Как только глава регионального Минздрава Давид Мелик-Гусейнов в начале ноября этого года объявил, что нижегородцы могут пройти бесплатные курсы по тактической медицине, сразу же возник ажиотаж — за неделю желание прокачать свои навыки в оказании первой помощи в условиях, приближенных к боевым, высказали более 1200 человек, и эта цифра продолжала расти. Так что старт обучения даже пришлось отложить.
Когда же на базе Центра медицины катастроф начались первые занятия, корреспондент ИА «В городе N» незамедлительно отправилась туда, чтобы посмотреть, чему именно учат медики рядовых граждан и не только, и какие из умений можно будет потом применить в экстренных ситуациях.
Медицина и тактика
Перед посещением занятия я заглянула в справочники и выяснила, что тактическая медицина — это набор мероприятий первой помощи, который используют на поле боя. Тактическим медиком может быть обычный боец без специального образования. Несмотря на это, такой военнослужащий способен оказать качественную доврачебную помощь, провести грамотную эвакуацию раненого и передать его в руки врачей.
При этом ему необходимо также учитывать обстановку вокруг пострадавшего, уметь пользоваться оружием и знать, как оно действует. Ведь боец может ранить себя или товарища, который пытается помочь. Учитывать сразу все факторы без специальной подготовки практически невозможно.
Уже на месте стало известно, что задержка с началом обучения была вызвана тем, что преподаватели и студенты проводили занятия с мобилизованными в Мулине.
Не только для военных
Однако беда может произойти с нами, нашими близкими или просто случайными прохожими в любое время. Узнать, как действовать в экстремальной ситуации, можно на недавно открывшихся курсах. Они проходят на базе Центра медицины катастроф четыре раза в неделю и состоят из двух блоков: практического и теоретического.
Занятия начались рано утром, но на них пришли около 50 человек. Участников посадили в просторный кабинет. Пока все собирались, можно было изучить тематические плакаты или посмотреть короткие ролики на тему «Первая помощь пострадавшему в ДТП» и «Первая помощь при ожогах».
К моему удивлению, среди участников были и студентки-медички. Например, обучение решили пройти первокурсницы Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) Даша, Анастасия и Аня.
В группе нашего вуза выложили пост, что будут проводить курсы первой помощи для народа. В будущем эти практические навыки реально будут полезны, поэтому мы решили прийти сюда. Чтобы помогать людям, — сказала Даша Ладугина.
«Научится, чтобы спасти»
Перед началом лекции главный врач ГКУЗ НО «Нижегородский территориальный центр медицины катастроф» Михаил Созонов поинтересовался, с какой мотивацией мы пришли на курсы.
Есть профессии, представители которых обязаны оказывать первую помощь по закону. Это сотрудник силовых структур, полиции, МЧС. Вы, обычные граждане, делать это не обязаны. Я рад, что у вас неравнодушное сердце. Мотивация «научиться, чтобы знать, чтобы уметь, чтобы спасти» достойная. Хорошо, что вы хотите, чтобы было больше людей, которые смогут помочь, — сказал Созонов.
Затем началась теоретическая часть занятия, которую вел врач-методист учебно-тренировочного отдела «Школа медицины катастроф» Владимир Захаров. В целом она оказалась полезной. Например, о том, что нельзя давать лекарства пострадавшим, но незнакомым людям, практически все в аудитории знали. А вот о необходимости надевать перчатки перед оказанием помощи задумывались немногие.
Практика на манекенах
Через полтора часа теории приступили к практике. Участников разделили на две группы, а в кабинеты принесли учебные манекены.
Второй блок также начался с вводного слова специалиста. Нам напомнили слова Владимира Захарова о том, что самое главное во время оказания первой медицинской помощи — помнить о своей безопасности. В качестве примера привели случай с пенсионеркой. Нижегородка увидела, как девушку сбила машина, побежала к ней, но помочь так и не смогла — на нее также наехал другой автомобиль. В результате первая пострадавшая получила легкое сотрясение, а пенсионерка погибла.
Далее лектор доступно и интересно рассказал, что делать, если человек подавился и начал задыхаться. Так, чтобы спасти взрослого необходимо сложить руки в замок и резким толчком вверх надавить на живот немного выше пупка. Это называется приемом Геймлиха. По-другому стоит действовать, если подавился ребенок (до 5 лет). В этом случае необходимо повернуть малыша лицом вниз и похлопывать его между лопатками.
После этого нам предложили опробовать полученные знания на практике. В частности, слушатели смогли наложить друг другу жгут на разные участки тела. Когда мне затягивали руку, я еле удержалась на ногах, так как перевязывали очень плотно. После, того как жгут расслабили, ощущалось неприятное покалывание в руке. Сложно представить, что будет чувствовать человек с настоящей раной.
Также нас научили переворачивать человека, который находится в бессознательном состоянии: данным действием можно предотвратить западание языка. К слову, эти знания будут полезны и для тех, у кого в семье есть лежачие больные.
Наибольший интерес вызвал тренировочный манекен по сердечно-легочной реанимации. Необходимо было сделать 30 ритмичных нажатий на середину груди, после чего вдохнуть воздух в «пострадавшего». Правильность действий отслеживалась на специальном индикаторе. Поскольку нас было немного, потренироваться смог каждый.
Отмечу, что на тренажере можно было менять вес «человека». В частности, я смогла спасти манекен весом в 50 килограмм. Однако повторить порядок действий удалось лишь дважды (при этом массаж сердца следует делать не меньше 30 минут — прим. авт.), после чего мне понадобилось несколько минут, чтобы восстановить дыхание.
Были участники, у которых получилось «реанимировать» манекен с отметкой в 90 килограмм. Своими впечатлениями поделилась Елена, женщина средних лет, никогда ранее не имевшая дело с медициной.
О курсах прочитала в интернете, заинтересовалась. В обычной жизни кроме зеленки и йода я не чем не пользуюсь. Поэтому захотелось научиться оказывать первую помощь. Этот тренажер очень интересный, у меня получилось «спасти» манекен на 50 кг, больше, наверное, уже не справлюсь, — поделилась Елена.
Как рассказал на теоретическом занятии врач-методист учебно-тренировочного отдела «Школа медицины катастроф» Владимир Захаров, только 2% людей принимают участие в оказании медицинской помощи в эсктренных ситуациях. При этом очень много людей погибают в ДТП. В частности, в 2021 году произошло 21,6 тысяч смертей, а за шесть месяцев 2022 года (с января по июнь) более пяти тысяч. В 25% случаях жизнь можно было спасти при оказании пострадавшим первой медицинской помощи. Даже простое понимание принципа, как это можно сделать, повышает шанс спасти человека. Этому и учат на курсах Центра медицины катастроф.
Например, нам объяснили порядок действий при оказании первой медицинской помощи, рассказали о видах кровотечений и способах наложения жгута и шин. Вся озвученная информация дублировалась на слайдах. Это было удобно, так как не все в аудитории делали записи, предпочитая просто сфотографировать презентацию. В дальнейшем участники смогут повторить теорию, обратившись к своим конспектам или интернету.
В общей сложности занятия шли около пяти часов. Мастер-классы будут идти весь декабрь, а затем продолжатся уже после новогодних праздников. Записаться на курсы в этом году уже не получится, так как группы сформированы.
***
В конце занятий я ощущала легкую усталость. Так как я человек далекий от спорта, некоторые упражнения, например массаж сердца, оказались для меня энегрозатратными. Несмотря на это, навыки, которые я приобрела на практической части, останутся со мной надолго. Так, умение остановить кровь и перевязать порез на пальце может пригодиться, банально, на кухне. В дальнейшем планирую продолжить тренировки по оказанию первой помощи на родных и близких.