор стал более тонким, затейливым, разнообразным. Каждой мастерице хотелось отличиться, подмечали находки друг друга и дополняли их собственными придумками, обогощая тем самым промысел.
Наследство без наследников
«Самая большая наша беда сегодня — недостаток сотрудников, — сетует генеральный директор фабрики золотой хохломы. — Молодежь хочет жить интересно и потому уезжает в большие города. В силу общедоступности высшего образования каждый, в том числе работники нашего предприятия, стремится „дать своим детям лучшее будущее“. А обучившиеся, скажем, в Нижнем Новгороде, в Семенов уже не возвращаются. В средне-специальных учебных заведениях, где готовят нужных нам специалистов, сократили продолжительность образовательного курса, поэтому выпускники приходят к нам плохо подготовленными».
К решению проблемы подключился семеновский муниципалитет. Совместно с хохломской фабрикой чиновники разработали программу профориентации со стипендиальным фондом для студентов профильных колледжей. С выпускниками планируют заключать контракты на условиях предоставления жилья. На фабрике решили, что любовь к золотой хохломе нужно прививать с раннего детства. Для малышей с пяти лет собираются организовать воскресную школу. Уже разработана линейка несложной продукции для росписи, которую доверят школьникам, желающим подзаработать во время каникул. На фабрике надеются, что благодаря близкому знакомству с удивительным промыслом и общению с коллективом мастеров, молодое поколение станет проявлять больше интереса к золотой хохломе и, возможно, захочет связать с ней свое профессиональное будущее.
Дизайн для Народной артистки
Сегодня семеновская фабрика может похвастаться исключительной концентрацией признанных профессионалов высокого уровня. На предприятии трудятся 25 членов Союза художников России, 21 Заслуженный художник РФ и 15 мастеров народных художественных промыслов. «Мы можем похвастаться такой роскошью, когда разработкой новых рисунков в творческой лаборатории занимаются одновременно несколько Заслуженных художников», — не без гордости отмечает Елена Краюшкина.
Современная золотая хохлома успешно примиряет традиции и современность. Она уже не всегда и золотая. В начале 2000-х годов знаменитая исполнительница народной песни и большая поклонница семеновского хохломского узора Людмила Зыкина, приехав на фабрику, рассказала о своей давней мечте — увидеть в росписи ландыши. Художники к ее желанию отнеслись с пониманием, провели конкурс на разработку нового узора, победительницей которого стала заслуженный художник России Татьяна Баранова. По зеленому фону она пустила изящный рисунок из хрупких ландышей и невесомых бабочек. Столовый набор с новым узором подарили его вдохновительнице Людмиле Зыкиной. Орнамент «от Зыкиной» прижился, и у него появилось множество ценителей.
Дары природы
В традиционной хохломе четыре основных цвета: черный, красный, желтый и зеленый. Видов росписи три. При верховом письме рисунок просто наносится поверх золотого фона. Если художница пишет «под фон», она сначала прорисовывает контуры листочка или цветка, а потом незаполненное узором пространство закрашвает черным. По черному фону пишутся дополнительные элементы — трава, ягоды и пр., первоначальный же рисунок остается золотым. Похожим способом пишется «кудрина», только рисунок в этом случае состоит из затейливых завитков. Фон может быть не только черным, но и красным — такая «кудрина» называется «торжество». Черно-золотая «кудрина» — царская.
«В отличие от других видов росписи, в хохломской нет людей или определенных сюжетов — только растительно-травочный орнамент, — подчеркивает Заслуженный мастер НХП по Нижегородской области Оксана Разумова. — Если посмотреть внимательно. В нашей росписи можно увидеть солярные знаки. Напимер, в центре узора „пряник“ находится ромб, а из его углов лучами выходят травы. Этот узор пришел к нам еще из дохристианской эпохи».
Высоты мастерства
В музее фабрики золотой хохломы хранится картина талантливого художника, деда двух знаменитых режиссеров Петра Кончаловского «Художницы за работой». И по сей день в позах и сосредоточенных лицах этих скромных мастериц мало что изменилось. Разве что работы прибавилось, да искусство стало более филигранным. «Роспись меняется со временем. На старинных изделиях она более крупная, выполненная в технике одного мазка. Современные художники до мельчайших подробностей продумывают каждый завиток. Особой тонкостью и изяществом отличается хохломская миниатюра. Для ее выполнения необходимы прекрасное зрение и твердость руки, — объясняет Оксана Разумова. — Художницы тончайшими кисточками и без каких-либо увеличительных приборов расписывают серьги, бусы, кулоны, миниатюрные шкатулки».
Над каждым изделием от начала до конца трудится одна художница. Каждой из них присвоен разряд в зависимости от уровня мастерства. У самых умелых шестой. Такие владеют всеми видами хохломской росписи и способны украсить рисунком изделие любой сложности. Не достигшим пока подобных высот достается работа попроще — ложка, бочонок или ваза незатейливой формы. Но если мастерица чувствует, что переросла присвоенный ей разряд, она может показать свои умения во всей красе и представить работу на суд художественной комиссии. Каждый год несколько наиболее титулованных художников во главе с директором фабрики оценивают работы сотрудниц и дают им возможность повысить свой профессиональный статус.
Хохломской узор наносят масляными красками — их производят здесь же, на фабрике. Когда рисунок полностью высох, изделие покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 100-120 градусов Цельсия, после чего оно приобретает эффект позолоты. Затем шлифовка и еще несколько слоев лака. Правда, традиционная технология письма «по серебру» в последнее время используется только для простых изделий. Более сложные, в особенности подарочные, украшают по усовершенствованной методе. Серебряную поверхность сначала лачат и закаливают в печи, а уже затем расписывают и наносят второй лаковый слой. В этом случае рисунок выглядит более ярким, объясняют специалисты.
Помимо деревянных изделий, на фабрике золотой хохломы украшают фарфоровые и металлические изделия. Качество готовых работ обязательно проверяет мастер цеха. На предприятии подчеркивают, что вся продукция с логотипом СХР (Семеновская Хохломская Роспись) имеет необходимые сертификаты соответствия.
Хохломской самолет и череп в ягодку
Хохломской орнамент украшает летающие в Россию лайнеры BritishAirways, сувениры сочинской Олимпиады-2014, кабинки нижегородской канатной дороги, стетаскопы, саперные лопаты, бейсбольные биты, палочки сотрудников ДПС и даже декаративные черепа — хотя, по мнению генерального директора фабрики золотой хохломы, череп в ягодках земляники смотрится чересчур оригинально.
«Для одного из московских торговых центров делали стеновое панно площадью около 50 квадратных метров. Очень любим комбинировать промыслы. Например, был удачный опыт работы с фабрикой вологодского кружева: они делали столовое белье, а мы оформляли интерьерные решения — кольца для салфеток, подсвечники, украшения для стола. Предприятие „Казаковская филигрань“ выполнило несколько окладов для икон, созданных в нашей иконописной мастерской http://www. vgoroden. ru/?id=417390, — перечисляет Елена Краюшкина. — Расписываем компьютерные „мыши“ и клавиатуры, планшеты, ноутбуки. В прошлом году получили заказ на роспись 100 iPadов. Их на фабрику привезли в сейфе под охраной. Фантазии наших заказчиков безграничны».
В тренде
Хохломским умельцам часто поступают заказы от известных личностей. На предприятии хранится ваза, сделанныя в подарок Леониду Брежневу. Для Иосифа Кобзона была выполнена копия царского стола, прототип которого хранится в музее фабрики золотой хохломы. Надежде Бабкиной досталась сумочка из лимитированной коллекции «Зимняя сказка». Кстати, подобные аксессуары на фабрике начали выпускать недавно. Но выглядят они очень модно и современно. «Свежим» решением стала и коллекция платков с хохломским узором, разнообразнее стал выбор бижутерии с узнаваемым рисунком из Семенова.
Что и говорить, у хохломы большие перспективы в современной модной индустрии. Очень своеобразно несколько лет назад это продемонстрировал известный дизейнер Денис Симачев, выпустив коллекцию одежды и аксессуаров с точными копиями двух рисунков художников семеновской фабрики — со шкатулки заслуженного художника России Нины Солоницыной и с декоративного панно Любови Грибовой. К сожалению, модельер не удосужился получить разрешение на использование рисунков. «У нас нет финансовых ресурсов, чтобы бороться с известными модельерами. Мы отправили Симачеву несколько претензионных писем, но ответа не получили. Тогда решили, пусть его коллекция послужит нам дополнительной рекламой», — вспоминает Елена Краюшкина.
Ежегодно в Семенове проводится фестиваль золотой хохломы. Родившись на фабрике, он уже давно перешагнул ее порог и на несколько дней вовлекает в свой веселый круговорот весь город и его многочисленных гостей. В последний раз праздник собрал около 18 тысяч человек. «Фестиваль ширится, и мы этому очень рады, — признается генеральный директор ЗАО „Хохломская Роспись“. — Каждый год проводим конкурсы, мастер-классы, придумываем символы фестиваля — все они хранятся у нас на фабрике и имеют свой смысл. Например, в прошлом у каждой девушки был сундук с приданым. В него складывали все самое красивое и дорогое. Так и наш промысел за века своего существования накопил богатое приданое, и мы сделали для него огромный сундук, который во время одного из фестивалей золотой хохломы стоял в центре города, и все желающие могли с ним сфотографироваться».
Нам же остается только надеяться, что богатство народных промыслов нижегородского края не иссякнет, а наоборот, будет только прибывать, а красивые традиции найдут себе место в современном мире. Это вам не лабутены, а неповторимое искусство нашей земли!
Фото автора