Интервью, которое вы прочтете ниже, экс - солист группы «Ленинград» и действующий фронтмен коллектива «Рубль» Сергей Шнуров дал в свой последний приезд в Нижний Новгород. Желая передать читателю всю экспрессию, остроту и смысловую нагрузку высказываний Сергея, мы заменяем (стоит отметить, немногочисленные), пикантные речевые экзерсисы питерского гостя синонимами или словарными определениями.
- Сергей, как ваши дела?
У меня все хорошо. Но у нас же хорошие новости за новости не считаются. Поэтому, что я буду рассказывать?
- И все-таки. Давайте разбавим мрачную действительность.
В Петербурге солнышко. Я стал выпускать свою кошку Василису на балкон. Как вам такие новости?
- Отлично. А новости из внешнего мира вы через какие источники узнаете?
Из Интернета. Понятное дело, газет я не выписываю. Телевизора у меня нет уже два года: в свое время не успел заплатить за спутниковую тарелку, а потом подумал, что он вообще мне не нужен. Периодически я отключаю Интернет, месяца на три, но ни одна новость, мимо меня почему-то не проходит.
- У вас есть ресурс в сети?
Боже упаси! Нет. Я совершенно точно понимаю, зачем был смоделирован Facebook. Соцсеть - это первый шаг к созданию искусственного разума, который, благодаря фильму «Терминатор», известно, чем закончится.
- Сергей, последний раз вы приезжали в Нижний Новгород в составе группы «Ленинград». На этот раз бы будете выступать с группой «Рубль», которая играет музыку в стиле фитнес-рок. Как возник этот жанр и чем он отличается от обычного рока?
Тем, что он хуже, чем обычный рок. Все началось с моего приятеля, который преподает бокс в «Планете Фитнес». Некоторое время назад стало очень популярным направление «тай бокс»: борцы просто машут руками, делая вид, что боксируют. Вот, примерно такой же и фитнес рок. Мы трясем головами, играем на гитарах, но все это гораздо хуже. Это ненастоящий рок. Настоящий рок вообще кончился в 20 веке. Сейчас время чего угодно, только не музыки. Я уверен, в итоге победит китайский цирк.
- Значит, под песни группы «Рубль» можно заниматься боксом или и другими видами спорта тоже?
Всеми. Еще под наши песни можно быстро ездить на машине. Нельзя только спать.
- Википедия гласит: «Рубль» - антикризисный вариант первоначального названия «Железяка». Идея возникла по аналогии с супермаркетами дешевых продуктов «Копейка» и «Пятерочка»?
Все это придумали ваши коллеги. Группа «Ленинград» тоже возникла в преддверии кризиса 1998 года. Я вообще не помню времени на этой планете вне кризиса. Действительно, сначала было название «Железяка». Но когда мы с парнями стали играть, рубиться, поняли, что это - «Рубль».
- В этом году вы открываете наш Нижегородский фестиваль «Рок-Лето»? С каким проектом приедете?
Я бы хотел показать новый «Ленинград». Это довольно забавное зрелище. В группе на этот раз поет девочка-солистка. Старый «Ленинград» занимался тем, что выносил «закулисье» на сцену. То, что происходит в головах людей, в курилках, в раздевалках фитнес-клуба, появлялось на сцене. Мне казалось, что девушки в банях, одноклассницы при встрече говорят не о том, что исполняется на эстраде. Понятно, что они осуждают какие-то нормальные бытовые вещи: соседа и так далее. Так появилась Юля. Она поет о том, о чем женщины не говорят, но сто процентов думают. Сравнивать новый «Ленинград» с прежним нет смысла: «Ленинград» всегда был разным, каждый альбом отличался от другого.
- Какой из трех ваших проектов вам наиболее симпатичен?
Так как я – человек ленивый, мне нравится, когда работают другие. Поэтому - новый «Ленинград».
- К теме 20 века. В 80-90 годы рок-музыканты в России - Шевчук, Бутусов, Гребенщиков – занимали позиции неформальных лидеров. Кто сегодня выполняет эту роль?
Музыканты не могут быть лидерами общественного движения. Насколько я знаю, ленинградский рок-клуб, созданный в 1982-1984 годах, был инициирован КГБ. Все неформальные лидеры просчитывались в серых кабинетах. Сублимация подобной энергии вылилась в итоге в перестройку и развал Советского Союза. Сегодня все подобные телодвижения, которые, в частности, предпринимают «НАШИ», - сплошные симуляции. Дело в том, что те люди были искренни, что само по себе – невероятная сила. В наши дни, время победы постмодернизма, любой лидер обречен на то, чтобы встать в кавычки. Мне для того, чтобы наслаждаться весной, лидер [совершенно] не нужен. Если я хочу послушать любой альбом Джимми Хендрикса, мне нужно только нажать две кнопки. Это счастье! Раньше я физически не мог этого сделать. Сейчас я в течение двух дней могу найти любую невообразимую песню. Общество потребления? Пусть так. Я абсолютно за любой кипеш, кроме голодовки. Вообще это словосочетание смешно звучит в России. Посмотрите на наших пенсионеров. Где это «общество потребления»?
- Поговорим о потреблении. Вы продолжаете писать картины в стиле брендреализма?
Пописываю, да, время от времени. Последнюю инсталляцию «Летное поле» мы сделали вместе с моим другом и великим художником Дмитрием Шориным для музея современного искусства в Санкт - Петербурге.
- Открытый вами жанр «брендреализм», насколько я понимаю, основывается на теории о том, что в современном мире известные бренды заменили человеку бога и апостолов. Какому бренду поклоняетесь вы?
Бренду «Сергей Шнуров».
- Значит, Пелевин тоже бренд?
Абсолютно.
- Вы с ним знакомы?
Нет. Я не люблю знакомиться с теми людьми, которые мне интересны.
- Разумно. Вы остались довольны своей работой в экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П»?
Я не знаю. Режиссеру понравилось. Как артист я не [капризный]. Хотя, мне кажется, что на данном этапе Пелевина не нужно экранизировать.
- Роль отшельника Гиреева, снабжающего главного героя картины галлюциногенными, заботливо высушенными грибочками, вам определенно удалась. Личный опыт общения с грибами важен для того, что бы хорошо сыграть такую роль?
Боюсь, что режиссер именно по такому принципу меня и выбрал.
- Сергей, в одном из интервью вы горите, что не любите кино. Однако ваша фильмография довольно большая.
Ну, не все актрисы немецких фильмов любят [совершать половой акт]. Понимаете у кого-то есть хорошая [грудь]. И вот, ее все склоняют «Давай, давай». Что ей остается делать?
- Вы не смотрите телевизор, но являетесь ведущим многих телевизионных проектов.
Мои взаимоотношения со всеми телепроектами складываются так: первые 2/3 проекта мне дико интересны, а потом - не очень, но доделывать нужно. Главное – угадать и не «вписываться» в то, в чем тебе заведомо будет некомфортно жить.
- То есть вести программу «История Российского шоубизнеса» вам было комфортно?
Нет. Тут другая фигня. Я понимал, что лучше меня это никто не сделает.
- В России есть сегодня коллектив или исполнитель, чья музыка вызывает у вас симпатию?
Сейчас очень сильная рэп-волна. Много интересных смешных коллективов. Все зависит от настроения. Я с одинаковым восторгом слушаю как «Ласковый май», так и альбом «Радио Африка». Для меня это явления массовой культуры. Во всем есть своя прелесть. Года два назад я гонял на машине по Италии и на заправке купил альбом Дженис Джоплин. Я просто [оказался выведенным из нормального душевного состояния].
- Работая над другой своей передачей «Шнур вокруг света», вы побывали в десятках стран. Где лучше живется?
Понятно, что каждая лягушка хвалит свое болото. Мне лучше всего в Петербурге. Я не хочу говорить, где плохо. На самом деле, везде не хорошо. Мы с вами живем не в [полной дыре] . Те, кто считает, что России [крах, конец], не были в Африке.
- У нас в стране особенной любовью пользуется конкурс «Евровидение». Вы что о нем думаете?
«Евровидение», на мой взгляд, смотрят отчаявшиеся домохозяйки, которым уже ничего в этой жизни не светит. В Шотландии существует множество невероятных праздников. Например, кто дальше кинет бочку. Как я могу к этому относиться? Ну, [очень хорошо], пускай кидают. Если русский завтра победит в конкурсе на быстроту съедания [экскрементов], мы будем ликовать все, показывать нескончаемые репортажи с места событий и ежегодно в этом участвовать.
- В прошлом году Президент Дмитрий Медведев встречался с рок-музыкантами. Вас на эту встречу приглашали?
Приглашали. Но как раз в это время я снимался в «Generation П». Мне подобные встречи всегда напоминают известную картину не помню кого, но хорошего художника, «Ходоки у Ленина».
Так, на секундочку, это человек у которого в руках ядерный чемоданчик. А ты пришел к нему с абсолютно бытовой просьбой, типа: «у меня крыша протекает». При чем здесь крыша?!
- То есть, у вас к Президенту просьб нет?
У меня к нему даже вопросов нет.
- А в целом как вы оцениваете политику Президента и Председателя Правительства?
Я не ходил на выборы уже очень давно и, честно признаюсь, действующее руководство не выбирал. Последний раз я голосовал за Ельцина и нисколько об этом не жалею. Он был моим президентом, трам-пам-пам. Для того, чтобы оценивать, нужно серьезное политическое исследование. Я – человек, который поет ртом и дергает по струнам - не обладаю всей полнотой информации. Ярлык повесить могу, и вы тоже можете.
- Сергей, вы не первый раз в Нижнем Новгороде. Какое у вас сложилось впечатление о нашем городе?
Я гулял по Нижнему в предыдущие приезды и запомнил ваш Кремль. В тот день было много свадеб. Меня поразило, что столько людей еще во что-то верят.
- Вы сами разочаровались в браке?
Конечно, нет! Я довольно часто этим занимаюсь. Хотя, вход в этот гольф-клуб довольно дорогой.
- Последний вопрос, к студенту, все еще числящемуся в религиозно-философском институте: что вы сейчас читаете?
Последнее время я часто перемещаюсь в самолетах и поездах, и, действительно, очень много читаю. Недавно прочитал толстенную книженцию Шандора. Сейчас, как ни странно, читаю сразу две книги жутко актуальных писателей: «Бесы» Достоевского и «Мертвые души» Гоголя. К счастью, у меня такая память, которая стирает все, что было даже два года назад. Поэтому читаю классику, как в первый раз.