Мы уже рассказывали о коллизиях нижегородского образования. С этого года в школах вводится курс основ религий и светской этики. Что он может дать детям и готовы ли квалифицированные кадры по его преподаванию, остается вопросом. Тем временем, нижегородский уполномоченный по правам человека Василий Ольнев заявляет, что школьники не приобретают элементарных правовых знаний. Люди одинаково страдают от чиновников-лихоимцев, оборотней-полицейских, врачей-взяточников и т.д. Но есть еще одна сфера, преподавание которой, как показывает окружающая действительность, жизненно необходимо. О ней мы и поговорим.
Родителям некогда, а учителя – старые маразматики
Неоднократно приходится слышать, особенно от пожилых педагогов, что нынешний интеллектуальный и моральный уровень школьников сильно упал по сравнению с предыдущими поколениями. И если в советское время оставались хоть какие-то патриархальные традиции, в рамках которых родители уделяли воспитанию детей должный объем времени, то при рыночных реалиях большинству мам и пап попросту некогда. Мало того, психологи констатируют, что среди детишек, особенно в сельской местности, прогрессирует элементарная умственная отсталость!
Обычная ситуация: пьяный отец приходит с работы после получки и начинает «учить жизни» жену и детей. Любой психолог скажет, что этим самым он признается в своей ничтожности и несостоятельности. А мотивирует свои действия «сохранением исконных патриархальных традиций». На следующий день родитель похмеляется и приходит в себя, а там снова на работу. И так проходит вся жизнь… Какие дети вырастут в подобных семьях? А ведь в каждом ребенке заложен будущий гений! Как взрастить его?
Практика показывает, что современная школа зачастую не является помощником в воспитании будущего творца, ведь чтобы вырастить гения, нужно и самому педагогу ставить перед собой высокую планку. К сожалению, некоторые наши публикации говорят об обратном. Видимо, из-за небольших зарплат и несостоятельности некоторые педагоги, как и пьяный папаша, переносят свои комплексы на детей.
Но находятся и положительные примеры. Так, в селе Выездном Арзамасского района есть детсад «Ромашка», работающий по уникальной программе. Из простых сельских ребят готовят почти вундеркиндов – юных исследователей. С детских лет ребята становятся исследователями не только окружающего мира, но и собственного здоровья – учатся анализу, синтезу, сравнению и другим мыслительным процессам. Сельские ребятишки осваивают азы математики, истории, биологии, физики, астрономии, умеют грамотно составлять предложения, отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы и вести дискуссию. Чтобы понять, как это делается, достаточно побывать в детсадовском уголке исследователя. К примеру, из подручных материалов ребята делают… макет поверхности планеты Меркурий!
«Творец и творчество»
К сожалению, «Ромашка», скорее, благородное исключение. Но нельзя сказать, что в Нижегородской области нет соответствующих кадров и методик. Мы уже рассказывали о ректоре кстовской Всемирной академии самбо Владимире Волосове, авторе уникальных методик подготовки спортсменов-олимпийцев. За свою жизнь он подготовил более десятка чемпионов мира. Да и сам в 77 лет не отстает от них. Но его методические, а главное - практические разработки простираются далеко за рамки единоборств. Тренер написал около десятка книг, среди которых выделяется одна - «Творец и творчество». Фактически, это готовая технология воспитания в человеке творческого начала.
Автор характеризует свой труд вполне лаконично: «Как из дебила вырастить гения, или Технология творчества». В ней он предлагает человеку стать в первую очередь хозяином своей судьбы. И детально «разжевывает» алгоритм этого процесса. Так, технологию творческого процесса он разделяет на семь этапов:
1. Настройка на творчество (от детских игр и выбора примера для подражания до борьбы за выживание и выбора будущей профессии).
2. Видение «творческих пылинок» - на первый взгляд хаотичных идей и размышлений, которые становятся основой для будущих великих открытий.
3. Фиксация. «Пылинки» тщательно фиксируются, «пережевываются» и систематизируются.
4. Формирование Идеи из «пылинок».
5. Воплощение Идеи.
6. Пробивание этой Идеи в жизнь.
7. Стимуляция творческого процесса.
Как видно из этого нехитрого алгоритма, мало создать шедевр. Его нужно еще донести до людей. А это уже пиар-технологии, на которых строится современное информационное общество. И в этом обществе далеко не каждый учитель сможет научить ребенка в нем выжить и состояться. Понятно, что хотя в каждом человеке есть задатки, гениями становятся единицы. Но почему бы тогда не использовать технологию творчества, например, в карьерном росте?
- Для этого нужен ежедневный кропотливый труд, - замечает автор «Творца и творчества». - Но им человек элементарно ленится заниматься. А в результате получается, что, растрачивая жизнь на покупки нового ковра и холодильника в кредит, человек теряет в крупном. Например, всю жизнь остается рядовым водителем, а не директором автопредприятия. И происходит это потому, что он не приобрел, или ему не заложили в детском саду и школе навыков творческого, креативного мышления! Моя методика, основанная на примере более ценных мелочей, чем новые ковры или мебель, позволяет исправить это. И заставляет человека понять, что если его чему-то не научили, он сам должен это сделать! И сам найти мотивацию к этому. Как у меня в детстве: если я не буду заниматься спортом, меня будут бить соседские мальчишки. Каждый мой удар или бросок, даже самый несуразный, был именно моим - выстраданным в борьбе за свою судьбу!
Как избавиться от облысения и охота за золотом
Все свои размышления Волосов подкрепляет личным опытом. И в основу методики легла жизненная практика. Чтобы скрасить армейские будни, будущий ректор изучал философию. Например, детально проштудировал «Капитал» Маркса. Спать приходилось по два часа в сутки. Из-за таких нагрузок он пришел к тому, что в 22 года стал лысеть.
- Я знал, что существует множество лекарств от облысения, но все они бесполезны. Тогда я задумался, почему волосы выпадают? – вспоминает Волосов. - После этого, проанализировав все причины и изучив физиологию, изобрел собственную методику массажа головы.
В результате на восьмом десятке лет тренер имеет замечательную шевелюру.
В более зрелом возрасте он столкнулся с проблемой зрения. Опять же после долгих размышлений начал… во время прогулок или пробежек искать на дороге монетки. Уже много лет он откладывает за каждый месяц по целой горсти. Финалом таких «творческих изысканий» стали хорошее зрение и находка дорогого золотого кольца.
Краеугольным камнем курса «Технологии творчества» Волосов считает мотивацию. Дебил, чтобы стать гением, должен этого очень сильно захотеть. А мотивацию нужно воспитывать с младенчества.
- На основе этой книги можно сделать пособие и для детского сада, - продолжает Волосов. - Но любой учебный процесс надо поощрять. За любую творческую находку ребенок должен получать маленькое поощрение. Например, за рисунок можно ему сказать: «Молодец, ты так неожиданно нарисовал кота. Так его еще никто рисовал!» В итоге ребенок вырастает творцом, а не потребителем. В любых своих теоретических и практических изысканиях я всегда нахожу для себя момент поощрения. Это лучшая стимуляция, как у меня с монетками.
Все дети рождаются с задатками гения. Но закапывают их таланты школа и родители. Оба этих гражданских института просто забивают ребенка хаотичными знаниями, не научив технологии их использования – технологии творчества.
Константин ГУСЕВ.