Список самых отталкивающих в мире профессий опубликовала недавно британская газета DailyMail. В перечне есть, например, мужчина, в костюме обезьяны распугивающий макак, повадившихся в индийский парламент. Дегустатор собачьего и кошачьего корма. Пережевыватель сена для лошадей с плохими зубами. И сотрудник, экспериментальным путем выявляющий неисправности американских горок. Эксперт по запахам — звучит солидно, если только не принимать во внимание, что задача этого специалиста по несколько раз в день обнюхивать чужие подмышки — до и после применения различных косметических средств.
Если ни одна из перечисленных профессий вас не прельщает, и тем не менее хочется выйти за рамки стандартного набора специальностей, которые чаще всего выбирают абитуриенты, эта статья для вас. Приготовьтесь узнать то, что вам не было известно о специальностях нижегородских вузов.
Быть учителем теперь модно?
Нижегородские абитуриенты и их родители в большинстве своем по-прежнему консервативны в выборе будущей профессии для недавнего школьника, показывают данные приемных кампаний Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В 2016 году наибольшей популярностью среди поступающих в вуз пользовалась привычная пара — экономика и юриспруденция. На первое направление конкурс составил 43 человека на место, на второе — 27.
По наблюдениям секретаря приемной комиссии Мининского университета Ольги Курылевой, первоочередное значение при выборе будущей профессии имеют интересы и склонности абитуриента. Второй определяющий фактор — мнение родителей. Последний краеугольный камень- перспективы трудоустройства. Неудивительно, что желающих выучиться на педагога в последние годы все больше: с улучшением демографической ситуации потребность и в воспитателях дошкольных учреждений, и в учителях всех уровней неуклонно растет. А стать ими хотят не только вчерашние выпускники, но люди со средне-специальным и даже высшим образованием другого профиля.
Рейтинг популярности педагогических специальностей полностью отражает набор обязательных школьных предметов: лидируют Русский язык и литература, Математика и информатика, Физика и математика (реализуется совместно с Институтом прикладной физики (ИПФ) РАН). Преимуществом последней является возможность регулярно посещать ИПФ РАН и общаться с его сотрудниками. В результате по окончании вуза студенты при желании могут начать научную деятельность в самом престижном институте страны.
Стремительно растет конкурс на изучение иностранных языков как профессии. В Мининском университете предлагают для расширения своих профессиональных горизонтов одним языком не ограничиваться и одновременно изучать, например, английский с немецким или английский с французским. И не бояться экзотики! В вузе отмечают бум желающих со всей страны, наряду с «языком международного общения», изучать китайский. «Согласно проведенным нами исследованиям, на сегодня китайский получает все большее распространение в нижегородских школах как второй язык или факультатив, — отмечает Ольга Курылева. — Мининский университет в рамках долгосрочного сотрудничества с Аньхойским педагогическим университетом реализует обучение по профилю Иностранный (английский) и иностранный (китайский) язык».
В приемной комиссии вуза также обратили внимание на то, что современные абитуриенты более осознанно подходят к выбору будущей профессии. Даже при возможности подать документы на три направления одновременно, они нередко ограничиваются двумя, наиболее им интересными, или даже одним — если четко определились с выбором к моменту поступления. Кроме того, университетская программа универсального бакалавриата дает возможность в процессе обучения переосмыслить свои профессиональные устремления и при необходимости изменить направление подготовки.
Как сразу получить хорошую зарплату?
По мере расширения спектра школьных дисциплин растет выбор и у будущих педагогов. Так, в школьной программе уже прочно обосновался предмет «Основы религии», потому соответствующий профиль История и религии России появился и в Мининском университете. Впрочем, не обязательно ограничиваться классическим набором школьных предметов. Географы могут расширить и углубить свои компетенции в рамках профиля Рекреационная география: осмыслить науку о земле с точки зрения развития индустрии путешествий, сформировать свое представление о ресурсном потенциале как основе организации туризма, оценить состояние и перспективы развития этого направления и понять тенденции формирования туристско-рекреационных потоков — чтобы направлять их в Нижегородскую область, где с каждым годом проходит все больше международных событий.
С туризмом, хотя и не только, связан такой профиль подготовки Мининского университета как Организация перевозок на транспорте. Развитие метрополитена — дело многих лет, и в любом случае оно не позволит полностью отказаться от автотранспорта. Пройдя обучение организации перевозок, недавние школьники освоят логистику и принципы разработки бесперебойно функционирующих транспортных систем, узнают больше о безопасности движения. И, возможно, именно с их приходом в профессию придет конец городским «пробкам» и многочасовому ожиданию автобуса на остановке. Техническим умам стоит обратить внимание и на такие направления, как Информационные системы и технологии, Прикладная информатика в менеджменте.
Те же, кто не лишен творческой жилки, с 2014 года имеют возможность обучаться в Мининском университете продюсированию телевизионных и радиопрограмм (программа реализуется совместно с партнером вуза — ГТРК Нижний Новгород). Они научатся финансовому и технологическому администрированию в сфере электронных медиа, формированию репертуарной политики при выполнении проектов в области культуры и по окончании обучения будут «подкованы» в юриспруденции, экономике, менеджменте и культуре. Молодых продюсеров с распростертыми объятьями встретят в продюсерском центре, звукозаписывающей или кинокомпании, на телевидении, радио, в театре или концертном агентстве. При этом вчерашние студенты могут уже на старте карьеры рассчитывать на приличную зарплату — 35–40 тысяч рублей. Правда, и поступить на такое перспективное направление сложнее, чем на большинство специальностей, где требуются только хорошие результаты ЕГЭ. Придется пройти творческое испытание: написать эссе по короткометражному фильму или телевизионной программе. И дополнительно подтвердить свое знание математики.
Кто нами управляет?
«…для того чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок».
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Планируете в будущем стать большим начальником, но не знаете, с чего начать? Учитесь управлять! Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС с 1946 года готовит руководящие кадры для органов власти и организаций народного хозяйства. В процессе обучения студенты осваивают профессии государственного и муниципального служащего, аналитика и консультанта в сфере менеджмента, страхового агента, кадровика, юриста, экономиста, бухгалтера и финансиста. Также в вузе готовят маркетологов и IT-специалистов.
Одно из «молодых» и перспективных направлений обучения — Публичная политика и социальные науки. Студенты знакомятся с управленческой и проектной деятельностью в государственных, частных и общественных организациях, освещением их работы в СМИ. Самые активные получают возможность принять участие в политическом проекте или программе — например, городской социально-просветительской «Академия новых лиц», ставшей настоящим «инкубатором» для молодежных социальных инициатив. Получив знания и навыки, необходимые новому поколению публичных политиков и лидеров современного общества, студенты в будущем станут ценными сотрудниками ведомств, курирующих вопросы внутренней, социальной, молодежной политики, культуры и спорта, будут управлять социальными проектами в отечественных и зарубежных коммерческих компаниях, станут специалистами аналитических подразделений и отделов по связям с общественностью, помощниками депутатов разного уровня.
Современная эпоха требует управленцев новой формации — профессионалов высокого класса с прочными знаниями и практическими навыками в экономике, бухгалтерском учете, юриспруденции, готовых к инновационным подходам и ответам на встающие перед ними вызовы. Именно таких и готовят в РАНХиГС. Многие из выпускников Президентской академии сейчас занимают высокие посты, среди них депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Артем Кавинов, заместитель губернатора Нижегородской области Дмитрий Сватковский, зампред регионального Заксобрания Ольга Щетинина, министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Павел Солодкий.
Для того чтобы достичь подобных высот, нужно учиться четыре года очно или пять лет заочно на бакалавра, на специалиста — пять и шесть лет соответственно, диплом магистра потребует дополнительных двух — двух с половиной лет. Для специальностей экономика, государственное и муниципальное управление, юриспруденция существует также вечерняя форма бакалавриата.
Как всех опередить на карьерной лестнице?
Делать первые шаги на пути управленца можно уже после девятого класса. РАНХиГС — один из немногих вузов Нижнего Новгорода, где есть программы среднего профессионального образования. Для учащихся это отличная возможность раньше начать осваивать профессию и опередить своих сверстников на несколько ступенек карьерной лестницы. В Президентской академии действуют программы среднего специального образования по специальностям Экономика и бухгалтерский учет, Прикладная информатика. Этот факультет в вузе называют первой ступенью в непрерывной подготовке управленческих кадров. Дальше можно продолжить учебу и получить высшее образование.
«В настоящее время высокая потребность в кадрах со средним профессиональным образованием сохраняется не только на производстве и в сфере услуг, но и в управлении, — рассказывает декан факультета среднего профессионального образования Вера Дряхлова. — Именно специалисты среднего звена необходимы для выполнения организационного, информационного, финансово-экономического, хозяйственного обеспечения деятельности органов власти. Наши выпускники владеют общими профессиональными компетенциями, знают основы делового общения, информационные технологии, способны быстро адаптироваться к ситуации и выбрать правильное решение».
Все учащиеся совмещают теорию с практикой. «Более 250 потенциальных работодателей готовы взять наших студентов на практику и стажировку. В их числе аппарат полпреда президента в ПФО, правительство Нижегородской области, региональное Законодательное Собрание, администрация Нижнего Новгорода, ведущие банки и перспективные нижегородские компании. Институт позволяет студентам уже до преддипломной практики найти достойную работу», — уверяет директор Нижегородского института управления Михаил Марасов.
«Мы порой бросаемся из крайности в крайность: то нам нужны специалисты экономического и юридического профиля, то вдруг требуются профессионалы с техническим уклоном, — подводит итог доктор экономических наук, профессор нижегородского отделения РАНХиГС Александр Голубцов. — В жизни нужны и те, и другие, но способные сразу включиться в процесс производства, управления. Конечно, сегодня можно сказать, что рынок «гуманитариев» насыщен. Между тем компетентных специалистов экономического профиля, хороших управленцев в народном хозяйстве не хватает. Их необходимо готовить по новым программам в тесной связи с работодателем, поскольку выпускник вуза или техникума должен быть готовым специалистом».
Одним словом, все профессии нужны, все профессии важны. Главное выбрать ту, что по душе и приготовиться не только упорно грызть гранит науки, но и уже в вузе применять знания на практике.