Top.Mail.Ru

«За сорок лет режиссерской работы «Мосфильм» стал моей жизнью», - Вадим Абдрашитов

9

15 апреля в культовом киноцентре «Рекорд» в Нижнем Новгороде стартовал фестиваль «Мосфильму — 90». Напомним, гостем церемонии открытия фестиваля, посвященного празднованию юбилея, пожалуй, самой знаменитой в России киностудии, стал глава «Мосфильма», режиссер Карен Шахназаров

Второй вечер праздничных мероприятий выдался для нижегородской публики не менее ярким — 16 апреля город посетил народный артист РФ, лауреат Госпремии РСФСР и СССР, обладатель премии Президента и Правительства России, кинорежиссер Вадим Абдрашитов.

В ходе встречи со зрителями все в том же «Рекорде» автор фильмов «Парад планет», «Охота на лис», «Слуга», «Магнитные бури» и других значимых для советского и российского кинематографа лент рассказал о своем тернистом пути к искусству, работе со звездами кино, тяжелых годах упадка «Мосфильма», а также о создании новой, «метафизической» картины с драматическим сюжетом.

О «судьбоносной» встрече с Нижним

«Я рад, что мне удалось приехать в Нижний Новгород, но, к огромному сожалению, я прибыл сюда всего на один день. Я давно не был в этом городе. Здесь есть, на что посмотреть, а лично мне есть, что восстановить в памяти. Сегодня я побывал в Художественном музее и прошелся по центральным улицам города. Признаюсь, мыслей о съемках кино в Нижегородской области у меня никогда не было, но сегодняшний день перевернул мою судьбу (смеется, — прим.ред.). У Нижнего Новгорода уникальная история, уникальная натура, это потрясающе красивый город. Однако его не помешало бы немного „подчистить“, выделить денег на реставрацию фасадов домов. Более или менее приведена в порядок Большая Покровская, хотя и она изуродована рекламой. Однако даже несмотря на все это, город выглядит очень хорошо».

Об извилистой дороге в кинематограф

«Я пришел в кинематограф извилистой дорогой, и слава богу, что все получилось именно так, как получилось. В советское время для того, чтобы получить второе высшее образование бесплатно, достаточно было отработать по первой полученной профессии 3 года, помните, да? Именно так у меня и получилось. По первому образованию я физик, и учился в знаменитом Московском Физтехе, а на старших курсах я почувствовал, что буду заниматься кинематографом. Я специально пошел на Московский электровакуумный завод и отработал там три года, закончив работу на производстве в качестве начальника большого заводского цеха. С таким жизненным багажом я и поступил во ВГИК, где как раз набирал курс великий Михаил Ромм, выпустивший в кинематограф много значимых советских режиссеров. В 1974 году я окончил курс во ВГИКе, — вот и вся дорога.

О родном „Мосфильме“

„Мосфильму“ 90 лет, и 40 из них я проработал на этой киностудии. Она стала для меня и работой, и домом, и семьей, и жизнью и судьбой. Жизнь кинорежиссера, как и любого человека кино, делится на картины, которые и становятся вехами судьбы. За время работы на „Мосфильме“ я снял 11 полнометражных картин и сделал это вместе с моим другом и прекрасным сценаристом Александром Миндадзе. Все наши картины были достаточно хорошо известны, практически каждый фильм был номинирован на премии и награды различных фестивалей. Вместе со всей страной „Мосфильм“ перешел на новое качество существования и отношение к кинематографу. Надо сказать, что за время своего существования „Мосфильм“ переживал достаточно сложные дни. Было особенно непросто во времена упадка „Мосфильма“, когда студия являла собой неосвещенное помещение, а по ее территории бегали своры одичавших собак. Для того, чтобы вернуть студию в прежний вид, необходимо было приложить огромные усилия. Сегодня „Мосфильм“ являет собой самую большую киностудию в Европе».

О современном кинематографе

«В современном кинематографе есть сложности — впрочем, как и в современной литературе, современном театре и современном изобразительном искусстве во всем мире. Все достижения великого мирового кинематографа остались в прошлом, и сейчас кино находится то ли на распутье, то ли на перепутье — трудно сказать, но это общемировая практика. В общем, у нас есть замечательная студия, а вот замечательных картин несколько меньше, чем в те времена, когда в стране было меньше технических и производственных возможностей. Несмотря на все это, „Мосфильм“ собирается жить и работать дальше, в стране по-прежнему готовят актеров, режиссеров, сценаристов и операторов, а значит, жизнь продолжается».

О кино и вчерашних школьниках

«Большая беда современного кинематографа заключается в том, что в кино приходят вчерашние десятиклассники, — таково наше современное законодательство. К примеру, я поступал во ВГИК, когда мне было 25 лет, и думал, что буду самым взрослым дядькой в институте, однако на самом деле я оказался средним по возрасту на своем курсе. На сценарий, драматургию и режиссуру в театральные вузы тогда брали достаточно взрослых людей, потому у каждого из студентов этих специальностей должен быть хотя бы минимальный жизненный опыт. Например, у нас учились профессиональный боксер, писатель, летчик-испытатель на пенсии, актер, — вот из таких взрослых, состоявшихся людей и складывались впоследствии мастерские искусства. И это сказывалось на качестве картин. О чем же вчерашние школьники смогут рассказать мне сейчас, я не знаю. Лично я не раз поднимал вопрос о возможности поступления на специальности режиссера, сценариста и драматурга взрослых людей, пусть даже и без высшего образования за плечами, на общих основаниях. Все они тоже должны иметь право получить одну из этих профессий бесплатно. Однако пока мои вопросы к правительству остаются без ответа».

О реалистичном кино

«О том, что происходит в мире сейчас, пока не стоит снимать кино — на то, чтобы осознать, осмыслить все это, нужно время. Что касается моих работ, в некоторых из них действительно нашли отражение реальные события. Например, фильм „Слуга“ рассказывает о „мимикрии“ власти, так актуальной во все времена, а кинолента „Время танцора“ — о реальных событиях на Кавказе. К подобным фильмам относятся и „Магнитные бури“, поэтому я могу сказать, что долгов в этом плане у меня нет».

О самой тяжелой работе над фильмом и круизных лайнерах

«Армавир» — на мой взгляд, замечательная картина. Как и людей, у каждого фильма есть своя судьба. У «Армавира» судьба странная. Это серьезная и глубокая картина о жизни и переменчивости участи человека. «Армавир» — это название лайнера, на котором наши герои уходят в круиз. Во время путешествия судно тонет, как «Титаник». Не хочу сравнивать крушение в фильме с трагедией на «Адмирале Нахимове», потому что это была реальная катастрофа. В картине мы обошлись без утопленников. Герои фильма — люди, оказавшиеся на берегу после крушения, практически потеряли связь между собой и узнают друг друга, восстанавливая эту связь. Этот фильм — моя самая тяжелая в производственном плане работа. Огромное судно, специально построенное для «Армавира», нужно было буквально потопить прямо в кадре — мы отказались от комбинированных съемок. Это было не только сложно, но и опасно — нужно было точно знать, какая палуба пойдет под воду первой, каким образом корабль накренится и так далее. Мы снимали кино на двух судах — «Федор Шаляпин», которое было построено специально для съемок, и вспомогательной «Кубани» — реальном лайнере».

О «Параде планет»

«Парад планет» — достаточно известная картина, ее время от времени показывают по телевидению. В этом году у нее юбилей — фильм вышел 30 лет тому назад. Пусть это не смущает зрителя, потому что ее тема касается наших сегодняшних действительности, существования и «духоположения», чему я несказанно рад как автор. Рад я и тому, что «Парад планет» вошел в юбилейную программу фестиваля. В проекте эта история называлась «Сборы». Речь шла о том, — мужчины меня поймут и растолкуют своим спутницам, — что в Советском Союзе на военные сборы призывали резервистов. Наши герои — шесть человек — получают повестки из военкомата и отправляются на сборы. Там герои условно гибнут, условно — потому что это учения, однако по окончании сборов остаются в странном подвешенном состоянии. Там снялись звезды и будущие звезды советского кино — Алексей Жарков, Сергей Никоненко, Олег Борисов и Петр Зайченко. Очень хорошую музыку к ленте написал композитор Вячеслав Ганелин».

О новом фильме без названия

«Сейчас я работаю над новым проектом. Хожу по кабинетам всякого рода начальников и пытаюсь получить возможность его финансирования. Дело это очень сложное, потому что определяющую роль в данном вопросе играют не только законы, но и желание или нежелание чиновников. Почему-то наиболее качественные проекты, которые Минкульт должен поддерживать, остаются без внимания. Тему моего проекта очень сложно сформулировать. Если так можно сказать, это картина о метафизике жизни. О том, что нормальная температура тела человека — 36,6 градусов, и так было сто и тысячу лет назад, а следовательно, основные инстинкты существования повторяют друг друга из поколения в поколение. Эта картина сложна драматургически и духовно, а внутри — сюжет о детском враче, у которого, как это ни парадоксально, тяжело заболевает пятилетняя дочь».