Сегодня трудно поверить, что Технический музей, насчитывающий более 3 000 уникальных экспонатов, вырос из частной коллекции нижегородца Вячеслава Хуртина, которая когда-то помещалась в обычном гараже. Здесь представлены старинные инструменты, оборудование и станки, привезенные из разных уголков мира, и все они в рабочем состоянии! В отличие от множества музеев, где прикасаться к экспонатам строжайше запрещено, большинство раритетов можно трогать, изучая их устройство и принцип действия.
О том, как формировалась коллекция, сколько лет самому древнему экспонату и что ждет музей в будущем, его основатель рассказал ИА «В городе N».
Не просто железо
Вячеслав Викторович, с чего началось ваше увлечение старинными инструментами? Какой из них появился в коллекции первым?
Это было почти 25 лет назад. Чисто случайно я приобрел на блошином рынке один инструмент — старый штангенциркуль. В то время у меня и мыслей не было ни о коллекционировании, ни, тем более, о музее. Этот инструмент не отвечал никаким современным требованиям для точных замеров чего-либо, и купил я его просто для забавы. Меня заинтересовала его необычная форма. Я думал, что этот штангенциркуль очень древний, а оказалось, что он не такой уж и старый. Его выпустили в 20-е годы ХХ века в Ленинграде на заводе имени Воскова. Все это я узнал уже потом.
Через некоторое время мне удалось купить еще несколько старых инструментов. Я сделал в гараже стенд, где разместил их. Спустя полгода собралась довольно большая коллекция — около 60 «древних» инструментов, приспособлений и механизмов. После мне пришла идея заняться этим целенаправленно. Через несколько лет коллекция выросла до тысячи экземпляров, и я решил показать ее людям. Важным моментом стало и то, что все приобретения я приводил в хорошее рабочее состояние, чтобы это были не просто куски ржавого железа, а оформленное интересное собрание.
И тогда вы решили организовать первую выставку в НГВК?
На самом деле, она была уже второй, а первая состоялась в Центре метрологии и стандартизации в 2008 году. Когда мне представилась такая возможность, это стало фактически путевкой в жизнь. Тогда я еще сомневался, нужно ли серьезно заниматься данной темой, ведь это требует и денег, и времени. Выставка была небольшой и по размерам, и по срокам ее проведения, но для меня она оказалась своеобразным экзаменом. Ее посетили сотрудники Центра метрологии и стандартизации — люди, которые ремонтируют и поверяют инструменты, профессионалы, занимающиеся этим всю жизнь. Я увидел их неподдельный интерес к моей коллекции, они засыпали меня вопросами. И тогда я понял, что нужно продвигать и развивать эту тему. Следующая экспозиция — как раз в Нижегородском государственном выставочном комплексе — стала более масштабной. Она длилась месяц, в книге отзывов были оставлены сотни теплых позитивных записей, которые меня вдохновили, и я окончательно убедился в правильности своего выбора.
После этого были выставки и в Городце, и в Москве. Там я тоже слышал благодарственные отзывы от посетителей и пожелания о создании музея.
Наверняка, пришлось преодолеть немало сложностей, прежде чем удалось открыть музей?
Получилось так, что я этим занимался не с командой единомышленников, а один. Мне приходилось непросто во всех отношениях. За свои деньги я арендовал небольшое помещение в здании на Большой Покровской, своими силами делал в нем ремонт по вечерам после работы. Это длилось полгода. Временами наступало отчаяние, но в итоге 30 апреля 2014 года музей все же открыл свои двери, и с тех пор он существует, живет и развивается.
От каменного топора до сверхточных механизмов
Наверняка не каждый инструмент достоин того, чтобы занять место в музее? По какому принципу вы их отбираете?
Основной критерий — это неповторяемость. Я не приобретаю одинаковые инструменты или станки. Все приспособления и механизмы должны отличаться друг от друга. Иначе это будет неинтересно. Второй принцип — инструменты должны представлять техническую и историческую ценность. Большинство экспонатов, которые есть в музее, выпущены в период до 1940-х годов. У нас также имеется большое количество каталогов, по которым я смотрю, когда какой инструмент был создан, сколько он стоил до революции. Есть и советский зал, но данный период пока не так широко охвачен. По этой теме материала достаточно много, а вот найти что-то из того, что было в XIX веке и начале ХХ очень сложно.
А сколько лет самому древнему экспонату и как он к вам попал?
Это каменный топор, которому, согласно документам, более 5,5 тысячи лет. Он привезен из Австрии. Топор имеет очень интересную форму и отверстие. Как и большинство экспонатов, я его купил. Очень редко мне что-то дарят. Чаще всего люди, имея что-то ценное, хотят это продать и получить деньги.
Наверняка, такие раритеты стоят немалых средств…
Я никогда не говорю о деньгах, так как данная информация не имеет отношения к музею. Пусть это будет маленькой тайной. Что-то мне продают с большой скидкой — как правило, инструменты, оставшиеся людям от родственников, при этом владельцы просят сохранить память о своих предках. Для себя я не выделяю более или менее ценные инструменты, это все — коллекция музея, и они дополняют друг друга. Есть экспонаты, которые стоят огромных денег, есть и дешевые, но они все для меня равнозначны.
Часто ли к вам попадают инструменты и станки в нерабочем состоянии, которые приходится восстанавливать?
Почти всегда. Например, когда я нахожу какой-либо станок, как правило, там возникает несколько проблем. Чем он древнее, тем больше вероятность того, что он ломался или его приспосабливали под другие задачи. Восстановить его в первозданном облике иногда достаточно сложно, так как непонятно, как он выглядел, что надо отсекать, а чего, наоборот, не хватает. Конечно, в этом помогают каталоги, чертежи, литература, интернет. Бывает, что нигде не могу найти информацию, и работаю по наитию, представляя, как это было с точки зрения механики и здравого смысла. Сейчас еще не все экспонаты отреставрированы и выставлены в музее. Некоторые приходится восстанавливать годами, это очень непросто.
Если грянет апокалипсис…
Бывали случаи, когда вам доводилось использовать эти инструменты и устройства по назначению в быту?
Мы живем в век нанотехнологий, а все эти станки приводились в движение руками и ногами, и нужды их использовать сейчас нет. Но если вдруг настанет апокалипсис (смеется), то запросто! Хотя случаи, когда экспонаты пригодились в жизни, действительно были. В музее часто необходим мелкий ремонт, и мне ничего не приходится приносить из дома, потому что здесь все под рукой. Если нужно, например, заточить карандаш, есть старинный наждак, надо что-то перекусить, открутить гайку или болт — имеется древний болторез, отвертки, огромное количество разводных ключей. Здесь я найду и пилу, и молоток, и станок для выполнения каких-либо простых операций. Все это работает и приносит пользу.
Насколько я помню, в прошлом году в экспозиции появилось сразу несколько раритетов: советские лодочные моторы, деревянный велосипед… Продолжаете пополнять коллекцию? Где находите новые экспонаты?
Да, в прошлом году у нас также появилась новая экспозиция «Кустарные промыслы Нижегородской губернии». Она стала очень важным разделом Технического музея. Это лишь маленькая часть, с помощью которой хотелось бы рассказать посетителям, как это выглядело много лет назад. На стенде представлены подлинные фотографии, посвященные истории кустарных промыслов, из книги 1896 года. Также появился нижегородский тарантас — единственный сохранившийся до наших дней. Удалось найти и несколько велосипедов, и двуколку. Собирали раритеты по всей стране. Я регулярно отслеживаю их появление, кроме того, многие уже знают Технический музей и сами что-то предлагают.
История страны в инструментах
Не все экспонаты в музее отечественного производства, есть и немало зарубежных механизмов. Из каких стран они привезены?
Дело в том, что Россия до революции была больше аграрной страной. Как следствие, практически все инструменты и станки в те времена были привезены купцами из-за границы. В основном, это Германия, Англия, Франция, Америка… Только начиная с эпохи с 1920-х годов их начали производить и у нас. Например, даже в коллекции ключей большинство английские, голландские, американские и немного отечественных. Те, что попроще, выпускались в Харькове, Воронеже, Ижевске. После Первой мировой войны немецкий инструмент перестал поступать в Россию. Потом Советский Союз был не в равноправных торговых условиях с другими странами.
Возникало много сложностей. Но есть и интересные советские экспонаты, которые вызывают восторг у посетителей, например, водолазный костюм, который дети почему-то называют «дядей Васей», а также часы, морской хронометр и другие сложные механизмы. На самом деле, советский народ — это великий народ, который послал первого человека в космос, и все многообразие нашей культуры и талантов позволило нам выйти на передовые рубежи науки и техники. У нас славная история, и те же самые инструменты и механизмы помогают изучать ее. По экспонатам можно проследить развитие нашей страны и зарубежных государств.
Есть ли у вас единомышленники? Общаетесь с другими коллекционерами старинных инструментов? Может быть, обмениваетесь какими-либо раритетами?
Я отличаюсь от других коллекционеров тем, что многие рассматривают свои собрания как инвестиции в будущее. Они знают, что экспонаты можно продать. Для меня же это не просто хобби, а смысл жизни. Сейчас музей стал государственным, хотя коллекция осталась моей. Это не приносит мне денег, но я получаю нечто большее. Да, я знаком с несколькими коллекционерами. Но они не разделяют моих взглядов, считая, что раз я потратил свои средства и время, значит, это чего-то стоит и должно приносить прибыль. Но у меня другие принципы.
Прикоснуться к прошлому
На прошлой неделе в музее появился аудиогид для незрячих и слабовидящих людей. Как возникла такая идея?
Поскольку музей необычен тем, что почти все экспонаты можно трогать руками, около двух лет назад у меня появилась мысль сделать важную и нужную экскурсию для слепых детей. Первый опыт оказался удачным. Мне показалось, что это было очень интересным. Потом наступило затишье в этом направлении, но четыре месяца назад мы обсудили данную тему с представителями министерства культуры Нижегородской области, и звезды сошлись.
Я считаю, что у нас все получилось. Стартовал интересный проект для незрячих людей, ведь тактильные ощущения помогают им познавать мир. Если мы закроем глаза, у нас остаются образы, которые мы видели. У незрячих людей все по-другому. И когда они непосредственно прикасаются к истории, к настоящим экспонатам, они чувствуют тепло рук тех мастеров, которые изготавливали эти предметы. Я считаю, что в этом есть некое волшебство, и верю в это.
Посетители Технического музея — кто они? Наверняка, это больше интересно мужчинам, но и женщины приходят?
Когда я собирал инструменты, мне казалось, что коллекция будет интересна только людям с техническим образованием. Но оказалось, что это не так. Музей очень разноплановый, он стал народным, и здесь интересно всем — и гуманитариям, и детям, и взрослым, и бабушкам, и дедушкам. Среди достопримечательностей Нижнего Новгорода он занимает одно из первых мест, что означает признание людей, которые его посещают. Это меня вдохновляет на дальнейшее движение вперед.
Планы и перспективы
Доводилось ли вам бывать в других технических музеях России и мира? Есть ли у них что-то общее с нижегородским?
Я посетил множество технических музеев в разных странах — в Англии, Германии, Австрии. Очень крутая коллекция в Мюнхене. Я ходил по музею весь день без обеда с открытия и до закрытия. Но он отличается от нижегородского тем, что там представлены масштабные экспонаты, а инструментов нет. То есть, не показано, с помощью чего люди создавали все это. Для меня же в первую очередь интерес представлял именно инструмент, а затем конечный результат. Может быть, где-то и есть музеи, аналогичные нашему, но я пока их не видел.
В прошлом году нижегородский Технический музей был реконструирован, и его площади увеличились. Каковы дальнейшие планы по его развитию?
В конце декабря прошлого года, когда губернатор Нижегородской области Глеб Никитин открывал музей после ремонта, он дал поручение своим помощникам расширить площади до размеров всего третьего этажа здания. Я очень надеюсь, что у нас все получится. У меня в голове есть концепция, и сейчас нужны не столько новые экспонаты, сколько идеи. Одна из них, которую мы обсуждали, касается создания в обновленном и укрупненном музее экспозиции, посвященной нашей нижегородской промышленности. Возможно, ведомственные музеи на время дадут свои экспонаты, чтобы организовать ее. К нам приезжают люди из разных городов и стран, и они должны понимать хотя бы в общих чертах, что они прибыли в крупный промышленный и научный центр.