Зрение, плоскостопие и осанка – вот три “болевых точки” современных школьников. 70% детей уже в первый класс приходят с изъянами в здоровье. Ближе к окончанию школы процент больных детей только увеличивается. И одна из причин тому – низкая двигательная активность. Новые стандарты образования ввели в школах третий урок физкультуры. Даст ли эта мера толчок развитию школьного спорта и оздоровлению детей?
К спорту приобщит Интернет
Специалисты считают, что такой вариант развития событий крайне маловероятен. Школьный спорт переживает затяжной кризис. Его первая причина кроется в том, что на протяжении десятка лет физкультура в учебных заведениях считалась предметом второстепенным. Учителя твердили: математика, русский язык и физика гораздо значимее прыжков в длину, метания снаряда или волейбола. Увы, такой подход принес свои плоды: у учеников не только ухудшились показатели здоровья, пропал сам интерес к спорту.
- Спортивного просвещения в России сегодня нет как такового, - считает директор школы №30 Лора Антонова. – Посмотрите на наши спортивные стадионы. Часть из них разрушена. Часть хоть и работает, но редко проводятся мероприятия. Летом там пиво пьют на лавочках.
- В ближайшем будущем мы собираемся уделять большое внимание вопросам пропаганды физического развития среди молодых ребят, - говорит известная фигуристка, трехкратная олимпийская чемпионка, а ныне глава Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации «Всероссийская федерация школьного спорта» Ирина Роднина, которая недавно была в Нижнем Новгороде с официальным визитом. - Мы хотим создать специальный портал в Интернете наподобие социальной сети с методическими рекомендациями для школ, где смогут общаться и черпать знания как учителя, так и сами школьники.
Пропаганда среди молодежи здорового образа жизни – безусловно, важно. Однако это всего лишь один из компонентов успешного занятия физкультурой в школах. По мнению Родниной, основной для взращивания чемпионов также должны стать материальная база и педагогические кадры. А с ними, опять же, проблемы.
ЦИТАТА
По статистике, каждая пятая школа в России вообще не имеет спортивного зала. Есть совершенно не приспособленные для физкультуры здания школ и в Нижнем Новгороде.
Например, ученики школы №102 в теплую погоду занимаются физкультурой на стадионе неподалеку, в холодную – в переоборудованных учебных кабинетах. Ребята из школы №47 ради физкультуры отправляются в зал штаба внутренних войск Приволжского военного округа. Старшеклассники ходят в спортзал Нижегородского института управления РАНХиГС (бывшей Волго-Вятской академии госслужбы). В теплую погоду занятия проводятся на стадионе “Чемпион”.
- Другой камень преткновения – качество школьного оборудования. В большинстве школ оно изношено, - высказывает мнение руководитель методического объединения учителей физической культуры Борского района Ольга Воронина. – Необходимо обновлять материальную базу. Исходя из нее составлять список видов спорта, которые можно преподавать в школе. Ныне такого перечня просто не существует. Вот и работают школы по старинке.
ФОК спешит на помощь
С другой стороны, недостаток финансирования, нехватка кадров, отсутствие системы информирования давно стали популярными отмазками для ничегонеделанья в самых разных российских сферах, и не только связанных с образованием. Несмотря на все сложности, некоторые школы Нижнего Новгорода служат отличным примером по части физического воспитания учеников. Например, школа №106 в Ленинском районе. Ее преподаватель физкультуры Ирина Хасянова в прошлом году одержала победу во Всероссийском конкурсе “Учитель здоровья России -2010”. По ее словам, школьная “физра” сейчас из обязаловки по сдаче нормативов превращается в мощный инструмент оздоровления детей.
- Несколько лет назад мы впервые начали внедрять на занятиях физкультуры новые методы по формированию здоровья у детей, - рассказывает Ирина Хасянова. – Стартовали с начальной школы и даже со школы будущего первоклассника, потому что настраивать на сохранение здоровья нужно с самого раннего возраста. Приходят к нам малыши, мы сразу начинаем работать с мячиком, делать упражнения для укрепления мышц на ножках. Стараемся, чтоб они привыкали и знали, какие упражнения в каких случаях стоит делать. Пусть в начальной школе это еще не слишком осознанно, но навыки сформируются. В нашей школе все возможности для этого есть. Закупается специальное оборудование – например, тактильные доски, массажные мячи, большие мячи. Отчасти на свои деньги, отчасти – на выделяемые из бюджета.
По словам Хасяновой, новые образовательные стандарты вполне позволяют приобщить детей к спорту. Несмотря на то, что в первую очередь школы стараются выполнить обязательную программу, стандарты предусматривают возможность пробовать и другие виды спорта. В одних школах выбирают бадминтон, в других - настольный теннис, аэробику, шейпинг. Забытые некогда лыжи начинают возрождать. В особом фаворе сейчас плавание. Новые школы, где поблизости ФОКи, имеют для этого все возможности. Физкультурные комплексы, кстати, готовы активно сотрудничать с общеобразовательными учебными учреждениями.
ЦИФРА В ТЕМУ
534 391 рубль готово выделить областное правительство на покупку 187 ракеток. Согласно документации заказа, минимальная стоимость одной ракетки – 787 рублей, максимальная – 4320.
- ФОК в любом районе области – это, прежде всего, партнер школы в деле организации традиционных спортивно-массовых мероприятий. Дружба школьников со спортом начинается именно с внеклассных мероприятий. Причем возможности ФОКа тут совершенно не ограничены, - говорит директор ФОК “Олимп” в Лысковском районе Леонид Кудряшов. – Наши двери открыты и для спортсменов, и для простых ребят. В секцию плавания мы и вовсе набираем дошкольников. Потом кто-то начинает заниматься с тренером и готовиться к соревнованиям, кто-то продолжает посещать бассейн просто для удовольствия и общего оздоровления. Думаю, школьные учителя и преподаватели ФОКа должны сотрудничать с нами в деле проведения третьего урока физкультуры.
Строительство ФОКов сейчас полным ходом идет как в Нижегородской области, так и в региональном центре. Например, в городской школе №151 в этом году был введен в эксплуатацию пристрой со спортзалом и мастерскими, а в школе №186 возведение ФОКа находится на стадии завершения.
- Для того чтобы ребенок рос приобщенным к спорту, он должен познать его с самых ранних лет, - говорит Лора Антонова. – Более того, у детей должен быть выбор. В нашей школе ученики первого-четвертого классов могут попробовать себя в разных видах спорта - стрельбе из лука, флорболе, бальных танцах, волейболе, баскетболе, шахматах, настольном теннисе. После этого у них появляется возможность выбирать спорт по душе на будущее.
- В нашем районе ФОК появится только в 2014 году. Однако уже сейчас увеличены финансирование спортивных соревнований, экипировки команд, закупки инвентаря. На территории всех муниципальных образований нашего района действуют новые хоккейные площадки, - рассказывает заместитель главы администрации по социальным вопросам Дальнеконстантиновского района Ирина Бударина. - В соответствии с положением о материальном поощрении детей района около 50 ребят, проявивших успехи в спорте, ежегодно получают денежные премии. Проводятся соревнования по рыбной ловле, лапте, лото, городкам. Интерес детей к занятию спорту регулярно возрастает. Я думаю, что у школьного спорта неплохие перспективы.
Превращением перспективы в планы, а планов - в действие в Нижегородской области будет заниматься региональное отделение физкультурно-спортивной организации «Всероссийская федерация школьного спорта». Избранный в начале ноября глава организации заместитель председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Морозов уже обещал создавать все возможности для того, чтобы школьники могли регулярно заниматься спортом, развивать не только массовый, но и профессиональный спорт.
Анна БАТАШЕВА.
Фото Олега ЗАЙЦЕВА.