Трагедия, унесшая жизни 122 человек, когда на Волге за считанные минуты ушел под воду теплоход «Булгария», заставляет задуматься о том, в каком состоянии находится сейчас нижегородский речной транспорт. Думаю, только настоящий капитан в силах ответить честно на вопрос: «Как в Нижнем Новгороде обстоит дело с безопасностью на речных судах и снизился ли спрос на речные круизы?»
При взгляде на серьезного и представительного капитана двухпалубного теплохода «Алдан» Андрея Александровича Гогина в голове невольно промелькнули строчки ненавязчивой песни «Капитан, капитан, улыбнитесь…». Между тем, Андрей Александрович с удовольствием рассказал в ходе беседы, что ему больше по душе ходить именно на дальние расстояния, потому что за это время можно настолько сдружиться с пассажирами, что они становятся почти родными. Со временем «Алдан» для капитана стал вторым домом, а команда – второй семьей.
- Андрей Александрович, стать капитаном – это мечта Вашего детства или какие-то другие причины повлияли на выбор столь романтичной, но при этом ответственной профессии?
- Наследственность сыграла в этом вопросе значительную роль: у меня дедушка и бабушка, мама и папа работали на флоте. К тому же, мы жили в Борском районе, в поселке Память Парижской Коммуны. Многим нижегородцам известен этот поселок в связи с тем, что здесь находится затон, где зимует речной флот. Порой мне даже кажется, что люди в этом поселке – особенные и уже с детства знают все о судах и умеют ими управлять.
- А как Вы оцениваете судно, капитаном которого являетесь? И какова история теплохода?
- Теплоход назван в честь реки Алдан. Судно построено в 1960 году в столице Венгрии – городе Будапеште. А в 2005 году уже здесь, в России, была произведена полная реконструкция, в ходе которой «Алдан» разобрали практически полностью и собрали, значительно усовершенствовав судно. Кстати, теперь в новых каютах есть все удобства: кондиционер, холодильник, а также душевая и туалетная комната. Кроме того, благодаря низкой осадке у «Алдана» широкая география. Мы ходим по таким рекам, как Ока, Белая, Кама, Дон… Наш теплоход именно «ходит», в отличии от «Булгарии».
- Как Вы считаете, что на самом деле могло привести к трагедии на «Булгарии»?
- Такое судно, как теплоход «Булгария», за 3 минуты так просто не может утонуть. Я бы предположил пробоину… Или корпус треснул… Либо же была другая серьезная причина, вызвавшая столь интенсивный поток воды. Простая лодка - и то за 3 минуты не затонет, не то что двухпалубный теплоход.
- Возможно, Вы слышали, что в день трагедии прошли два судна мимо терпящих бедствие пассажиров «Булгарии». Что Вы думаете о тех капитанах, которые управляли «Дунайским 66» и «Арбатом» и не оказали помощь?
- Согласен с тем, что «Арбат» должен был помочь. А вот «Дунайскому-66» для того, чтобы подойти к месту крушения, потребовалось бы больше часа, чтобы отойти от барж и оказать помощь. К тому же капитан «Арабеллы» Роман Лизалин передал капитану «Дунайского-66», что справится и окажет помощь пострадавшим самостоятельно. Именно поэтому, я считаю, что капитан «Дунайского-66» Александр Егоров не виноват. При этом согласен, что капитан «Арбата» Юрий Тучин мог и должен был в данной ситуации спасти людей.
- Скажите, какие меры безопасности на речных круизах предприняты в связи с недавней трагедией? И как изменения сказываются уже сейчас на Вашей работе?
- Участились проверки – это первое, что заметил не только я, но и пассажиры теплохода. Почти в каждом городе проверяют наличие всех необходимых документов на перевозку пассажиров. Также часто обращают внимание на наличие спасательных жилетов. К слову, о жилетах: перед каждым рейсом мы проводим инструктаж по технике безопасности. Как правило, проводим его во время первого ужина, когда члены экипажа демонстрируют, как правильно надевать спасательный жилет.
- Как Вы относитесь к данным, которые публикуются в ряде СМИ, о том, что во время крушения «Булгарии» большинство членов экипажа было спасено, в то время как погибло большое количество ни в чем не повинных пассажиров?
- Это был рейс выходного дня. А это значит, что большинство людей отправились в рейс, чтоб отдохнуть, расслабиться и выпить. При этом команде пить нельзя, она должна бодрствовать. Кроме того, никто ничего не смог бы сделать в данной ситуации за 3 минуты. Мое мнение: лучше корабль на мель посадить, пусть даже это нанесет вред судну, но людей спасти.
Также капитан сообщил, что повода для паники у нижегородцев нет, рейсы не отменяются и билеты пассажирами обратно не сдаются. Эти слова также подтвердила менеджер по туризму Евгения Юнышева, встречавшая в тот день нас на борту «Алдана». По ее словам, почти все билеты на рейс выходного дня, в который отправляется теплоход «Алдан», были проданы. При этом Евгения отмечает, что иногда все же клиенты звонят по телефону и просят поподробнее рассказать о судне, чтобы справиться с волнением и со спокойной душой отправиться в плавание.