Художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринского), председатель Гильдии театральных режиссеров России, народный артист РФ Валерий Фокин посетил Нижний Новгород, чтобы дать старт работе выездной лаборатории. 12 режиссеров уже приступили к занятиям. О том, что его связывает с Приволжской столицей и чем сегодня живет театр Валерий Владимирович рассказал в ходе пресс-конференции 11 мая.
Ничего не бывает случайным
«Связь с нижегородским театром „Комедiя“ для меня имеет свои мистические особенности. Эта история началась — страшно сказать — 50 лет назад! Я был студентом Щукинского училища, когда встретился с прежним директором Горьковского театра „Комедiя“. К сожалению, его фамилию я уже не помню. Это был человек в пальто с каракулевым воротником, который неожиданно появился в нашем училище и провел собрание, где говорил о необходимости дать театру новую жизнь. Он пригласил группу студентов — меня и моих сокурсников — в Горький. Мы очень серьезно к этому отнеслись и начали обсуждать, что нового мы сможем сделать. Тогда я учился на четвертом курсе. Но на следующий год меня взяли в театр Вахтангова, и поездка не состоялась. И вот, спустя пять десятков лет я все же прибыл в этот театр, правда, уже в другое здание. Ничего не бывает случайным.»
О гастролях Александринского театра
«Не могу сказать, что часто, но мы ездим с гастролями по России. Недавно были в Вологде, в ближайшее время отправимся в Казань, а в сентябре — в Якутск. Мы бы с удовольствием приехали и в Нижний Новгород, но есть один нюанс. Дело в том, что наши большие спектакли, идущие на основной сцене, требуют особых технических условий. Не на каждой площадке мы можем работать. В 2006 году у нас была проведена реконструкция исторической сцены здания театра, которому в октябре исполнится 185 лет. В старинном доме нам удалось внедрить новейшие технологии, и многие спектакли созданы так, что не везде их можно играть. Для выездов пришлось бы полностью их переделывать, что всегда трудно и неэффективно. Безусловно, иногда приходится идти и на это, но очень редко. Хотелось бы привезти полноценный спектакль в том виде, в котором он был создан художниками в родных стенах. Что же касается постановок, которые идут у нас на малой сцене, то, возможно, когда-нибудь мы привезем их в Нижний Новгород.»
Интернет не заменит театр
«Надо понимать, что драматический театр — это живой организм, и никакое телевидение, никакой интернет заменить этого не смогут. Это процесс, который происходит здесь и сейчас, на твоих глазах. Подменять это не надо. Простая трансляция спектакля в интернете — это одна история, а создание оригинального произведения для показа в виртуальном пространстве — совершенно другая. Она требует и дополнительных затрат, и отдельной работы. Возможности очень большие вплоть до включения зрителей онлайн в то, что происходит, в том числе и в репетиционные процессы на другом конце страны или Земного шара. Но нужна специальная подготовка, особое мышление и средства. У нас на новой сцене в Санкт-Петербурге есть медиастудия и условия для развития данного направления. Но сказать о том, что в этом плане ведется активная работа, я пока не могу. Я думаю, что инициатива все же должна идти от молодежи, так как интернет — это их прерогатива. От своих студентов я пока активных действий в этом направлении не вижу, они больше озабочены применением компьютерной графики и видео в своих спектаклях. Я бы занимался этим сам, но не могу, так как у меня много других обязанностей и ответственности.»
О нижегородских актерах
«Я не могу дать оценку нижегородским артистам, это было бы непрофессионально. Для того, чтобы делать такие выводы, нужно время и более подробное знакомство. Даже тех актеров, которые будут заняты в этюдах режиссерской лаборатории и которых я увижу, мне сложно оценивать. Но я думаю, что это будет интересно. Возможно, я открою их с неизвестной стороны, непривычной для тех, кто их хорошо знает.»
О цензуре
«Актеры в силу своей профессии не задумываются о цензуре. Некое давление скорее ощущают режиссеры и руководители театров. Сейчас эта тема немного ушла. Безусловно, цензура есть и будет, государство всегда следит и контролирует. Но она сформулировалась по-другому, стала невидимой. Самое главное — должен быть диалог с властью. Если он есть, можно спорить и не соглашаться. Но власть должна слышать, а не только делать вид, что понимает.»
О перспективах лаборатории
«По окончании работы лаборатории мы сделаем некоторые выводы, и, возможно, кто-то из режиссеров захочет поставить в Нижнем Новгороде спектакль. Необязательно это будут именно „Повести Белкина“. Сейчас происходит открытое общение, возникают планы, возможности, договоренности. Я надеюсь на продолжение в виде новых спектаклей в театре „Комедiя“ или на других сценах города.»
Театр должен не только развлекать
«Несмотря на то, что мы живем во времени перепутанных критериев, зачастую смещенных, когда тенденции к развлекательности очень сильны, драматический театр все равно должен продолжать говорить о серьезных вещах, связанных с внутренним миром человека. Еще Гоголь писал, что театр может быть кафедрой. В молодости мы смеялись над этими словами, которые казались слишком пафосными. Сейчас я понимаю, что он был прав. По сути Гоголь имел в виду то, что театр должен просвещать, а не только развлекать.»
Записала Надежда Кей
Фото автора