«Контрастный, внезапный, немного потертый, но живой» — это то небольшое количество эпитетов для Нижнего Новгорода, которые прозвучали в документальном фильме «Сохранить нельзя разрушить». Премьерный показ ленты, посвященной борьбе за спасение исторических зданий, прошел в культурном Центре «Рекорд» 18 апреля. Здесь собрались градозащитники, художники, фотографы, общественники, власти — все, кто был причастен к восстановлению объектов культурного наследия. На дебютном просмотре побывала и корреспондент ИА «В городе N».
Снять можно показать
Дата 18 апреля для показа была выбрана не случайно. В 1983 году ЮНЕСКО признало этот день международным днем защиты и охраны памятников исторического и культурного наследия.
В основу фильма, снятого командами АНО «Центр 800» и «На Совесть» при поддержке правительства Нижегородской области, легла программа сохранения объектов культурного наследия «Реставрация 800». Напомним, масштабные работы развернулись к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году.
К юбилею Нижнего Новгорода проведена масштабная работа по сохранению ОКН. Всё это побудило нас рассказать широкой аудитории о том, из чего складывается многогранный процесс реставрации, как выстраивается диалог между представителями власти и градозащитниками, а также как инициативы неравнодушных жителей меняют облик города. Фильм «Сохранить нельзя разрушить» посвящен прежде всего нижегородцам, которые любят свой город и вносят большой вклад в общее дело по сохранению культурного наследия, — отметил заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.
Вся работа от идеи и написания сценария, поиска героев и знаковых ОКН, до окончательной сборки фильма заняла год. Документалка была запланирована ещё в начале 2022 года, а основные его съёмки проходили в тёплое время. Финальный монтаж и постпроизводство пришлись на начало 2023 года.
Я старался как режиссер выложиться по максимуму и показать город таким, каким я его вижу и хотел бы, чтобы люди его увидели так же. И полюбили так же, как этот город люблю я, — рассказывает режиссер, постановщик, участник команды «На Совесть» Борис Дементьев.
Непростая, долгая, но завораживающая работа с ОКН
Суть фильма в том, чтобы рассказать, как много объектов культурного наследия, что это за памятники и какие они разные. То есть это не всегда здания, купеческие домики, музеи. Иногда — это территории или конструкции. Фильм об очень большом явлении, — поясняет соавтор сценария и рассказчик, нижегородский фотограф Дима Четыре.
О том, что нижегородцы любят и ценят свою историю, говорит большое количество сохранившихся зданий со статусом памятника. По словам руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Григория Меламеда, число ОКН с 1987 года увеличилось в 9 с лишним раз. Тогда, ещё в Горьковской области, под охраной государства насчитывалось около 600 объектов. Сейчас же таких памятников в Нижегородской области около 4 тысяч. Историческое наследие имеет ценность от федерального до местного значения.
Однако у многих нижегородских ОКН непростая судьба. Зачастую знаковые исторические постройки по разным причинам были забыты и заброшены. В фильме представлены истории спасения таких объектов культурного наследия. Среди них и заселенные жилые дома, и образцы деревянного зодчества, и утилитарные сооружения, и гениальные инженерные конструкции.
Например, удивительна и почти загадочна история Пакгаузов. Только в 2015 году ажурные павильоны были найдены на Стрелке. Их собирались сносить, потому что они не использовались к тому моменту много лет. Но у градозащитников, архитекторов и художников возникли сомнения: не могли такие величественные и красивые каркасы служить складами в порту. Оказалось, они были частью огромного павильона XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. До этого конструкции использовались на XV Всероссийской промышленной и художественной выставке 1882 года в Москве. Летом 2022 года одном из Пакгаузов открыли концертный зал, а в соседнем — выставочный. И сейчас это место стало одним из знаковых культурных пространств города.
«Герои» фильма — купеческие усадьбы «Заповедных кварталов», Кремль, бывшая фабрика «Маяк», парк «Швейцария», Шуховская башня. Многие из этих объектов обрели новую жизнь в юбилейный для Нижнего Новгорода год. Но и теперь, в 2023 году, работы по сохранению и восстановлению памятников продолжаются, а перед общественниками и властями встают новые вызовы.
Тема актуальна тем, что Нижний один из лидеров среди городов Поволжья и страны по количеству ОКН. Перечень таких объектов в историческом центре насчитывает их огромное количество. В фильме задается вопрос: в чем проблема — когда эти объекты не реставрируют, и они исчезают? Или проблема в том, что новые объекты строят плохо? Это тоже философский вопрос, на который мы попытались в фильме ответить, — говорит сотрудник департамента коммуникаций «Центра 800» Андрей Сорвачев.
Общественность и памятники архитектуры
В объектив съемочной команды попали памятники архитектуры и жилые дома, восстановленные силами общественников, по мнению которых, важно сохранить аутентичный и самобытный дух Нижнего Новгорода. Выход фильма, популяризация ОКН могут стать новым шагом в этом направлении.
В настоящее время градозащитная тематика довольно редко становится сюжетом фильма. При этом проблема сохранения культурного наследия и, главное, усилия людей для разрешения этих задач, никуда не делись. Важно рассказывать не только о благоустройстве Нижнего Новгорода, но и о том, как при этом сохранить городскую идентичность, его исторический облик, — говорит директор АНО «АСИРИС», градозащитница Анна Давыдова.
Для градозащитных организаций и их сотрудников, инициативных жителей вопрос актуальности борьбы за ОКН не снижается вот уже несколько десятилетий. Защита исторических территорий — это всегда право на продолжение жизни горожан в этих местах, возможность не покидать родовые места.
Конфликты жизни города между старым и новым будут всегда. И вектор градозащитного движения постоянно направлен на сохранение. Эта тема, осознанная обществом ещё в прошлом столетии, не теряет своей актуальности. Скажем так: до последнего исторического объекта. Но их ещё много. И есть, за что бороться, — добавляет Анна. Давыдова.
Не потерять подлинность
Герои картины — градозащитники, архитекторы, неравнодушные жители, бизнесмены и представители власти — рассказали о проблемах, которые возникают при выявлении объектов культурного наследия и их будущей реставрации. Как и в любом большом и разноплановом деле, здесь всегда появляются трудности.
Авторы на примере многострадального знаменитого «Дома с болью» или «Дом Щелокова», построенного в 1820-е годы на улице Варварской, 8 рассказали историю сложного восстановления бревенчатого дома. В 1996 году в нем произошел пожар, и памятник сильно пострадал. Потом его закрыли фальшфасадом, и в 2019 году художник Илья Мозги нанес огромную надпись «Здесь больше нет огня, но каждую секунду теплей от тебя». Но кто-то закрасил часть букв, оставив только «Здесь боль» — отсюда и пошло народное название здания. В 2021 году дом начали реставрировать. Разместить в такой конструкции свежее бревно нельзя — слишком большой будет разница в физических показателях древесины. Вместе с этим важно учитывать возраст бревен на замену, их диаметр, время спила и даже положение дерева в пространстве во время его роста.
На самом первом этапе главная трудность: как старый, аварийный дом по итогам ввести в эксплуатацию, при этом сохранив его исторический облик, который мало соответствует требованиям к современным строениям. И вот найти «золотую середину» — это самое сложное. Сложно не построить «новодел», а провести именно научную реставрацию. При этом сделать это в рамках законодательства, которое, к сожалению, очень противоречиво. И ещё наблюдается дефицит профессиональных кадров, — комментирует Анна Давыдова.
Машина времени
Архитектурные памятники и объекты культурного наследия — это не только лицо современного города, но ещё и застывшая, «недвижимая» история, которая сможет рассказать и показать прошлое, помочь понять свое настоящее и даже выбрать направление на будущее.
«Сохранить нельзя разрушить» передаёт яркий и многослойный облик Нижнего Новгорода разных эпох. Находясь в одном из центральных районов города, около Почтового съезда, мы можем за несколько минут увидеть пять разных вех истории города. Оказавшись в XVII веке (Палаты купца Олисова), не спеша перейдем в XIX (Успенский военный собор), затем в начало и середину XX (Школа имени М. В. Ломоносова) и только потом окажемся в нашем, XXI веке. Об уникальности этих и других городских территорий, актуальности их реставрации авторы и герои проекта рассказывают в киноисследовании.
Мы старались чтобы фильм был максимально понятен человеку со стороны, не погруженному в тему ОКН. Возможно даже никогда не бывавшему в Нижнем Новгороде, — говорит Андрей Сорвачев.
Авторы фильма рассказали не только о деревянном зодчестве, дореволюционных и советских постройках. Не остались без внимания и памятники 90-2000-х годов. По словам экспертов, двадцать-тридцать лет назад российская архитектурная школа буквально «выстрелила» и набрала обороты, и Нижнему Новгороду тоже повезло с талантливыми градостроителями. У нижегородцев нет сомнений в том, что через несколько десятилетий, Банк «Гарантия» и налоговая инспекция войдут в реестр ОКН, ведь в этих постройках отразился особенный и неспокойный этап тех лет.
Обязательно к использованию
В картине эксперты отвечают на множество волнующих вопросов: в чем отличие архитектора от реставратора и какие цели они ставят перед собой, когда приступают к ремонту объекта, почему зданию нужна не только реставрация, но ещё и эксплуатация и что может получиться из заброшенных, старых и ветхих построек, определяющих дух города.
Помещения памятников архитектуры могут служить и офисами, и музеями, и театрами. Объектами культурного наследия являются и здания нижегородских университетов — ННГУ, политеха, ПИМУ, Мининского. В отреставрированных помещениях можно разместить ресторан, гостиницу, магазин, креативное пространство…
Так, один из героев фильма, бизнесмен Михаил Маркевич рассказывает об опыте работы с ОКН. У предпринимателя всего около 20 проектов, но 3 из них точно находятся в зданиях, причисленных к памятникам — на улицах Рождественской и Алексеевской. Особого внимания заслуживает ресторан с уникальными и окутанными тайной потолками Yale на Рождественской, 30, открывшийся в усадьбе А. И. Костромина — А. Шушляева середины XIX века.
У гостей возникает чувство общности и связь поколений. Если есть наследие, то оно должно доноситься в правильном виде. У людей возникают вопросы, и мы на них отвечаем, — рассказывает Михаил Маркевич.
Например, посетителей часто интересует, кто автор фресок на потолке ресторана Yale и почему «дворцовая», не свойственная строгим купеческим усадьбам, картина появилась именно в этом здании. Для ответа на этот вопрос владельцы придумали легенду, что во всей красоте насыщенной и многосюжетной росписи «виновата» любовь и женщина.
Продолжение следует
«Сохранить нельзя разрушить» имеет все шансы на то, чтобы стать многосерийным фильмом. Чтобы раскрыть эту тему полноценно, одной серии оказалось мало, несмотря на то, что команда проделала плодотворную и тщательную работу.
Основная трудность была уместить все в один фильм, потому что тема очень большая, — комментирует Дима Четыре.
Главная трудность на этапе написания сценария — это объем темы: внутри темы ОКН есть очень много других тем, о которых можно разговаривать часами. И как все уместить в один час мы не очень понимали: это и выявление ОКН, как признать здание ОКН, а другое не признавать, как происходит реставрация, почему иногда происходит плохая реставрация, как сделать хорошую реставрацию, как использовать эти объекты в дальнейшем, — говорит Борис Дементьев.
А уже в ближайшее время «Центр 800» планирует опубликовать фильм, чтобы с ним могли ознакомиться все желающие.