Top.Mail.Ru

Жизнь замечательных людей: версии от Bugatti

33
16+

 

История автомобилей — это, прежде всего, история личностей. Тех, кто умел видеть чуть дальше, не побоялся рискнуть, верил в себя, был расчетлив, дерзок и неукротим. Только таким покорялись вершины, но до них надо было еще добраться. Эволюция автомобиля поражала своей скоростью — настоящая гонка, не знавшая преград. Не все выдерживали этот темп, многие сходили с дистанции и о них со временем забывали. Компания Bugatti тоже знала взлеты и падения. Но потерпев полный крах, а, затем, возродившись, она не только приумножила былое величие, но вспомнила тех, кто писал ее историю своими славными делами. Им, романтикам автомобилизма, посвящены спецверсии гиперкара Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse, объединенные в рамках проекта «Les Legendes de Bugatti».

Справка

Компания Bugatti основана в 1909 году в эльзасском городе Мольсхайм неподалеку от Страсбурга, который в то время принадлежал Германии, а после первой мировой войны отошел Франции. Главе фирмы Этторе Бугатти (1881 — 1947), несмотря на то, что самый первый автомобиль (Type 1B), работы над которым завершились годом ранее, был слаб в техническом плане и не блистал дизайном, удалось найти инвесторов и убедить их вложить деньги в новое дело. Очень скоро предприимчивому итальянцу удалось привлечь к своим машинам внимание публики, не последнюю роль в этом сыграло участие в гонках, которые он рассматривал как трамплин для продвижения бренда. Первая мировая война едва его не погубила: Этторе продал лицензию на выпуск своей техники Peugeot и до 1918 года о Bugatti ничего не было слышно — завод находился в зоне военных действий, и Бугатти уехал в глубокий тыл заниматься авиамоторами. Однако уже на следующий год появляется прототип будущих люксовых автомобилей — модель Type 28, оснащенная 8-цилиндровым 3-литровым мотором и новаторской системой тормозов на обеих осях. Машина вызывает любопытство у специалистов, но настоящая слава еще впереди. В 1924 году компания представляет Type 35, которая вплоть до 30-х годов занимает большинство призовых мест в престижных гонках. К этому же времени относится разработка Bugatti Type 41 — люксовой модели, предназначенной для членов королевских семей Европы и самых богатых людей своего времени. В массовое же производство пошел Type 40 — всего за четыре года было выпущено 800 таких моделей. В этот период Bugatti переживает небывалый взлет: презентации новинок следуют одна за другой, кроме очень дорогих модификаций в продажу поступают вполне доступные версии. Появляются туристические Bugatti, автомобили с открытым верхом и даже — детские. В 1934 году компания развернула производство Bugatti Type 57, который стал воплощением мощи и небывалой роскоши. Спортивные версии «57-го» побеждали едва ли не в каждой гонке, не оставляя никаких шансов конкурентам. Смерть Этторе Бугатти в 1947 году стана началом конца семейного бизнеса. В 1963 году компания была продана Hispano — Suiza, которая свернула все автомобильные проекты. И все же легендарная марка не погибла окончательно и бесповоротно. В 1985 — 1995 годах предпринимаются попытки ее возродить, и в 1991 году появляется Bugatti EB 110, разгонявшийся до 352 км/ч и созданный в честь столетия Этторе Бугатти. В 1998 году Bugatti покупает концерн Volkswagen, которые передает ее в состав подразделения Audi AG и возвращает марке прежнюю штаб-квартиру.

Cвязь времен


Сегодня Bugatti, как и прежде, стоит особняком даже среди обитателей автомобильного Олимпа. Практически все модели легендарного бренда представляют собой настоящий эксклюзив, тираж которого, порой, не превышает нескольких экземпляров. Кроме того, на счету компании — мировые рекорды скорости. В июле 2010 года, например, Bugatti Veyron Super Sport разогнался до 430,98 км/ч и завоевал титул самого быстрого в мире автомобиля с закрытым кузовом. А в начале 2013 года копилку достижений пополнил Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse, преодолевший планку в 408,84 км/ч — лучший результат среди родстеров на планете! Восемь штук — такой план выпуска мирового рекордсмена. Цена каждого экземпляра — 2,61 млн. долларов. Но дело даже не в астрономической сумме. При таком тираже обладателем роскошного гиперкара смогут стать лишь единицы очень богатых людей. Не потому ли появление каждой новинки от Bugatti его почитатели ждут с замиранием сердца?

Вот и новая серия, задуманная в честь выдающихся личностей, навсегда вошедших в историю марки, побалует далеко не многих. Шесть «именных» автомобилей будут выпущены в количестве трех экземпляров каждый. Всего — восемнадцать машин, которые, скорее всего, встанут на вечную стоянку в гаражах богатых коллекционеров. Впрочем, это их дело. Нам же куда интереснее узнать, чем руководствовалось Bugatti, создавая эту своеобразную «портретную галерею»? «Мы хотим рассказать историю бренда посредством автомобилей Bugatti, — говорит президент Bugatti Automobiles доктор Вольфганг Шрейбер, — и, в то же время, укрепить связь между прошлым и настоящим». Ничего не скажешь — блестящий маркетинговый ход, способный заинтересовать не только избранных фанатов марки, но и всех тех, кто интересуется автомобильной историей и миром гонок.

Все шесть «Легенд Bugatti» — это, по сути, один автомобиль. Тот самый Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse — пожиратель километров, без которого сегодня невозможно представить мир роскошных суперкаров. Центрально расположенный 8-литровый W16 выдает 1200 л. с. и крутящий момент в 1500 Нм, который снимается в диапазоне 3000 — 5000 об/мин. С такими характеристиками этот фантастический болид развивает ураганное ускорение — всего 2,6 секунды с 0 до 100 км/ч!

Разница же между «Легендами» состоит в том, что каждый автомобиль имеет индивидуальную окраску и оформление интерьера. Причем, и цвет кузова, и детали отделки салона несут в себе глубокий смысл, отсылая нас в те времена, когда Bugatti доминировали на гоночных трассах под управлением выдающихся пилотов своего времени, прославивших марку и не забытых ею.

Первый автомобиль в этой серии посвящен французскому гонщику Жану-Пьеру Вимию, второй — сыну основателя компании — Жану Бугатти, который проявил себя как блестящий дизайнер, инженер, испытатель. Третья модель получила имя Мео Константини, друга основателя компании и руководителя гоночной команды Bugatti с 1927 по 1935 год. Четвертая названа в честь брата Этторе Бугатти — Рембрандта Бугатти, знаменитого скульптора-анималиста, придумавшего и выполнившего фигурку танцующего слона, украсившую капот модели Bugatti Type 41.

Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse «Jean-Pierre Wimille»



Дизайн именной версии Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse, выпущенной к 105 — летию Жана-Пьера Вимия (1908 — 1949), вдохновлен моделью Bugatti Type 57G Tank. Пилотируя ее совместно с Робертом Бенуа, он в 1937 году победил в 24-часовых гонках Ле- Мана, а в 1939-м, в паре с Пьером Вейроном, стал двукратным триумфатором исторического марафона.

Впервые представленный в 1933 году на Парижском автосалоне, Bugatti Type 57G был одним из самых совершенных автомобилей своего времени. С изумительной красоты открытыми или закрытыми обтекаемыми кузовами эти образцы технического искусства легко доказывали свое превосходство не только на дорогах общего пользования, но и на гоночных трассах. В 1936 году в Мольсхайме было построено три Type 57G (один из них — с номером шасси 57335, сохранился до нашего времени, и это — большая удача), прототипом для которых послужила модель 57S. Эти машины, получившие более низкий обтекаемый кузов, предназначались исключительно для гонок и прославились под именем «Tank» («Резервуар»).

Type 57G оснащался 8-цилиндровым атмосферным двигателем с верхним распределительным валом и двумя клапанами на цилиндр. Объем — 3257 куб. см, мощность — 200 л. с. Основу конструкции составляла стальная рама от Type 57, на которую устанавливался алюминиевый кузов с многочисленными вентиляционными прорезями для охлаждения передних и задних тормозных барабанов, а также двигателя. Колеса были заимствованы у очень удачной гоночной модели Type 59GP.

В гоночном сообществе появление Bugatti Type 57G Tank вызвало настоящую сенсацию. Счет победам был открыт в первой же гонке на Гран при Франции в Монлери, после чего последовала целая серия триумфальных финишей, оставивших конкурентов без первых мест на наградных подиумах.

Та машина была окрашена в сине-голубой цвет, ставший традиционным для гоночных машин французской компании. Соответственно, и эксклюзивная новинка, впервые показанная на прошедшем в сентябре 2013 года Франкфуртском автосалоне, выполнена в точно такой же гамме. Двухцветный салон отделан дорогой кожей и карбоном, а на подголовниках вышито факсимиле Вимия. С помощью лазерной гравировки подпись знаменитого француза продублирована на крышке топливного бака. Центральную консоль украшает конфигурация трассы Ле-Мана и логотип «Les Legendes de Bugatti» с изображением все того же танцующего слона, а на внутренних дверных панелях изображены портрет и еще один автограф пилота.

…Жан-Пьер Вимий прожил яркую жизнь. Родившись в Париже в семье автомобильного журналиста, он с детских лет был связан с машинами. Его дебют как гонщика состоялся на Гран-при Франции: двадцатидвухлетний пилот сидел за рулем Bugatti 37A. Спустя два года Жан-Пьер одержал победу в гонках La Turbie, Grand Prix de Lorraine и Grand Prix d’Oran, став к середине тридцатых одним из самых успешных французских гонщиков. Во время Второй мировой войны Вимий сражался в рядах Сопротивления, а после победы стал выступать за команду Alfa Romeo и в 1946 — 1948 годах выиграл ряд престижных гонок, в том числе Гран при Франции. Жан-Пьер погиб в 1949 году, управляя автомобилем Simca-Gordini на тестах в Буэнос Айресе, перед началом Гран при Аргентины…

Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse «Jean Bugatti»



Старший сын Этторе Бугатти родился в Кельне в год основания компании. Все его детство прошло на заводе отца. Здесь юный Жан мог наблюдать полный цикл создания автомобиля — от чертежей, эскизов до готовой модели. Это была его школа, его университет. Не получив классического образования, но впитав сам дух автомобилизма, Жан проявил себя как талантливый дизайнер, способный нестандартно мыслить и воплощать свои идеи в металле. Еще бы, ведь он буквально жил в компании, глава которой требовал от своих инженеров, чтобы даже двигатели выглядели красиво и гармонично!

Для Жана отец был первым учителем, непререкаемым авторитетом, примером для подражания. В свою очередь, Этторе Бугатти видел в Жане свою опору, человека, которому можно доверять самые ответственные проекты. В конце двадцатых годов он поручил ему разработку стиля всех автомобилей Bugatti. Говоря современным языком, Жан стал главным дизайнером компании, которая строила самые совершенные, и дорогие машины своего времени — и это в двадцать с лишним лет!

Дебют Жана как стилиста оказался исключительно удачным: кузов Coupe Napoleon, спроектированный им для одного из «королевских» Bugatti, завораживал своими пропорциями, монументальностью и в точности соответствовал философии марки подразумевавшей в автомобилях абсолютную роскошь. Это было настоящее произведение технического искусства, что, в общем то, и неудивительно, ведь дядя Жана был скульптором, который очень любил лепить животных. Благодаря его искусству на пробке заливной горловине топливного бака модели Type 41и появилась знаменитая носовая фигурка в виде слона.

Вот и Жан относился к автомобилю как к скульптуре, наделяя его выразительностью и динамикой, которая ощущалась даже в статике. Рама Bugatti Type 41 Royal была выполнена из стальных лонжеронов высотой 250 мм, база достигала почти 4500 мм, а колеса едва ли не метрового диаметра имели литые диски из алюминиевого сплава. Под двухметровым капотом располагался 8-цилиндровый почти 13-литровый двигатель мощностью 250 л. с. при 3000 об/мин. Этот монстр агрегатировался с трехступенчатой коробкой передач, позволявшей на второй передаче развивать 150 км/ч, а на третьей -свыше двухсот! Трехметровые «летящие» передние крылья, эффектная боковая подштамповка добавляли в облик автомобиля изрядную долю экспрессии и зрительно вытягивали и без того гигантский шестиметровый кузов. Салон машины был обит кожей тончайшей выделки, достойной любого, самого великого зада…

Серия Type 41 и по сей день окружена ореолом таинственности. Всего предполагалось выпустить 25 «королевских» Bugatti, но в охваченной кризисом Европе лишь единицы отважились выложить баснословные деньги за роскошный экипаж. Автомобильные историки утверждают, что было изготовлено шесть шасси и шесть кузовов, однако не все в это верят. Возможно, путаницу внесло то, что кузова были построены в разных мастерских и каждый имел свое название. Кроме того, все они впоследствии неоднократно перекрашивались владельцами. Как бы то ни было, до сих пор бытует легенда о неком «неучтенном» Bugatti. Она оказалась настолько живучей, что писатель Дональд Стэнвуд посвятил ей детективный роман «Седьмой лимузин» (оригинальное название «The Seventh Royal» или «Седьмой королевский»), вышедший на Западе миллионными тиражами и в 2000 году изданный в России.

Однако самым ярким творением Жана стал Bugatti 57 Atlantic (1935 год) — автомобиль с абсолютно футуристической внешностью, шикарный и быстрый, как и все модели марки. Материалом для кузова послужил сплав алюминия и магния — прочный, легкий, но с трудом поддававшийся сварке. Поэтому кузовные панели было решено соединять заклепками. Продольные гребни, образованные фланцами левой и правой половин кузова, и наделили машину особым шармом. В экстерьере акцент был сделан на ниспадающую к бамперу линию крыши, огромные крылья. 8-цилиндровый мотор объемом 3257 куб. см. развивал 135 л. с., разгоняя Type 57 до 153 км/ч. (модификации мощностью 160 л. с., в частности Type 57 SC, способны были показать максимальную скорость и в 200 км/ч).

В 2013 году мотивы непревзойденного «Атлантика» послужили отправной точкой для оформления эксклюзивного Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse «Jean Bugatti». Автомобиль получил тот же самый черный цвет, в который был окрашен личный Atlantic Жана Бугатти (та модель давно и бесследно исчезла), салон отделан бежевой и коричневой кожей с простроченным на внутренних дверных панелях силуэтом Type 57SC Atlantic, а на лючке бензобака и горловины для заливки масла можно обнаружить автограф маэстро.

…В 1936 году Этторе Бугатти передал Жану полномочия руководителя компании. Но, даже заняв столь высокий пост, он продолжал лично тестировать спроектированные им автомобили. Злой рок распорядился так, что Жан погиб за рулем того самого Type 57G Tank, на котором Жан-Пьер Вимий добыл команде Bugatti победу в Ле-Мане в 1939 году. Трагедия произошла 11 августа того же года на трассе Мольсхайм — Страсбург, на ее месте стоит памятник Жану.

Не случись этого, кто знает, сколько замечательных моделей разработал бы этот талантливый дизайнер. Впрочем, и Bugatti Atlantic оказалось достаточно для того, чтобы Жан Бугатти навсегда вписал свое имя в историю автомобилестроения. Это был последняя великая модель, изготовленная под маркой Bugatti.

Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse «Meo Constantini»


Бартоломео Константини (1889 — 1941), как и другие «легенды Bugatti», был, конечно же, романтиком. Он прожил недолгую жизнь, но была она настолько яркой, что ее хватило бы и на двоих. Мео, как звали его друзья, успел поучаствовать в двух войнах начала ХХ века. Выжил, что уже было маленьким подвигом, однако, истинная слава пришла к нему, когда Этторе Бугатти пригласил талантливого гонщика в свою спортивную команду. Было это в 1923 году, а впервые Мео стартовал еще в 1914-м.

Связав с автомобилем свою судьбу, Константини навсегда вошел в историю автоспорта. Самых значимых побед он добился в гонках Targa Florio в 1926 и 1927 годах, управляя Bugatti Type 35. С 1927 по 1935 год Мео руководил командой гонщиков Bugatti, и, что называется, приложил руку к череде ярких и памятных побед этого динамичного коллектива. Стать другом такой незаурядной личности, как Этторе Бугатти, было, наверное, непросто, но они дружили вплоть до самой смерти Мео в 1941 году. Эта дружба была замешана на добрых человеческих отношениях и общем увлечении, имя которому Автомобиль.

Не удивительно, поэтому, что задумав серию «Les Legendes de Bugatti», руководство компании вспомнило о легендарном пилоте. Имя Мео Константини вышито на подголовниках кожаных сидений, на заднюю стенку кокпита и антикрыло нанесена схема трассы Targa Florio, дверные панели украшены изображением сцены гонок двадцатых годов прошлого века. Садясь в такой автомобиль, ты невольно почувствуешь аромат той далекой эпохи, когда машина еще не воспринималась как обычное транспортное средство. Она, по очень точному замечанию Алессандро Барикко, была Королевой, и отношение к ней было как к Королеве. А другими Bugatti быть и не могут. Даже сегодня, в век всеобщего автомобильного клонирования.

Но и это еще не все. Боковины и элементы переднего бампера машины отделаны отполированными вручную панелями из алюминия, которые покрыты прозрачным лаком. Сам же кузов окрашен в насыщенный голубой цвет, напоминающий о тех временах, когда легендарные Bugatti сражались за победу на знаменитых гоночных трассах. В остальном, как уже говорилось, это — все тот же Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse, разгоняющийся до 100 км/ч за невероятные 2,6 секунды.

Bugatti Veyron 16.4 Granf Sport Vitesse «Rembrandt Bugatti»


Следующая автомобиль серии «Les Legendes de Bugatti» щеголяет «платиновой» подковой, обрамляющей фальшрадиатор и бронзово-коричневым кузовом. «Монументальный» цвет подчеркивает скульптурность форм гиперкара. Только вот постаментом этому «изваянию» служит гоночный трек или, на худой конец, дорога общего пользования. Право, гнать по ней не стоит, пусть все полюбуются этой красотой. Как любовались когда-то творениями брата Этторе Бугатти — Рембрандта (1885 -1916).

Слава его была, может, и не столь громкой как у основателя одной из величайших компаний автомобильного века, но в среде поклонников искусства Рембрандт Бугатти был весьма знаменит. Талантливый скульптор, он выбрал объектом своего творчества животных, а его любимым материалом была бронза. Именно поэтому, в память о Рембрандте, автомобиль его имени, впервые представленный на прошедшем в марте мотор-шоу в Женеве, и был покрашен в бронзовый цвет.

Он часто работал в зоопарках и звери, судя по одной из фотографий, охотно позировали маэстро. Неважно, что у него было в руках — пластилин или глина — потом все это превращалось в металл. Одна из фигурок работы Рембрандта Бугатти появилась на капоте модели Type 41. Но к этому времени известного скульптора уже не было в живых: в 1916 году он покончил с собой, так и не пережив вынужденного умерщвления большинства животных в зоопарке Антверпена во время Первой мировой войны.

…А то изображение танцующего слона, ставшего визитной карточкой «королевского» Bugatti, теперь украшает внутренние дверные панели и заднюю стенку кокпита — точно между сиденьями — четвертой «легенды» эксклюзивной серии, посвященной жизни замечательных людей, прославивших когда-то Bugatti.

 

Автор: Александр Шеронов