Встретить на дорогах столицы Приволжья автомобили, произведенные в Советском Союзе, сегодня можно крайне редко. В основном, это представители отечественного автопрома, сошедшие с конвейеров в последние годы перед развалом СССР, либо еще не отжившие свой век грузовики, либо бережно сохраненные энтузиастами модели, которые демонстрируются публике их владельцами по большим праздникам.
Несмотря на то, что советская автомобильная промышленность не отличалась большим разнообразием марок и моделей, тем не менее до сих пор живы уникальные экземпляры, сделанные за счет гения инженерной мысли, идей партийного руководства и настойчивости рабочего класса.
«Черный доктор» и маслкар из «Волги»
Логичным началом знакомства с редкими моделями станут образцы, выпущенные на Горьковском автомобильном заводе, который работает в столице Приволжья с 1932 года. За более чем 90 лет на предприятии было произведено огромное количество техники как гражданского, так и военного назначения, но самыми культовыми стали, пожалуй, именно «Волги» и «Победы», которых остается в строю все меньше и меньше.
Впрочем, их владельцы, понимающие толк в раритетах, стараются всеми силами продлевать им жизнь. Один из таких энтузиастов — Алексей Мелин — живет в Арзамасе. Несколько лет назад он восстановил «Победу» ГАЗ-М20, а все потому, что как-то раз прокатился на этом «легковом бронетанке».
Меня эта поездка просто заворожила. Я понял, что это отличная машина, которая ни с чем не сравнится, — рассказал автореставратор об истоках своего увлечения.
Алексей полагает, что автомобиль, тем более из разряда ретро, должен состоять только из орингинальных деталей, даже несмотря на то, что их с каждым годом доставать все труднее.
Мне не нравится, когда люди ставят неоригинальные моторы. Это бред. Люди должны видеть, какой машина была раньше, — уверен арзамасец.
Именно такой степенью аутентичности обладает его «Победа» красивого бирюзового цвета, которую хозяин доводил до нынешнего состояния 5 лет.
Честно признаюсь, у меня руки опускались. Потому что после того, как разобрал, думал, не соберу никогда. Моя первая поездка на этой машине была в Дивеево, 60 километров. Я прокатился и понял, что она меня не подведет, — отметил Алексей.
Другой владелец «Победы» — Олег из Нижнего Новгорода — обладает еще более редким экземпляром — машиной в кузове «кабриолет».
История его раритета началась в 1949 году. Автомобиль изначально сошел с конвейера с матерчатым верхом, так как в то время был дефицит листового металла. Такой вариант крыши был крайне ненадежным — летом во время дождя промокал, зимой под ним было холодно, поэтому владельцы таких «Побед» наваривали крыши из любого доступного железа.
Поэтому-то мы так мало знаем о ГАЗ-М20 в кузове «кабриолет», — считает Олег.
Его «Победа», кстати, очень популярна в городе и частенько принимает участие не только в автофестивалях и выставках, но и снимается в фильмах и музыкальных клипах.
Среди «Волг», пришедших на смену ГАЗ-М20, в нижегородской ретро-тусовке особо выделяется универсал ГАЗ-22 зеленого цвета.
Об этих машинах из истории СССР известно, что они не продавались частным владельцам, а использовались исключительно на предприятиях в качестве легкого коммерческого транспорта.
Советским же гражданам были доступны для личного пользования (при наличии соответствующего капитала) «Волги» ГАЗ-21. Таких машин в Нижнем Новгороде предостаточно в разной степени сохранности — от рабочих лошадок до выставочных экземпляров.
А вот следующее поколение — ГАЗ-24 — практически «вымерло». Машин с оригинальными узлами и агрегатами осталось не так много. Как, например, вот эта, встреченная как-то в первой Кузнечихе.
Зато всевозможных переделок на базе «24-ой» было произведено в полукустарных условиях масса. Там же, в Советском районе, иногда можно наткнуться на русский вариант Chevrolet El Camino (или Ford Ranchero — кому как больше нравится), который в Америке считался пикапом, передняя часть которого оформлена в стиле двухдверного купе.
А на улице Большой Печерской долгое время стояла «Волга», руками каких-то умельцев перелицованная в некое подобие маслкара — тип автомобилей, пользовавшихся популярностью в США с середины 1960-х по середину 1970-х годов и отличавшихся двигателями высокой мощности, расположенных в передней части машины.
Ну и куда же без самодельного кабриолета из все той же «24-й»? Специалисты, впрочем, утверждают, что такая переделка кузова без его усиления чревата крупными неприятностями при попадании в более-менее серьезное ДТП — машина от удара может сложиться, как гармошка.
Из грузового наследия Горьковского автозавода выделяется ГАЗ-51, который долгое время стоит без движения на Анкудиновском шоссе. Примечательна машина тем, что отчетливо ее можно рассматривать весной и осенью, а летом она скрывается в листве окружающих ее деревьев.
Ну а самой главной редкостью до недавнего времени считался, пожалуй, автомобиль для заливки льда на базе того же «51-го», принадлежавший спорткомплексу «Кварц» на Бору. К сожалению, по прошествии не менее 10 лет судьба редкой машины не известна.
Зато жив и прекрасно себя чувствует один из немногих «черных докторов», который засветился в Нижнем Новгороде в 2019 году на ретро-ралли.
Универсал ГАЗ-13С, имеющий ивановскую прописку, получил в народе такое название, так как использовался как санитарный автомобиль для высших номенклатурных работников. По мнению руководителей 4-го Главного управления Минздрава, который обслуживал видных партийных деятелей и чиновников, машина должна быть комфортной и не выделяться из кортежа, поэтому обычную скорую помощь использовать было нельзя.
Мелкосерийный выпуск этих машин был налажен на латвийском заводе RAF, начиная с 1973-м года. О принадлежности к прибалтийскому предприятию свидетельствует дополнительный шильдик на задней двери.
Точный тираж «черных докторов» неизвестен, но специалисты полагают, что их было выпущено около 20-и, а до наших дней сохранились то ли 11, то ли 12 экземпляров.
Эта правительственная «санитарка» относится, кстати, к поздним годам выпуска, о чем свидетельствуют стойки на задних боковых стеклах позади вторых дверей.
Made in Latvija
Не лишним будет напомнить о том, что автомобилестроение в СССР носило унитарный характер (когда все ко всему подходит и легко меняется в случае надобности), поэтому упоминавшаяся уже «Волга» ГАЗ-24 послужила основой для создания на «Рижской автобусной фабрике» микроавтобуса RAF-2203 Latvija. Прибалты взяли узлы и агрегаты легковушки и упаковали их в разработанный к 1976 году оригинальный кузов, рассчитанный на 11 человек.
12 января 1978 года рижская газета «Ригас Балсс» опубликовала отзыв болгарских альпинистов, использовавших микроавтобусы «Латвия» в 110-дневной экспедиции в Африку для восхождения на Килиманджаро. Путешественники признали, что РАФы показали больше возможностей, чем ожидалось:
На этих машинах мы преодолели 12 605 километров трудного пути в Африку и обратно без существенных поломок. Подобным успехом не могут похвастаться даже всемирно известные фирмы, занимающиеся выпуском машин специально для таких маршрутов.
Экспедиция достигла на микроавтобусах отметки в 3540 метров над уровнем моря. В Нижнем Новгороде таких высот, конечно же, нет, а вот RAF-2203 присутствует и пока еще трудится на благо компании монтажников различных рекламных конструкций.
Не все то машина, что «Москвич»
Так уж исторически сложилось, что автомобили этой советской марки также имеют отношение к Горьковскому автогиганту. В ноябре 1930 года был создан АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола. Через месяц он был переименован в «Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве» и занимался выпуском легковых и грузовых машин марки Ford. В 1932 году на предприятии наладили сборку «ГАЗ-АА» из поставляемых деталей, в связи с чем завод стал филиалом ГАЗа.
В 1939-м московский завод снова стал самостоятельной промышленной единицей и получил новое название «Московский автомобильный завод имени КИМ».
В мае 1945 года принято постановление Совета Министров СССР о развертывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич» и о наименовании завода «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).
Через два года начался серийный выпуск легковушек «Москвич — 400» по образцу Opel Kadett K38.
Такие «древности» в Нижнем Новгороде не наблюдаются, но есть представитель следующего поколения — «Москвич — 401», который частенько экспонируется на различных автомобильных форумах. Впрочем, хозяин раритета Андрей Ионов пользуется машиной практически круглогодично. Разве что зимой не ездит, потому что собратья по увлечению ретро-машинами попросили поберечь «старичка».
Этот автомобиль был сделан весной 1956 года. Он один из последних перед тем, как завод начал выпускать 402-ю модель, поэтому кузов еще от 401-го, а двигатель уже от следующего поколения, — рассказал владелец машины.
Раритет попал к Андрею по наследству: дедушка купил, поездил, потом дядя купил, потом мать поездила, а потом уже он сам.
Мама тоже рулила — нужно же было в сад раз в неделю возить всякое разное. Не на себе же. А так какие-никакие колеса, а все-таки есть. На работу же на машине в те времена не принято как-то было ездить, — поделился хозяин вехами из истории своего «Москвича».
Сейчас же машина используется как рабочая лошадка — на дороге не капризничает, а из-за излишнего внимания остальных участников движения Андрей был вынужден повесить поворотники на зеркала заднего вида.
Поравняется со мной водитель, весь счастливый, руками машет и прочее, а мне нужно перестроиться как раз на его место. Он-то этого не понимает, приходиться задействовать дополнительную светотехнику, — пояснил владелец раритета.
Андрей также рассказал, что недавно перебрал движок, и поэтому на данный момент расход топлива у его машины составляет около 8 литров 92-го бензина на 100 км.
История этого автомобиля — скорее исключение, поскольку сейчас такие раритеты все чаще используются в рекламных целях, как, например, вот этот «Москвич — 407», побывавший в Нижнем Новгороде в 2015 году вместе с передвижным Музеем шоколада.
Среди более поздних моделей, которые все еще на ходу, выделяется сохранностью вот этот «Москвич — 2137» в кузове «универсал», произведенный в начале 90-х годов прошлого века.
Место его частой дислокации — улица Вячеслава Шишкова в Советском районе. По официальной информации, таких машин было произведено всего 4035.
Примечательно, что эту модель многие путали с Иж-21251 «Комби», которые с 1973 года начали выпускать на Ижевском автомобильном заводе.
Машины имеют разные типы кузовов: у «Москвича» — «универсал», а у Ижа — «лифтбэк», причем, это был первый такой класс автомобилей в Союзе. Машина выпускалась до 1997 года.
Вообще, «Москвичи» в народе не очень жаловали, несмотря на их доступность. Машины часто ломались, хандрили и вели себя совсем не так, как подобает автомобилю, рассчитанному на широкий класс потребителей. Недаром про продукцию АЗЛК сложено немало поговорок, таких, как, например:
Москвич — вечная машина, купил — хрен продашь,
или:
Хлопнул дверью «Москвича» — умер от паралича.
Да и сама аббревиатура завода-производителя почти на полном серьезе расшифровывалась как «автомобиль заранее лишенный качества». Впрочем, из этого распространенного суждения всегда находились исключения.
Внедорожник на «минималках»
А вот к кому у советских автолюбителей любви и ненависти было примерно поровну, так это к «Волыни», то есть к ЛуАЗу-969.
Внедорожный автомобиль с формулой колес 4×4 или 4×2 специально был создан для жителей села. Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь минимальный комфорт, соответствовали назначению машины.
На первые экземпляры (тогда еще ЗАЗ-969) был выставлен ценник в 5000 советских рублей и автомобиль мгновенно стал дефицитом.
Неизбалованного советского покупателя не могли смутить ни дизайн бабушкиного комода, ни тентованный кузов, ни спартанский салон, ни сидения, похожие на деревенские табуретки, ни низкая надежность отдельных узлов, ни слабосильный мотор, который в сочетании с «внедорожными» передаточными числами в трансмиссии с трудом разгонял автомобиль максимум до 60–65 км/час.
В 1975-м году завод в Луцке осуществил первую модернизацию: автомобиль получил 40-сильный двигатель МеМЗ-969А объемом 1,2 литра, а индекс ЗАЗ-969 сменился на ЛуАЗ-969А. С таким мотором внедорожник теоретически мог разгоняться до 85 км/час.
По свидетельствам владельцев, «Волынь» относится к тем автомобилям, которые могут сохранять способность к самостоятельному передвижению в течение десятилетий, но лишь при одном условии: хозяева готовы с удручающим постоянством браться за гаечные ключи и заниматься ремонтом той или иной глубины. Упоминания о постоянной замене сальников, прокладок и тому подобных копеечных деталей можно встретить чуть ли не в каждом отзыве.
Такая же аскетичность имелась и у родственника «969-го» — транспортера переднего края (ТПК, гражданский индекс — ЛуАЗ-967), который был создан по заказу ВДВ ВС СССР. В итоге у конструкторов получился полноприводный плавающий автомобиль особо малой грузоподъемности.
Конструктивная особенность ТПК в том, что место водителя разместили посередине машины, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки для раненых. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колес, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.
В Нижнем Новгороде один из таких экземпляров засветился 5 лет назад на импровизированной выставке у ТРЦ неподалеку от деревни Федяково, а потом был продан в другой регион.
Пожарный ЗиЛ и радиоавтобус
Раритетов среди спецтехники в столице Приволжья еще лет 10–15 назад можно было встретить в достаточном количестве, но сегодня их практически единицы. Вплотную удалось познакомиться с пожарным автомобилем ЗиЛ-157, который никак нельзя назвать стоковым. Скорее всего, некие умельцы приспособили под собственные нужды обычный грузовик.
Эта машина в сентябре 2019 года была доставлена в гараж завода «Гидромаш», дальнейшая ее судьба неизвестна.
Также трудно ответить и на вопрос, куда отправился ЗИС-155 — автобус, находившийся на службе у советского радио и долгое время стоявший во дворах на улице Генкиной.
О машине известно, что выпущена она была в 1957 году. Автобусы данной марки в отсутствие альтернативы долгое время исполняли роль городского общественного транспорта, доставляя неудобства пассажирам своей малой вместимостью. Зато для нужд творческих объединений работников радио и даже телевидения «155-й» был вполне пригоден.
Ну, а самым редким спецтранпортом на улицах Нижнего Новгорода, по праву, можно считать мотоколяску СМЗ С-3Д, именуемую также «инвалидка». Конкретно этот экземпляр довольно долго обитал во дворе дома на улице Горького, напротив полицейского Главка.
Когда это транспортное средство передвигалось по городским улицам, шум от двухтактного мотоциклетного двигателя, которым машина оснащалась, стоял такой, что уши закладывало.
Эксплуатировать СМЗ С-3Д после получения полагалось два с половиной года, после чего владелец мог рассчитывать на бесплатный ремонт. После этого срок использования мотоколяски составлял еще столько же, а затем «инвалидку» следовало сдать в собес, чтобы получить новую.
Для управления мотоколяской требовалось водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры) со специальной пометкой. Обучение инвалидам организовывали органы социального обеспечения.
Сейчас такую мотоколяску на улицах города, да еще и на ходу встретить практически нереально — последние 300 экземпляров покинули завод в Серпухове в 1997 году, зато можно увидеть не менее уникальные и интересные машины, произведенные в Японии, Корее и США.