«Хотите преуспеть – наденьте шляпу»
(Старинная английская пословица)
Сегодня гражданин с непокрытой головой ни у кого не вызовет удивления. А каких-то сто лет назад это восприняли бы как моветон. Самым распространенным атрибутом мужского (и уж тем более – женского) гардероба на протяжении веков была шляпа. По ее форме, качеству, цене люди судили о социальном статусе владельца. Нынче наши макушки венчает кепка, чаще - бейсболка. Шляпа ушла в тень. Но она не исчезла вовсе, потому что классика не стареет.
«Шляпа» - это не ругательство
Итак, выйти из дома без шляпы в прошлом было просто неприлично. Такому типу в каком-нибудь портовом кабаке, конечно, отпустили бы пинту эля, но на успех в социуме он рассчитывать не мог. Если ты джентльмен – изволь носить шляпу, если простолюдин, то, хотя бы, что-нибудь, только бы голова была покрыта. Тут, как говорится – без вариантов. Правда, уже в 60-е – 70-е годы прошлого века значение шляпы как статус-символа стало сходить на нет.
Больше всего досталось шляпе в Советской России. В революционные годы носить ее было небезопасно. Если ты в шляпе – значит буржуй, если буржуй – значит «к стенке». В послевоенные годы случился некий ренессанс: шляпы у нас начали снова носить, причем, в подавляющем большинстве – представители технической и творческой интеллигенции. Рабочий класс и колхозное крестьянство это сильно раздражало. Окрики: «Эй, ты, шляпа!» или «А еще шляпу надел!» были обычным делом.
Прощали ношение шляп только престарелым членам Политбюро ЦК КПСС. На их головах они воспринимались как атрибут власти. Таков был дресс-код. На трибуну мавзолея – только в шляпе, никаких кепок, тем более бейсболок, даже на отдыхе.
Сейчас «шляпой» ругать не будут: носи, дорогой товарищ, на здоровье все свои аксессуары. Но мало, кто носит. Шляпа на голове российского джентльмена сегодня не дань приличиям, а наоборот, вольнодумство. Я не такой как все говорит весь его внешний вид. Мне нравятся такие люди.
Какими они бывают?
Шляпы интересуют меня со школы. Виной тому – «Евгений Онегин». Дойдя в первой главе поэмы до строчек: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар», я поинтересовался, что это он там надел. «Это такая шляпа», - ответила учительница. «А чем она отличается от других?» «Шляпный вопрос» в тот момент затмил для меня великое произведение Александра Сергеевича.
В самом деле, если поэт так подробно описывает внешний вид своего героя, вплоть до различных аксессуаров, в частности, часов марки «Брегет», значит, это имеет какое-то значение! В общем, потратив некоторое время на поход в библиотеку, я выяснил, что боливар – это цилиндр с широкими полями. С цилиндра-то и начинается отсчет новейшей истории мужских шляп. И тут не обошлось без скандала.
Цилиндр
В январе 1797 года на одной из лондонских набережных был замечен господин, разгуливавший по тротуару набережной, пугая прохожих странным сооружением на голове. Тут же пошла молва о громадной трубе, сделанной из шелка и отличавшейся «странным блеском». Дело кончилось тем, что власти оштрафовали изобретателя и владельца первого цилиндра на 500 фунтов стерлингов – сумму по тем временам огромную, да и по нынешним немалую. Жертва, впрочем, оказалась не напрасной – вскоре цилиндр стал неотъемлемой частью гардероба истинного джентльмена, а имя шляпного мастера Джона Гетерингтона вошло в историю моды!
Более века мужчины носили эту высокую и помпезную шляпу, стараясь не обращать внимания на неудобства, которые она создавала. Цилиндр цеплялся за все, что можно, и тогда, в 1823 году, находчивые французы придумали «шапокляк» - тот же цилиндр, но с мягкой тульей, которая держалась на распорках, благодаря чему при входе в помещение или посадке в карету шляпу можно было сложить.
«Высокая шляпа для джентльменов, имеющих высокие цели» смело шагнула в XX век, оставаясь востребованной вплоть до окончания первой мировой войны, после чего сдала свои позиции более демократичному котелку. Хотя… Несколько лет назад на одной из улиц швейцарского города Берн я встретил веселого парня в джинсах, коротком пальто и… в цилиндре. Так ему нравилось ходить, так он самовыражался. Прохожие от него не шарахались, иногда улыбались, а чаще – не обращали внимания. Не думаю, чтобы такая вольность сошла ему с рук в наших краях…
Котелок
Эта шляпа появилась в 50-е годы XIX века. С названием долго не мучились, поскольку она и в самом деле напоминала котелок. Делали ее из фетра, который получали из кроличьего и заячьего меха, и носили в дополнение к пиджачному костюму, заменившему сюртук. После Второй мировой войны котелок уступил место другим шляпам, хотя и оставался частью официального костюма обитателей лондонского Сити вплоть до 1960-х годов. Тем большим было мое удивление, когда совсем недавно, в одном из шляпных бутиков Нижнего Новгорода, я наткнулся на этот изящный, но, увы, давно вышедший из моды мужской аксессуар.
Федора
Именно этот головной убор с широкими полями воспринимается сегодня как самая «правильная» шляпа. Что касается названия, то федора получила его от одноименной пьесы французской писательницы Викторьен Сарду, впервые поставленной в 1882 году. Спектакль-то, может быть, уже и не помнят, а вот федора стала классикой жанра. Ее можно носить с поднятыми или опущенными полями, причем, опускают на глаза именно переднюю часть. А три вмятины на тулье – справа, слева и наверху задуманы для того, чтобы джентльмену было удобнее приподнять шляпу при виде соблазнительной дамы, или сдвинуть ее на глаза, если красотка прошла мимо, не удостоив его своим взглядом.
Хомбург
Эта шляпа стала повсеместно известной после того, как на нее обратил внимание король Англии Эдуард VII. Дело было в немецком курортном городке Бад Хомбург, а сам монарх в то время еще носил титул принца Уэльсского. Ему понравился головной убор из фетра с немного загнутыми неширокими полями и продольной вмятиной на тулье, который делали в том же городке (отсюда и имя). И будущий король стал всячески пропагандировать оригинальную шляпу по всей Европе. Знаток стиля понимал толк в шляпах, так что нетрудно догадаться, что хомбурги довольно быстро завоевали популярность на континенте, уступая в официальности только цилиндру и котелку.
Трилби
Она не такая элегантная как федора, зато демократичная и «без претензий». Классическая трилби должна быть коричневого цвета с глубокой вмятиной в передней части тульи. Имя этой шляпы тоже «литературное» - оно заимствовано из романа Джорджа Дюморье «Трилби». Так звали прекрасную ирландскую натурщицу, которая под гипнозом демонического музыканта Свенгали стала известной певицей, а после его смерти утратила свой замечательный дар.
Женское имя у шляпы, а вот она сама имеет мужской род, поскольку носят ее преимущественно мужчины. Ее практически не снимал знаменитый американский певец Фрэнк Синатра. И сегодня это – любимая шляпа звезд шоу-бизнеса, да и, пожалуй, самая популярная, которая не дает покоя многим известным дизайнерам, выбирающим для нее самые необычные расцветки, узоры и фактуры.
Борсалино
А теперь – Борсалино! Пишу с большой буквы, потому что это – не фасон, а торговая марка из Италии, известная с середины XIX века. Какие же нужно иметь заслуги, чтобы обычная, вроде бы, федора называлась этим именем? Высочайше качество! Фирма Borsalino ничего не изобретала, просто она делает шляпы являющиеся эталоном мужских головных уборов. Если у вас на голове трилби, соломенная шляпа или что-нибудь еще, но внутри вы видите штамп этого итальянского бренда, я вас поздравляю. Отличный выбор! И – дорогой! У меня есть Borsalino, но я смог приобрести ее только на распродаже: скидка была очень солидная, а до уценки шляпа стоила около 1600 евро.
Классика жанра, она неразрывно связана с образом крутого мафиози. Здесь вспомним федору и Аль Капоне. Вторая волна популярности пришла к этой шляпе с появлением Хэмфри Богарта в фильме «Касабанка», в 60-е годы Ален Делон из фильма в фильм ходил в ней по улицам Парижа, убивая всех своих врагов. А после того, как в 1970 году на экраны вышел фильм «Борсалино» с Аленом Делоном и Жаном-Полем Бельмондно в главных ролях, Borsalino окончательно превратилось в имя нарицательное.
Соломенные шляпы
Это, как правило, копии классических шляп. Они повторяют фасоны перечисленных выше головных уборов, кроме, пожалуй, цилиндра и котелка. Соломенная федора – это круто! Ее достаточно широкие поля защищают в жару не только голову, но и шею, однако есть среди этих атрибутов настоящих мужчин и совершенно оригинальные образцы. Например – панамы.
Многие считают, что эти шляпы обязаны своим рождением государству Панама. Это не так. Шляпы под этим именем изготавливают в Эквадоре. Они всегда служили хорошей защитой для крестьян и рабочих этого государства, но всемирная известность пришла к ним после того, как для строителей Панамского канала заказали партию таких шляп. Им и невдомек было, что у панам куда более длинное название – «Сомбреро де паха токилья», что в переводе означает «шляпа из соломки тростника токилья». В английском языке они именуются не иначе как Panama hat.
Токилья — это травянистая пальма, которая отличается особым изяществом, эластичностью и дает хорошую плотность плетения. Ассортимент шляп из нее весьма разнообразен – от федоры до сомбреро. Чем тоньше плетение, тем качественнее шляпа. Настоящая панама имеет нежный кремовый оттенок и гладкую поверхность.
Говоря о соломенных шляпах, невозможно обойти вниманием канотье. Этот головной убор всегда изготавливался только из соломы. Его отличительные особенности – низкая цилиндрическая тулья (как бы срезанный цилиндр) с черной лентой вокруг нее и прямые узкие поля. Поначалу канотье (от французского слова canotier, что означает гребец) носили молодые люди, увлекавшиеся греблей, но затем шляпа пошла в массы. В ней форсили и женщины, и спешащие на романтическую встречу со своей возлюбленной мужчины, и шансонье. Сегодня канотье практически не в ходу, однако несколько лет назад я впервые увидел ее в магазине в Нижнем Новгороде. И вот что интересно: шляпу купили! Наверное, для отдыха на пляже – очень стильное и оригинальное решение.
«Хозяин равнин»
Ковбойские шляпы могут быть фетровыми, кожаными или соломенными, но, независимо от материала, должны иметь округлую тулью с вмятиной сверху и широкие, подогнутые вверх по бокам поля. Казалось бы, все просто – взял и надел, но в средней полосе России товарищ в такой шляпе будет выглядеть, мягко говоря, непривычно, хотя и симпатично. Другое дело – юго-запад США, Мексика или Канада, где стилизованная ковбойская шляпа присутствует на флаге города Калгари.
Изобрел головной убор ковбоев и ранчеров, а также техасских рейнджеров, назвав его «Boss of Plains» или «Хозяин равнин», ни кто иной, как Джон Баттерсон Стетсон, отец которого был шляпным мастером. Легенда гласит, что Стетсон-младший сделал шляпу вручную в качестве шутки, однако ее по достоинству оценили его друзья, а затем и клиенты шляпного магазина.
А все потому, что помимо эстетической составляющей, стетсоновская шляпа имела множество практических достоинств: ей можно было раздуть костер, подать сигнал на большом расстоянии. Она же служила емкостью для воды, без которой в прериях можно просто погибнуть. Компания Stetson существует и сегодня, изготавливая головные уборы, которые, несомненно, порадуют любого современного ковбоя своим высоким качеством и разнообразием фасонов.
Как носить и как ухаживать?
Однажды, прогуливаясь по Парижу, я забрел на блошиный рынок в Порт-де-Ванв. Думал, погуляю с полчаса, посмотрю и двинусь дальше. Какая наивность! Дело не ограничилось ни часом, ни двумя. Время на знаменитых парижских барахолках течет как-то иначе. Ходишь сквозь строй развалов, возвращаясь то к одному, то другому прилавку, разыскиваешь что-нибудь интересное, чего прежде не видел, и понимаешь, что вырваться из этого сладкого плена можно только очень большим усилием воли.
В принципе, если задаться целью, то достаточно одного посещения блошиного рынка, чтобы обставить свою квартиру практически в любом стиле и соответствующим образом украсить интерьер. Но для этого надо ехать в Париж на фуре.
У меня грузовика не было, поэтому я купил шляпу. Для нее-то места в багаже вообще не требуется. Надел – и вперед! Шляпный развал, прикрытый от возможного дождя тентом, напоминал скорее помещение для театрального реквизита, нежели обычную лавку. Все пространство импровизированного шатра заполняли головные уборы едва ли не всех эпох и народов. Были среди них и новые, и антикварные, что в отдельных случаях заметно поднимало цену. Смеха ради я натянул на себя цилиндр: в сочетании с клетчатой рубашкой, джинсами и кроссовками, он годился разве что для театрального фарса.
Котелок смотрелся чуть убедительнее, но в нем я почувствовал бы себя комфортно в какой-нибудь джаз-«банде». А вот федора никакого диссонанса не вызывала и хозяин всего этого великолепия, глядя на меня, поднял вверх большой палец. С нею я и ушел, предварительно перебрав несколько размеров и найдя, наконец, «золотую середину».
Примерка шляпы – дело серьезное. Она должна сидеть плотно, но не давить на виски, иначе удовольствие закончится головной болью. Слишком свободную шляпу может сдуть ветром, а до этого лучше не доводить. Как сказал Джером К. Джером, «никогда человек не бывает так смешон, как в тот момент, когда он теряет свою шляпу».
Что касается формы, то правил, жестко определяющих, какая шляпа и к какому типу лица полагается, не существует. Однако желательно, чтобы она «обрамляла» лицо, подчеркивала его лучшие черты. Узколицым мужчинам стоит обратить внимание на шляпы с небольшой в диаметре тульей и достаточно широкими полями, которые, кстати, помогут скрыть оттопыренные уши. В то же время маленькая шляпа на крупной голове будет выглядеть несколько комично.
Важно, чтобы шляпа в целом соответствовала цветовой гамме гардероба. Точного попадания в тон не требуется. Например, к серому пальто подойдет и черная, и синяя шляпа, а к коричневому лучше подобрать темно-зеленую.
Как носить? Это вам решать. Сдвиньте шляпу слегка на затылок. Не нравится? Тогда попробуйте чуть наклонить ее вбок. Тоже не очень? Остается, пожалуй, самый беспроигрышный вариант – немного сдвинуть шляпу на лоб. Загадочный вид, может быть, как раз то, что вам сегодня нужно.
Шляпа, конечно, требует ухода. Лучше всего хранить ее на специальной распорке или, за неимением таковой, на трехлитровой банке, поставленной донышком вверх. Главное, чтобы поля ничего не касались.
Это поможет избежать ненужной деформации. Легкий дождь фетр выдержит без труда (иначе, зачем вообще нужна мужчине шляпа?!), но если угодили под ливень, то, вернувшись домой, сушите шляпу, положив ее тульей вниз, ни в коем случае не применяя для этого фены и прочие нагревательные приборы.
Главное – внутренняя свобода
Шляпой можно подкорректировать свой образ. Но она же превратит вас в шута, если то и дело будете смотреться в витрины, зеркала, теребить поля, сомневаясь в естественности своего вида. Отнеситесь к шляпе, как к обычному аксессуару, вообще забудьте, что она у вас на голове. А чтобы все получилось именно так – не покупайте шляпы, которые обладают большей индивидуальностью, чем вы.
Бытует мнение, что шляпа – аксессуар избранных. Я с этим категорически не согласен. Шляпа идет всем. Вовсе не обязательно быть высоким, статным, красивым, богатым или аристократичным, чтобы с тобой идеально «монтировался» этот головной убор.
Вопрос – во внутренней свободе и правильном выборе типа шляпы. Канотье в дождливую осень не надеваем, цилиндр уступаем фокусникам (пусть вытаскивают из него своих кроликов), котелок оставляем гвардейцам Ее Величества королевы Великобритании, которые по традиции носят его с гражданским платьем. Остается совсем немного вариантов. Один из них – точно ваш.