В начале июня Госдума приняла закон, согласно которому банк сможет временно заблокировать карту своего клиента в случае, если последняя операция по счету покажется ему подозрительной. Документ вступит в силу только 26 сентября, однако мошенники уже нашли способ использовать его в своих целях. Рассказываем, каким образом действуют преступники, как не попасться на их удочку, и что делать, если вас все-таки обманули.
Как действуют мошенники
Хакеры отправляют на телефон жертвы СМС-сообщение о том, что банк заблокировал ее карту из-за подозрительной операции, и указывают номер телефона, по которому с «банком» нужно связаться. Когда напуганный человек звонит мошенникам, те просят его назвать данные карты, включая CVV-код — трехзначный цифровой код на обороте. Как только заветные цифры оказываются в руках преступников, деньги с карты исчезают.
Например, сообщение может быть таким: «В рамках закона от 27 июня 2018 года № 167-ФЗ ваша карта заблокирована. Подтвердите последнюю операцию по e-mail или телефону».
Как работает схема
Основная цель мошенников — узнать реквизиты карты. Получив номер, срок действия, имя владельца и CVV-код, они отключают проверку кодов CVV2/CVC2, переводят средства на свои карты или быстро совершают покупки в интернет-магазинах.
Подобная схема использовалась преступниками и раньше, однако у мошенников не было возможности сослаться на федеральный закон, а сейчас она появилась, и обманщики охотно ей пользуются. По мнению экспертов, именно упоминание конкретного законодательного акта делает сообщения от злоумышленников столь убедительными.
Им уже удалось обмануть почти сотню россиян — с их счетов пропало больше двух миллионов рублей.
Что говорят эксперты
Аналитики рассказывают, что новая схема мошенничества — очередной вид социальной инженерии, широко распространенной в банковской сфере. Таким образом преступники манипулируют человеком, применяя социальные и психологические инструменты. Этим путем мошенники похитили с карт россиян около 700 миллионов рублей в 2016 году и 945 миллионов в 2017-ом. А за первое полугодие 2018-го сумма ущерба от действий киберворов, уже достигла 1,2 миллиарда рублей.
При этом жертвой аферистов может стать клиент любого банка, но в первую очередь под удар попадают самые доверчивые и мало знакомые с новейшими технологиями граждане — пенсионеры.
Как защитить себя
Чтобы не стать жертвой обмана, в первую очередь будьте бдительны и никому не сообщайте данные своей карты и тем более CVV-код. Если вам прислали сообщение о блокировке карты, сходите в банк или позвоните туда, но только по номеру, указанному на сайте или в фирменных буклетах, и уточните, правда ли это. В случае если в банке ответят отрицательно, СМС нужно будет удалить.
Кстати, прежде чем заблокировать карту, банк спросит вас о последней операции, а вы в свою очередь подтвердите ее или сообщите о хищении. В последнем случае карту и привязанные к ней сервисы, будь то интернет-банк или мобильное приложение, заблокируют на срок до двух дней. Для разблокировки клиенту банка будет необходимо пройти идентификацию.
Эксперты уверены, что соблюдать меры предосторожности должны не только клиенты, но и сами банки. Поскольку они страдают от махинаций мошенников не меньше рядовых россиян, логичным было бы введение бесплатного СМС-оповещения об операциях для держателей карт. К тому же, считают специалисты, полезно было бы и предупреждать своих клиентов о различных видах мошенничества.
Другие распространенные схемы мошенничества
Как уже говорилось выше, жертвами преступников чаще всего становятся люди преклонного возраста. Прочтите этот пункт, если вы уже на пенсии, или передайте эту информацию своим пожилым родственникам.
Итак, если вам позвонили в дверь и предлагают купить что-то с огромной скидкой, подумайте хорошенько, нужен ли вам предлагаемый товар. У любого такого торговца необходимо проверить документы, а еще не стесняйтесь — позвоните родным и посоветуйтесь, стоит ли совершать покупку.
Если незнакомцы просят вас заполнить анкету, опросный лист и подписать документы, внимательно прочтите каждое слово. И вновь: обязательно свяжитесь с родственниками и посоветуйтесь с ними.
А теперь три важных «не»:
— не пересчитывайте деньги при посторонних людях;
— не открывайте незнакомым людям, если вы одни дома;
— не давайте в руки чужим людям свой паспорт, да и другие документы не стоит.
Повесьте на стену лист с телефонами экстренных служб, банка, пенсионного фонда и членов семьи. Запишите номер горячей линии по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг: 8 (800) 100-29-26. Туда нужно позвонить, если вас обманули мошенники. А еще обратитесь в полицию по номерам 02 (по городскому телефону) или 102 (по мобильному).
Помимо закона о блокировке банковских карт, в сентябре уже начали или вот-вот начнут работать еще 12 законов. Прочтите о них в материале ИА «В городе N».
Ранее сообщалось, что в Нижнем Новгороде участились случаи мошенничества с банковскими картами.
По материалам iz.ru.