15 ноября в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина прошла дискуссионная площадка на тему «Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе инклюзивного высшего образования». Мероприятие организовано Ресурсным учебно-методическим центром (РУМЦ) Мининского университета в рамках взаимодействия с вузами, подведомственной территории. С места события велась прямая трансляция на канале Youtube университета.
В ходе дискуссии заведующая кафедрой «Специальной педагогики и психологии» НГПУ имени Минина Светлана Каштанова подчеркнула, что в настоящее время актуальна проблема привлечения в вуз студентов с ОВЗ и инвалидностью, создания для них качественной и доступной системы образования, а также интересного и полезного процесса обучения. Преподаватель проинформировала, что среди направлений подготовки, по которым обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, есть и экономические специальности, и информационные технологии, и психология, и медицина.
Участникам мероприятия были представлены данные Росстата официальной численности инвалидов на территории страны. Светлана Каштанова подчеркнула: «На протяжении 5–6 лет число лиц с ОВЗ практически не меняется, поэтому общество не может не обращать внимания на их проблемы».
Что касается кадрово-организационного обеспечения трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью, то, согласно статистике Росстата, в Приволжском федеральном округе более 40% вузов реализуют поиск мест работы для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Среди них и Мининский университет.
По информации Росстата, в ПФО из 357 выпускников с ОВЗ 2015–2016 годов в течение календарного года трудоустроились только 239 человек. Из них почти 13% ребят при поиске работы обратились за помощью к друзьям и родственникам, 12% выпускников нашли будущего работодателя в Интернете, а 11% молодых людей помогли трудоустроиться работники вуза.
«На выходе процент трудоустроенных лиц с ограниченными возможностями здоровья невелик, а процент трудоустроенных по специальности еще ниже. — Рассказала Светлана Каштанова. — На сегодняшний день стоит задача понять, как заниматься проблемой трудоустройства и сделать этот процесс более эффективным».
В ходе практической части дискуссии участников мероприятия разбили на группы, каждой из которых предлагалось составить список проблем, с которыми сталкиваются студенты с ОВЗ, преподаватели вузов, а также работодатели при приеме на работу людей с
ограниченными возможностями здоровья. Среди трудностей были названы особые условия труда, возможные репутационные риски для компаний, а также общая проблема трудоустройства молодых выпускников, не имеющих рабочего опыта. Отметим, что всеми участниками дискуссионной площадки была поддержана мысль о том, что важны не возможности здоровья человека, а его компетентность, профессиональные навыки и желание работать. Именно эти факторы должны быть решающими при приеме специалиста на работу.
Как отметил доцент кафедры «Специальной педагогики и психологии» НГПУ имени Минина Владимир Кудрявцев в его группах обучались студенты с ОВЗ, которые на данный момент трудоустроены. Среди них были ребята с нарушениями зрения, функций опорно-двигательного аппарата и с тяжелыми соматическими заболеваниями, поделился преподаватель.
В октябре приказом Министра образования и науки России Ольги Васильевой на базе Мининского университета создан один из 16 ресурсных учебно-методических центров страны. В вузе имеются необходимые условия для реализации инклюзивного образования. Так, 30% образовательных программ университета адаптированы для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с помощью дистанционных технологий и специальных технических средств. Кроме того, в Мининском университете существует центр содействия трудоустройству выпускников и организации практик (ЦСТВиОП), осуществляющий помощь студентам в поиске работы.