Турецкая компания Kent в 2007 году произвела последнюю партию жевательных резинок Turbo, от которых в начале 90-х годов прошлого века фанатели подростки всего постсоветского (и не только) пространства. И даже не столько от жвачки, повторявшей своей формой автомобильный протектор, сколько от вкладышей под оберткой с изображениями автомобилей, на рассматривание деталей которых уходили часы, а на коллекционирование пронумерованных выпусков серий Retro, Classic, Super и Sport — годы и нервы.
Спустя 15 лет редакция ИА «В городе N» пообщалась с несколькими нижегородцами, которые посвятили часть себя и своей жизни жвачке Turbo и поделились с нами историями об этом. Также с помощью эксперта мы попытались разобраться, на чем же базировался феномен тотального интереса к небольшим прямоугольным картинкам с красивыми и яркими машинами?
Коллекционер с рождения
Максим Уютнов, 46 лет
индивидуальный предприниматель
С малых лет собирал сувенирные машинки, на которые клянчил денег у мамы, или выменивал модельки у друзей. Потом был небольшой период увлечения марками, значками и календариками. Но особо пристраститься к этим предметам не получилось, поэтому все было подарено или обменяно на какие-то нужные в тот момент вещи. Примерно в 6-м классе (это было 1989 году) Максим увидел у друга в альбомчике вкладыши турбо серии 51–120 и у него, по его словам, снесло «крышу».
Яркие краски вкладышей, интересная бумага (не картон календариков), незнакомые автомобили, их формы, не идущие в сравнение с «Москвичами» и «Жигулями». В общем, с этого и стартовало мое увлечение. Найти вкладыши тогда было практически невозможно. Друг помог немного, в класс их приносили ребята, у которых родители имели возможность достать жвачку, — рассказал Максим.
Скоро их стали по рублю продавать цыгане на Московском вокзале Нижнего Новгорода. Все сэкономленные деньги коллекционера уходили на новое хобби.
Очень огорчало, если попадался вкладыш, который уже был у тебя. Потом они стали продаваться повсеместно. Пошли и другие серии Turbo, остановиться было уже невозможно. Окончил школу, переехал на другую квартиру, пошел учиться дальше, и как-то перестало хватать времени на увлечение. Покупал жвачки, можно сказать, на автомате. И складывал вкладыши в альбом для марок. Поэтому большинство из них сейчас в состоянии, как будто их только достали из-под обертки, — продолжает Максим.
Кстати, он, в отличие от сверстников, мало играл на вкладыши, потому что его коробило мять их красоту.
Когда пошли соцсети, я зарегистрировался в них, пришло дикое желание продолжить собирательство вкладышей. Стал искать, где их взять, не покупая жвачку, и попал на группу в VK по этой теме. Потихоньку начал знакомиться и меняться с людьми сначала из своего города, потом по России, ну и осваивать Европу, Турцию, Болгарию, — пояснил Максим.
Свою коллекцию, в которой насчитывается около 1250 вкладышей, нижегородец оценивает в 75–80 тысяч рублей и отмечает, что люди очень неоднозначно реагируют, когда узнают о его хобби.
Почему-то никого не удивляет сбор значков и марок. А тут вкладыши. От жвачки! Многие крутят у виска, даже близкие люди. Успокаивает и заинтересовывает только тогда, когда узнают, что это не так мало и стоит, и, оказывается, очень много людей этим занимается, — резюмировал Максим.
Бесценна, как память!
Олег Соловьев, 38 лет
солист группы «Солдаты Фортуны»
Имеет средне-профессиональное образование по специальности «Информационные системы». 10 лет служил в МВД, уволился, на протяжении 17 лет занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи и военной песней. Лауреат и дипломант всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
Коллекционировать вкладыши, как и многие в те времена, начал уже с первого класса или даже чуть раньше.
Помню, как нам папа с командировки из Израиля привез две жвачки Turbo. До сих пор не забыл, что на одном из вкладышей был болид «Формулы-1» на синем фоне, — начал свой рассказ Олег.
Его коллекция, которая хранится в старом альбоме из-под марок, отделанном бархатной бумагой еще в далеких 90-х, насчитывает 681 экземпляр. Самый первый вкладыш в ней начинается с 52-го номера.
Самой первой серии у меня нет. Зато есть более 500 повторяющихся вкладышей, видимо, недостающие сейчас экземпляры продул в детстве во время игры в перевертыши, — продолжил Олег.
Нижегородец отмечает, что яркие автомобили с разных концов света привлекали многих. Сейчас он уже не собирает вкладыши, но подумывает дополнить коллекцию обменом или покупкой.
У моей коллекции нет стоимости, она для меня, как память, бесценна! — резюмировал Олег.
Яркое напоминание о детстве
Дмитрий, 40 лет
поэт, блогер
С самого детства коллекционировал все, что только можно — значки, этикетки от спичечных коробков, сигаретные пачки, пивные банки, календарики, монетки, но ни одно увлечение не было на столько длительным, как собирание вкладышей от жевательных резинок, особенно от Turbo.
Первые «картинки» с машинами появились у меня в 1991-м году, когда я учился в третьем классе, они были из серии, которая начиналась с 191-го номера. Поначалу вкладыши просто были в качестве «богатства», которым в детстве владели многие мальчишки, наряду с перочинными ножами и прочей мелочью, носимой в карманах, а уже потом начал складывать их в коллекцию, — рассказал Дмитрий.
Увлечение вкладышами позволяло коллекционеру, например, тренировать память.
Как-то мы с друзьями стояли в подъезде, и кто-то предложил вспомнить, какие машины изображены на картинке под тем или иным номером. Удивительно, но правильно назвали почти все автомобили, хотя, с другой стороны, постоянно имея дело с вкладышами, трудно было их не запомнить, — продолжил Дмитрий.
С ним, кстати, мало кто играл на вкладыши, особенно если на кон ставили стопку на стопку.
Уже в детстве моя ладонь значительно превосходила в размере ладони сверстников, вследствие чего имел солидное преимущество в перевертышах, поэтому чаще добывать недостающие вкладыши приходилось либо в карточной игре в дурака, либо обменом. Однажды чтобы получить редкие экземпляры пожертвовал картриджем от Dendy, — пояснил Дмитрий.
В его коллекции насчитывается около 300 вкладышей, но только потому, что жвачки Turbo как появились неожиданно, так и пропали практически в один миг, а потому пришлось переключиться на другие интересы.
Согласен, подборка у меня небольшая, но никогда не было мысли расстаться с нею, просто потому, что это часть жизни и напоминание о детстве, в котором было не так много ярких событий и возможностей, в отличие от тех, что есть сейчас, — подытожил свой рассказ Дмитрий.
Феномен Turbo
Так в чем же секрет такой популярности турецкой жвачки и ее содержимого? По мнению основателя сообщества единомышленников «Вкладыши TURBO» в социальной сети «ВКонтакте» Гамлета Ортикова, скорее всего, все дело в определенных условиях, которые сложились в России в то время.
Наш рынок для иностранных продуктов был закрыт, и ничего легко доступного тогда не было. А когда на наших прилавках стали появляться такие интересные детям продукты как: напитки, шоколадки и, конечно, жвачки с вкладышами внутри, то для нас это было что-то невероятное и очень интересное. Мы и покупали-то их зачастую ради самого вкладыша. А так как они все пронумерованы, был азарт собрать все возможные номера», — считает Гамлет.
Интерес к вкладышам существовал в те годы и за пределами России — в Болгарии, Венгрии, Польше и некоторых других странах.
Туда, кстати, поставляли самую редкую первую серию жвачек, которые сейчас особенно ценные. Однако такой ажиотаж среди детей того времени был только у нас, — добавляет Гамлет.
Сам он, как и многие, увлекся вкладышами в детстве, но спустя какое-то время оставил свое хобби.
В 2011 году я нашел свои коллекции и решил, что, возможно, кому-то будет интересно увидеть их, и кто-то захочет показать свои. Так и появилась идея создать группу в социальной сети, чтобы собрать людей в одном месте, общаться и обмениваться вкладышами, — рассказал Гамлет.
В сообществе, которым он руководит, состоит более 9,5 тысячи человек.
Мы наладили прочную связь с иностранными коллекционерами и поддерживаем с ними общение. Они достаточно часто публикуют объявление в моем сообществе коллекционеров. Что-то у них есть интересное, а что-то у нас. Так и обмениваемся, — пояснил Гамлет.
Он считает, что у взрослых мужчин до сих пор силен интерес к вкладышам Turbo, потому что велико чувство ностальгии по детству.
Лично у меня практически ничего не осталось из тех времен. Вот только эти вкладыши и, быть может, пара любимых игрушек. К тому же, многим хочется дособирать то, что тогда не удалось. Так сказать, «добить» коллекцию до полной, — полагает эксперт.
Что касается ценности коллекций, то самые дорогие вкладыши представлены в первой серии, жвачки с которой в Россию не поставлялись.
В 2011 году мне некоторые редкие экземпляры предлагали по 500–1000 рублей, а спустя 8 лет был установлен рекорд по цене — 65 000 рублей за вкладыш, — пояснил Гамлет.
Те серии, которые были распространены в нашей стране, вряд ли достигнут такой же высокой стоимости, но ценники на них тоже растут. В отличие от интереса со стороны подрастающего поколения.
У современных детей свои увлечения, по которым они будут ностальгировать через 30 лет. Даже не представляю, как можно было бы привлечь внимание нынешних подростков к вкладышам из жвачек. Я, например, пробую это делать через TikTok, и некоторые мои видео набирают миллионы просмотров, но дети не совсем понимают, в чем фишка. Но когда они показывают эти ролики своим родителям, то потом передают от них слова благодарности, — резюмировал Гамлет Ортиков.
Кстати, оригинальные жевательные резинки Turbo 1990–1992 годов производства все еще доступны в продаже на электронных заграничных аукционах. Начальная стоимость — от 45 долларов за штуку.
Ранее мы рассказывали о том, какие редкие и уникальные автомобили иностранного производства можно встретить на улицах Нижнего Новгорода.
За помощь в создании материала выражаем благодарность Гамлету Ортикову, основателю сайта Fantiki-turbo.ru и сообщества «Вкладыши TURBO» в социальной сети «ВКонтакте».