Предпремьерный показ новой картины Александра Митты под названием «Шагал — Малевич» состоялся в Нижнем Новгороде в воскресенье, 30 марта. Известный российский режиссер лично привез киноленту на суд нижегородского зрителя.
Художественный фильм «Шагал — Малевич» — это история о витебском периоде жизни великого художника Марка Шагала. Вернувшись в родной городок из Парижа, где он обучался живописи, Шагал берет в жены красавицу Беллу. После свадьбы влюбленные собираются ехать во Францию, но революция и начавшаяся гражданская война не дают им сделать это. Тогда Шагал создает в Витебске художественную школу, а на должность одного из преподавателей Шагал приглашает основателя супрематизма Казимира Малевича…
После показа двухчасового байопика Александр Митта встретился с нижегородскими журналистами и ответил на волнующие их вопросы.
Деревянный город на родине Шагала
Все натурные съемки «Шагала — Малевича» проходили в Витебске, где сохранились и дом Шагала, и школа искусств, которую он создал. Для воссоздания Витебска 20-х годов прошлого столетия постановочная группа искусственно состарила две городские улицы. Также был выстроен целый квартал деревянного города.
«Когда берешься за что-то серьезное, к тебе со всех сторон „прилипают“ хорошие люди. Нам повезло. Во-первых, у нас было обещанное финансирование, а во-вторых, собралась хорошая команда. Город Витебск — это подарок. Мы не заплатили ни одного рубля. Все, что хотели там сделать, просто согласовали с властями. Мы построили деревянный город, который собирались сжечь для съемок одной из сцен, но по просьбе города сожгли лишь часть декораций. Теперь там находится Центр Шагала».
В конце — грубая мелодрама
Кинолента «Шагал — Малевич» — это байопик, то есть биографическая картина. В основе ее — реальные факты из жизни главных героев: Марка Шагала и Казимира Малевича.
«С первой минуты, как стало ясно, что могу получить на эту картину какое-то финансирование, я думал: как усадить сюда зрителя? Мы ведь делали не телевизионную передачу и не образовательное кино. Когда делаешь биографический фильм, необходимо опираться на факты. Я взял ключевые факты. Они правильные, но их немного. Когда работаешь с молодежью — без комедии, без юмора обойтись невозможно. Но и говоря о художниках, обойтись без их творчества нельзя. Когда выходишь к финалу, надо волновать зрителя. И если ты этого не сделаешь, картина развалится. Поэтому в конце фильма — грубая, жесткая мелодрама. Она позволяет оптимизировать переживания. Ну, а в центре картины было мое восхищение Шагалом и Малевичем».
Кого смущает, что Высоцкий — еврей?
Основное действие фильма начинается с момента, когда молодой художник Шагал приезжает в родной Витебск из Парижа. Он планирует пробыть там недолго, однако революция и, впоследствии, гражданская война меняют его планы. Шагал женится на своей возлюбленной Белле и открывает в Витебске художественную школу авангардной живописи. Туда-то он и приглашает Казимира Малевича, основателя супрематизма, в качестве преподавателя.
«Художники, которых я выбрал, — это самые непохожие ни на кого люди. Уникальные. Шагал невероятно культурный человек, который впитал в себя все течения современной ему живописи в Париже. Он прекрасный реалист, но понял: когда человек показывает, что рисовать он вроде бы не умеет, то он ближе к зрителю. Шагал импрессионист, но может работать и как экспрессионист. При этом у него фантазия сюрреалиста. Что же касается Малевича, то это самый непохожий ни на кого человек из всех, кто был в живописи. Пятнадцать лет он „толкал“ идею, из-за которой его все считали безумцем. А в России его таковым считают до сих пор. Но на самом деле он впервые за шесть тысяч лет разработал идею абстрактной живописи. В Америке Малевич — в статусе бога, а в России не понимают, что это наша главная ценность. Мы достигли того, что хоккеист у нас национальный герой, а вот как сделать, чтобы национальными героями у нас стали художники… Мы до сих пор далеки от этого.
В своем фильме я хотел немножечко расширить наше понимание того, кто же на самом деле наши герои. Шагал — из евреев, но это ничего не значит в русском искусстве. Мы поем песни Высоцкого, но кого смущает, что он еврей? Никого. Мы поем песни Окуджавы. А кого смущает, что он грузин? Никого. Важно, что для всего мира Шагал и Малевич — это два русских художника, которые представляют Россию. И это было очень хорошо заметно на Олимпиаде (Олимпиада в Сочи — прим.ред.), когда на открытии именем Малевича была обозначена огромная лавина колес, символизирующих индустриализацию и индустриальную мощь России. Финал Олимпиады — нежное прощание картинами Шагала. Это все помогало вспомнить — вот она Россия, нежная, сердечная, добрая и душевная».
Почему Шагал — Бичевин, а Малевич — Белый?
Роль Марка Шагала в картине исполнил актер Леонид Бичевин, известный по фильмам Алексея Балабанова «Морфий» и «Груз 200». Жену художника Беллу сыграла Кристина Шнайдерман. Роль у Митты стала дебютной для актрисы. Роль основателя супрематизма Малевича досталась известному актеру Анатолию Белому.
«Сейчас очень много классных, хороших актеров. Почему Шагалом стал Леня Бичевин? Он был обаятельнее всех на пробах. Кроме того, по факту его любят девочки. Каждый спектакль с его участием — массовая демонстрация поклонения ему, истерика, цветы. А еще он нежный, очень приятный человек. Что же касается Анатолия Белого, то он выиграл очень большие пробы. Много актеров прошло через пробы, но Анатолий оказался самым умным и ироничным. Кристина Шнайдерман, исполнительница роли Беллы, — способная девочка. Она нетрадиционно красива, а еще она классно поет. Вначале я думал, что в фильме будет много разных песен, но потом они постепенно были вытеснены».
«Я выбрал самых уважаемых художников в мире»
Кто бы мог подумать, но, оказывается, режиссер Александр Митта изначально не надеялся на успех своей новой картины. Более того, несколько десятков лет назад он даже и представить не мог, что фильм на такую дискуссионную тему может быть снят.
«Я взял эту тему не думая, что „доползу“ до экрана. Думал: „Ну, полежит“. Почему? Потому что, как правило, все фильмы о художниках имеют маленький успех. Есть противоречие между живописью и кино. Живопись требует созерцания, спокойного разглядывания, а кино — всё бегом, бегом, бегом. От одного кадра — к следующему. Нужен драматизм. Но я давно хотел сделать такую картину. И вдруг на нее появились деньги. Я снял картину в расчете не на провал, а на то, что не будет зрительского успеха. Поэтому для меня абсолютным шоком было, что первые просмотры в Москве показали: в залах полно народу, молодежи нравится, пресса пишет, серьезные критики пишут и относятся к фильму с интересом и уважением. А уж когда на открытии и закрытии Олимпиады „прозвучали“ Малевич и Шагал, то я понял, что выбрал правильно. Я выбрал самых уважаемых в мире художников. Что мы можем сделать в нашем кино, чтобы закрепить это уважение? Искусство помимо всего прочего должно содействовать, чтобы в мире уважали твою страну, уважали твой народ и искусство».
Виртуальный захват художниками
«Идея супрематизма Малевича — это великая идея. Я отношусь к ней с восхищением, собственно, как и весь мир. В моей картине есть момент, когда эта идея победила, захватив маленький круг ребят, которые обалдели от этой огромной идеи. Они выкинули Шагала из школы, проголосовав за Малевича. И вот в этот момент Малевич смотрел на них безумными глазами. Произошла резкая эволюция идеи. Но надо понимать, что когда художник захватывает мир — это не рейдерский захват, а виртуальный. Художник просто делает мир богаче на свой взгляд, а следующий художник — на свой взгляд. И так, может быть, сотни художников захватили мир, и через них он становится богаче. Для выражения этой мысли не хватит одной картины, да и десяти картин не хватит. Но мысль эта очень важная. Заниматься тем, что выражать себя, свою личность, самобытность — это очень важная вещь в нашей жизни».
«Шагал — Малевич» как культурное событие
В ходе беседы режиссер Александр Митта затронул волнующую его тему проблем современного российского кино.
«У нас была четкая задача сделать фильм «Шагал — Малевич» культурным событием. Фильмы должны выживать. Мы и близко не подходим к тому уровню, на котором находится сегодня американское кино. Посмотрите оскаровскую программу. Там представлены картины, которые занимаются социальной критикой. Мы же забываем о социальной роли кино и о социальной роли искусства. Кино у нас становится денежным, развлекательным, а это унижает нас, оглупляет. Хотя искусство в принципе должно делать нас умнее, сильнее, богаче. Надо не уходить от социальной роли искусства, а определять принципиальные позиции, которые должны жить в каждом человеке.
Пять красивых художниц — мечта режиссера
На протяжении нескольких десятков лет фильм о художнике Шагале для режиссера Митты был несбыточной мечтой. И вот мечта, наконец, осуществилась. Что теперь? О чем грезит известный режиссер сегодня?
«Во-первых, я мечтаю, чтобы теперь фильм „Шагал — Малевич“ посмотрели. Много картин, которые я сделал в тяжелые годы, вообще не видел никто. Это жалко. Но первые дни демонстрации нового фильма показывают, что он вызывает интерес. Я мечтаю, чтобы эта картина стала семейной, чтобы взрослым и подросткам было о чем поговорить. А вообще у меня идей много. Одна из самых активных имеет отношение к тому же периоду, что показан в фильме „Шагал — Малевич“. В двадцатые годы в России был поразительный взлет искусства: Маяковский, Татлин, Малевич. И были так называемые амазонки авангарда — пять женщин-красавиц, умниц, разнообразных по таланту. Они очень ярко, солнечно рисовали. Американцы объединили этих художниц и прокатили по всему миру, а в России о них опять же не знают. Мне очень хочется „высветить“ этот период, когда кругом произвол, расстрелы с утра до ночи. И, тем не менее, в этой атмосфере расцвело искусство. Парадокс! Как это? Я сам пытаюсь разгадать. Сейчас напишу что-нибудь по этому поводу. Если получится сценарий, то это будет очень яркая картина. Пять женщин, пять красивых художниц — это „крутое“ „сердце“ для картины».