Сергей Васильевич Наумов занял пост министра образования Нижегородской области еще в 2001 году. Были ли более достойные претенденты, чтобы занять это кресло, мы не знаем. Тем не менее, именно при нем идет реализация множества государственных программ в сфере образования, строительство детских садов и ресурсных центров, повышение конкурентоспособности вузов. В свое время чиновник был противником введения в области ЕГЭ, а сегодня выпускники региона сдают экзамен с более высокими результатами, чем в среднем по стране.
Корреспондент ИА «В городе N» побеседовал с Сергеем Васильевичем на наиболее актуальные сегодня темы образования региона и страны.
Сергей Васильевич, начался новый учебный год. Можно ли сказать, что в этом году подготовка в Нижегородской области была какой-то особенной?
— Механизм подготовки к новому учебному году был всегда абсолютно стандартным, у нас в регионе он отработан с 2009 года. Сложностей не было. Однако в настоящее время мы усилили работу по части безопасности школ. Сегодня в образовательных учреждениях устанавливается видеонаблюдение, кнопки экстренной связи с полицией. Кроме того, в каждой школе есть паспорт безопасности. Все задачи, которые ставились, в настоящее время выполнены.
Ремонт школ — это как таковой процесс бесконечный. Можно ли оценить материально-техническую базу нижегородских школ и сказать, что когда-нибудь она не потребует столь значительных вливаний из бюджета?
— Мне кажется, такое время никогда не настанет. У нас 963 образовательных учреждения, все сразу мы привести в порядок не сможем, есть определенная очередность. Есть сроки эксплуатации, и менять всегда что-нибудь нужно: начиная от учебников и заканчивая системой отопления.
Что касается сравнения с другими регионами, то можно сказать, что оснащение наших школ находится на достойном уровне. В свое время сильно помогла федеральная программа. Выделялись и областные средства, и муниципальные. Как пример: практически все школы были оборудованы компьютерными классами. Могу также отметить, что проведенная модернизация в какой-то степени помогла области сдать ЕГЭ в 2014 году по всем предметам лучше, чем другие субъекты. Безусловно, заслуга учителя стоит на первом месте, но оснащение здесь тоже сыграло свою роль.
А как вы относитесь к разработке единых учебников? Вам не кажется, что это могло бы снизить ежегодную финансовую нагрузку на бюджет, а также систематизировать образовательные стандарты?
— Для начала нужно понимать, как пишется учебник. Это не простая книга, которую можно представить лишь так, как это видит единственный автор. В первую очередь необходимо грамотно подать методическую составляющую. Это должно быть доступно, понятно и правильно. И здесь не обходится без экспериментов и, как следствие, ошибок.
Чтобы избежать их, необходимо проводить апробацию учебника. Почему все говорят о высоком качестве советских учебников? Да потому что их испытание шло 10 лет. Нельзя подготовить учебник за один год, хотя, к сожалению, у нас так иногда поступают.
Однако сложно говорить о каком-то одном учебнике по предмету. Возможно, это не всегда правильно. Мы учились по нескольким учебникам математики разных авторов, от каждого получали что-то полезное. Что касается русского языка, то я отчасти соглашусь с Президентом. Компиляция из разных источников и сведение в единую книгу — это не до конца правильный подход. Но все же есть темы, которые должны трактоваться в одном ключе. К примеру, история или русская литература. Нельзя перевирать факты истории. Ребенку должен преподносится достоверный факт. Сегодня многие над этим работают.
Другое дело, что пишутся такие учебники не быстро, и завтра они не появятся. Однако стремиться к этому нужно.
А кто должен заниматься написанием таких учебников? Только, например, деятели науки, или не обойтись без чиновничьего аппарата?
— Понимаете, в каждом учебнике должно быть определенное содержание. И это содержание составляет основу книги. Понимать эту составляющую могут как ученые, так и практики, которые в принципе и отрабатывают в дальнейшем весь этот механизм.
Учебник — это методика доведения знаний до ребенка. Важно, для кого ты пишешь книгу. Необходимо учитывать психологическую составляющую - все, что касается возрастных особенностей ребенка. Одному человеку написать учебник тяжело, даже практически невозможно. Должна быть группа из специалистов, куда войдут психологи, педагоги, ученые.
Вы всегда говорили, что ЕГЭ можно научиться писать…
— Я имел в виду нечто другое. Нижегородская область — последний регион, который ввел у себя систему ЕГЭ. Мое мнение не изменилось, и я до сих пор считаю, что для образовательного процесса, для содержания образования в школе ЕГЭ приносит больше вреда, чем пользы. По одной простой причине — идет деградация образовательной составляющей, «натаскивание» на тест. Это не потому, что люди так хотят, а потому что деваться им некуда. Ведь учитель не хочет быть плохим. Он хочет помочь ребенку сдать экзамен, и будет поэтому натаскивать.
Да, мы научились писать ЕГЭ. Но почему мы стали писать его лучше всех? Потому что последними приняли эту систему. У нас базовая составляющая знаний выше, чем в других субъектах. Это говорит о том, что если в будущем не поменяется составляющая написания экзамена, то неизбежно деградация образования впоследствии.
К счастью, сегодня такие изменения уже происходят. Это, например, введение сочинения. Возможно, появится средний балл аттестата, который был в советское время. Это даст возможность ребенку учить не только те три предмета, который он выбрал для сдачи на едином госэкзамене, а все.
Что касается самого процесса проведения ЕГЭ, то есть установки видеокамер, наблюдателей, онлайн-трансляции, то мы считаем, что это правильно. Ужесточение написания направлено только на то, чтобы школьники максимально честно сдавали экзамен. В этом году честность написания показала, что и без шпаргалок ученики могут достойно сдать выпускное испытание.
Сегодня ЕГЭ действительно объективно показывает уровень знаний школьника?
— Изменилось время. Раньше были педагоги, которые закрывали глаза на шпаргалки, если были уверены в том, что ты их сам написал. Ведь что такое шпаргалка? Это мини-конспект знаний. Чтобы подготовить ее, нужно прочитать материал, написать, что фактически ведет к запоминанию, освоению. Сегодня дети не делают ничего. Они приносят телефон и скачивают информацию.
Сдать экзамен — это не значит знать. Для того чтобы знания улеглись в голове, нужна система обучения и подготовки. Учитель должен дать возможность закрепить полученный ребенком материал. ЕГЭ же иногда дает уверенность в том, что ты, не готовясь основательно, можешь сдать.
В результате ужесточения проведения экзамена был такой, что во время основной волны ЕГЭ Рособрнадзор был вынужден снизить минимальный порог по баллам.
— Я бы не делал из этого какого-то прецедента. Основной критерий — это всегда высшая планка, которую показали выпускники. Конечно, все должны владеть русским языком и грамотностью. Но оставлять школьников при этом без аттестата тоже неправильно.
В связи с понижением порога в школах, вузы повысили свой минимум для поступления. У некоторых она была такова, что выпускники с низкими баллами не попали даже на внебюджетные места. И никакого недобора в университетах не было. Это уравняло сложившуюся ситуацию.
У людей был выбор: либо идти в техникум и поступить в вуз без ЕГЭ по совмещенным планам, либо ждать еще год. В текущем году больше тысячи человек плюсом пришли в техникумы, что говорит о том, что какой-то катастрофической ситуации не сложилось.
К вопросу о гаджетах. Как вы относитесь к электронным учебникам?
— Прогресс не остановить в любом случае. Заниматься этим нужно. Сейчас нельзя сказать, что существует электронный учебник как таковой. Но пользоваться возможностями электронной составляющей нужно обязательно. Мы должны учить этому и педагогов, иначе над нами будет смеяться любой первоклассник, и ему будет неинтересно учиться. А это уже совсем плохо.
Когда-нибудь придет время, и кругом будет одна электроника, хотя не хотелось бы. Разрыв с живой книгой губителен. Дети сегодня и так потеряли интерес к чтению.
Сегодня же ни одна школа не должна полностью переходить на электронные учебники. У нас нет достаточной методической составляющей, пособий, которые могли бы заменить классический учебник. Кроме того, необходимо отработать эту систему с Минздравом.
В ближайшее время Валерий Шанцев будет формировать новый аппарат правительства. Грядут изменения. О каких перспективах можно говорить в образовательной сфере Нижегородской области, планах и задачах на ближайшие годы?
— Министерство, как и другие ведомства, выполняет концепцию развития области до 2020 года. Одна из основных наших задач — перейти на односменное обучение, для чего необходимо построить новые школы. Впоследствии школьная неделя может стать пятидневной.
Это, конечно же, строительство новых детских садов, введение ресурсных центров для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, повышение заработной платы педагогам, поддержка молодых специалистов. Все это текущая работа, которую предстоит выполнять и в дальнейшем.