Сколько сырья ежечасно перекачивает один нефтяной насос? Почему насосная — самое важное место на линейной станции? Зачем нефтепроводной компании свой парк из десятков речных судов? Обо всём этом журналистам нижегородских СМИ рассказали специалисты АО «Транснефть — Верхняя Волга», пригласив их на уникальный пресс-тур.
Экскурсия стартовала с места пролегания крупнейшего в Европейской части России подводного перехода нефтепровода через реку. Гости сразу отметили живописность локации, в которой он расположен — берег Волги. Однако для нефтетранспортного предприятия это место представляет особую значимость, ведь именно здесь проложен нефтепровод Сургут — Полоцк. Он проходит прямо под руслом реки и состоит из трёх ниток, — проще говоря, труб.
В текущем году предприятие «Транснефть-Верхняя Волга» завершило масштабные работы по реконструкции одного из участков нефтепровода.
На земле происходит сварка трубы и её укладка с помощью трубоукладчика. А для подводных работ необходимо привлекать специалистов, например, водолазов, которые обследуют дно. Ремонтные работы здесь выполнялись с декабря 2021 года. Протяженность реконструируемого участка нефтепровода составляет 3,8 км., — поясняет начальник нефтеперекачивающей станции «Макарьево», которая обслуживает подводный переход, Алексей Макарычев.
Реконструкция объекта позволит сделать процесс транспортировки нефти ещё более безопасным и бесперебойно доставлять черное золото потребителям.
Следующим и одним из самых зрелищных эпизодов встречи стало знакомство с Базой флота предприятия. Прямо на буксировщиках и катере-бонопостановщике журналисты отправились вниз по Волге — к так называемому «рубежу номер два», о котором мы ещё расскажем.
Суда необходимы предприятию для того, чтобы в случае выхода нефти (чего, к слову, здесь не случалось) быстро поставить боновые заграждения на пути пятна. Пока же регулярно проводятся успешные и оперативные учения, где роль «сырья» выполняют яблоки и мандарины, пущенные по волнам. От места возникновения предполагаемого выхода и до «второго рубежа», где как раз разворачиваются боны, пятно будет идти около четырех часов. Вне зависимости от сезона и времени суток, здесь всегда дежурит обученный персонал, готовый отреагировать на ЧП молниеносно.
Сами по себе барьеры легкие, но ударная сила волны требует более основательного подхода — мощность моторов катеров составляет 560 лошадиных сил. В составе парка плавсредств числятся катер-нефтесборщик, три катера — бонопостановщика, четыре буксирных катера, служебно-разъездное судно и 57 прочих моторных плавсредств.
После посещения Базы флота гости отправились на самый масштабный объект пресс-тура — линейную производственно-диспетчерскую станцию «Староликеево». Здесь происходит прием, хранение в резервуарах и дальнейшая транспортировка нефти и нефтепродуктов в магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. На территории станции находятся 19 резервуаров объемом до з0 тыс. м3. 11 емкостей предназначены для хранения нефти, остальные восемь — для дизельного топлива.
За час один нефтяной насос на станции перекачивает объем нефти, эквивалентный 70 железнодорожным цистернам. И таких насосных агрегатов несколько, а сама нефтенасосная считается «сердцем» всего объекта.
Здесь действуют беспрецедентные меры пожарной безопасности. При возникновении малейшей искры все помещение за короткий срок будет заполнено специальной пеной, способной погасить любое возгорание. Именно поэтому «Транснефть» с особым вниманием относится к инструктажам и контролю за соблюдением мер противопожарной безопасности. Исключением не стали и журналисты, которым в зависимости от этапа пресс-тура выдавались сначала спасательные жилеты, а потом каски. И, конечно, несколько раз проводили серьёзный инструктаж по охране труда.
Вообще, все производственные процессы на объектах предприятия проходят с учетом серьёзных требований природоохранного законодательства, а также неукоснительно соблюдаются правила промышленной безопасности.