5 и 6 июля в ГЦСИ «Арсенал» проходит семинар арт-группировки ЗИП «Искусство самоорганизации везде». ЗИП – квартет молодых краснодарских художников, которые последние четыре года успешно ведут работу по расширению границ взаимодействия между художником и окружающей действительностью. В 2012 году их выставка «Утопия» вошла в шорт-лист премии Кандинского, они были участниками фестиваля «Белые ночи» в Перми и самостоятельно создали самопровозглашенный «Краснодарский институт современного искусства».
Приехали они и в Нижний Новгород, чтобы поделиться опытом и рассказать о своих проектах. Каково художнику в современной российской действительности творить искусство, нам рассказал Степан Субботин, один из участников ЗИПа, являющийся при этом преподавателем дизайна краснодарского университета культуры и искусств.
Расскажите о вашей арт-группировке ЗИП. Как возникла идея, с чего все началось?
- Изначально мы хотели просто найти выставочное пространство и мастерскую для себя. При этом каждый планировал работать отдельно. Так получилось, что мы попали на завод ЗИП (Завод измерительных приборов), где сделали совместный проект «Живой уголок». Там мы создали пространство, совмещающее в себе и прошлое и настоящее, где есть артефакты как советского периода, так и современные. С тех пор (прим.: с 2009 года) мы работаем вместе.
А почему группировка носит имя завода?
- Он был и сейчас является для нас важным местом с мощной энергией культуры прошлого. Он вдохновил нас во многом на создание проекта. Объемы, формы, какая-то фундаментальность собрали нас воедино.
В первую очередь такое место ассоциируется с промышленностью. А советская индустрия производства разве не далека от искусства?
- Иногда нам даже хочется переместиться в то время, чтобы увидеть действительность 60-70-х годов своими глазами. Это не только постоянная работа. Рядом с ЗИПом есть большой парк, есть Дом культуры. Мы находили каталоги фотокружков, сведения о танцевальных вечерах, футбольной команде…Помимо работы люди вели полноценную культурную жизнь. Это был центр общественной жизни, и функции его была сугубо позитивная.
Вас вдохновляет прошлое. А в настоящей действительности вас ничего не трогает?
- Непосредственно заводу мы посвятили четыре проекта: «Живой уголок», «Лаборатория» «Утопия» и «Музей ЗИПа». Последний – проект для вещей, которые не имеют уже никакой материальной ценности, но хочется, чтобы они остались в нашем окружении. Первые проекты связаны с заводом, потому что он стал для нас мощным толчком в творчестве. После мы уже создали «Краснодарский институт современного искусства» (КИСИ), который сейчас ведет самостоятельную деятельность, имеет большую площадь в центре города.
Вы закончили художественно-промышленную академию. Образование помогает вам в ваших проектах?
- Базовые знания помогают в работе с материалом, с формой. Если говорить о сознании, то традиционное образование может ставить в какие-то рамки. Но мне кажется, что все мы от этого уже освободились. У современных художников вообще отношение к искусству более свободное. Окружающую действительность они воспринимают острее, чувствуют ее тоньше.
А нет ли опасности, что искусством будут заниматься дилетанты?
- Все люди – художники. Просто нужно уметь освободиться от окружающей тебя повседневной рутины, проблем, бытовых трудностей. Заниматься фотографией, писать стихи… Разве это плохо?
Расскажите подробнее о КИСИ. Раз это институт, значит, есть и какой-то образовательный процесс?
- В КИСИ читаются бесплатные лекции для всех желающих. Обычно они идут в несколько этапов. Кроме того, это независимая выставочная площадка для краснодарских художников.
Самая первая программа КИСИ была как раз построена на выставках местных авторов. Сейчас при помощи местного мецената Николая Мороза институт имеет свое большое помещение в центре города. Приглашаются художники, лекторы. Недавно приезжал известный искусствовед Александра Обухова из столичного «Гаража». Летом приедут четыре студента из Норвегии. Они сами выбили себе образовательный грант на эту поездку. Будем обмениваться опытом. Ведь главная задача КИСИ – создавать такие творческие коммуникации.
Проекты у вас довольно масштабные. Есть поддержка от властей?
- В краснодарском крае в основном поддерживаются какие-то традиционные виды искусства. Многое из этого связано с казачеством. Мы также занимаемся политическими акциями. И это зачастую приводит к скандалам.
Расскажите об этом подробнее.
- Недавно мы проводили акцию «Будка одиночного пикета». Это реальная будка, где пикетчик находится со всем ему необходимым, начиная от провизии и заканчивая веб-камерой, которая транслирует все происходящее в он-лайн режиме. Кроме того, у него есть несколько транспарантов, свод необходимых законов. Протестовали против того, что сейчас волнует многих жителей страны: коррупции, политического беспредела…
С принятием последних законов возникают мысли о давлении на творческое сообщество, в том числе на художников, которые привыкли открыто выражать свои позиции. Возможно и ужесточение цензуры и репрессивные методы. С другой стороны, любой общественно-политический жест имеет яркую ответную реакцию. Если бы мы сделали свою будку в стране, в которой демократические законы работают, то вряд ли бы на нее кто-то внимание обратил.
Вы следите за тем, что происходит в российском музейном сообществе? Как вы относитесь к увольнению директора пермского музея современного искусства PERMM Марата Гельмана и уходу со своего поста директора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирины Антоновой?
- Увольнение Гельмана для города большая потеря. Потому что во время фестиваля (прим.: «Белые ночи») он буквально оживает. Одновременно в Пермь приезжает около 70 художников. Происходит мощная культурная коммуникация. Что будет дальше с самим музеем, неизвестно. PERMM создала уникальную ситуацию. Ведь помимо «супершоу» люди получают и образовательный проект. Что касается перестановок в Пушкинском музее, то это я поддерживаю. Это логический процесс. Спустя полвека нужно сменить руководителя. Музею нужны новые силы.
У вас есть очень интересный проект «Зоны»...
- Да. В какой-то момент мы стали рассуждать о зоне искусства как таковой. Ведь так или иначе, а художник все равно ограничен какими-то рамками. В итоге мы решили разделить весь Краснодар на зоны. Например, зона смеха, грусти, власти и прочее. Зона представляла из себя небольшой квадрат с соответствующей надписью. Всего мы их сделали около 70.
А уже потом жители города сами стали придумывать новые зоны. Появилась даже «зона пингвинов».
Это не первый случай в вашей работе, когда обычные люди становятся участниками творческого процесса…
- Да, в первую очередь это связано с памятным для нас местом, поселком Пятихатка. Там мы на удивление быстро нашли контакт с местными жителями. Мы просто на информационный стенд повесили табличку «Выставка». В результате люди сами стали приносить свои работы.
Вы привозили свои работы в Москву, сейчас в Нижний Новгород. Что дальше в планах?
- В августе посетим Ширяевское биеннале современного искусства в Самаре. В сентябре мы поедем на фестиваль паблик-арта в Алма-Ату. В скором времени в Воронеже откроется свой центр современного искусства.