Экскурсовод, искусствовед, менеджер от искусства… Обладая фундаментальным классическим образованием, она посвятила себя современному искусству, порой, кажется, намеренно опрокидывающему жанровые традиции и делающему ставку на эпатаж. И в этом совершенно никакого противоречия – лишь многогранность взглядов, отражающая многогранность и единство личности. Наша собеседница – Гор Анна Марковна, директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства, находящегося в здании Арсенала. Тема разговора очевидна – культурное пространство нашего города и области.
Будем следовать от общего к частному. Говорят, культура отдельного человека в значительной степени задается вектором общей культуры, даже небольшого его окружения. Как обстоят дела с культурой в Нижнем Новгороде и области?
- Если рассматривать Нижегородскую область с такой точки зрения, на первый взгляд может показаться, что все у нас хорошо и стабильно: культура финансируется, музеи открыты, в театрах идут постановки, и люди ходят туда. Но если мы начнем сравнивать наши усилия и наши реальности с тем, что делается в других регионах, окажется, что мы не такие уж успешные. Притом, что все у нас вроде бы благополучно, какие-то заметные достижения отсутствуют. Если мысленно представить себе некую виртуальную карту развития культуры в российских регионах, то окажется, что, например, в Краснодаре возникли совершенно замечательные современные художественные инициативы, а в Перми действует лучший музыкальный театр страны. Про Пермь вообще нечего говорить, точнее, говорить тут можно чрезвычайно много – там происходит плановый, осмысленный «вброс» в общество культурных изменений; и эти изменения очень позитивно влияют и на экономику, на ход общественной дискуссии, на развитие населения, его просвещение. Конечно, не все регионы такие, как Пермский край, и многие имеют меньше возможностей, чем Нижний Новгород, но это не значит, что мы должны на этом успокоиться. Помните, у Маяковского была фраза «…ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марь Ивановны, считая своим соперником»? Нам в культуре тоже следует считать соперником «Коперника», а не «мужа Марь Ивановны» - надо стремиться быть исключительными, потому что в истории культуры остается только исключительное.
Сегодня популярно говорить о брендировании Нижнего Новгорода. Бренд придаст нашему городу исключительность?
- Можно сказать и так. Ведь что такое бренд? Это то, что возникает в сознании людей в ответ на называние Нижнего Новгорода. И чаще всего этот бренд – культурный. Когда мы говорим о Перми, то говорим о культурном апгрейде; Санкт-Петербург для нас – культурная столица России; а Новосибирск неразрывно связан с представлением о самом большом театральном здании. И, конечно, для Нижнего Новгорода я бы подумала, прежде всего, о позиционировании в культурном пространстве, поскольку через это можно прийти и к туризму, и к развитой экономике, и к особому имиджу города. Но в этом смысле культура должна стать приоритетом развития.
Кто должен выбрать бренд?
- Этот вопрос не решается голосованием. Бренд – не то, что нравится большинству. Большинству нравится трехкомнатная квартира со всеми удобствами, но это не может быть брендом. Решение о строительстве нижегородского Кремля вряд ли принималось всеми жителями нашего города рубежа 15-16 веков. Наверняка, это была политическая воля. Поэтому, когда я говорю о культурной политике, то подразумеваю стратегию последовательных, целенаправленных действий, которые должны привести к заданному результату. В нашем случае – в том числе и к созданию бренда города. Пока же мы пытаемся охватить все возможные сферы, но конкретики никакой нет. Мы не понимаем, чего хотим: самый выдающийся оперный театр, самые лучшие музеи, необычайный расцвет аутентичного народного искусства или что-то еще. В современной ситуации наиболее привлекательными для жизни становятся те регионы, которые понимают, что культура определяет качество жизни людей; именно качество, а не материальный уровень. Да, можно уезжать куда-то за «длинным рублем», но если у человека нет доступа к информации, удовлетворению культурных запросов и потребностей, он не остается надолго в этом месте, а заработав достаточную сумму, стремится уехать туда, где ему будет интересно.
Вы сказали, что бренд не определяется массовым голосованием. Но сегодня его обсуждают на различных уровнях: начиная от студентов первых курсов, заканчивая крупными чиновниками…
- Это прекрасно, что в Нижнем Новгороде появляется все больше различных дискуссионных площадок. Я говорю лишь о том, что бренд не может определяться большинством голосов, как на демократических выборах. Но это не значит, что к мнению горожан не надо прислушиваться, не рассматривать предлагаемые ими версии. Это очень тонкий вопрос, который требует пристального к себе внимания.
В российской культуре в целом присутствует сегодня идеология?
- Не наблюдаю такого. Напротив, наше общество настолько сегментировано и разрозненно, что между отдельными его стратами не выстраивается никакой диалог, основывающийся на каких-то общих взглядах и идеях.
На основе чего можно выстроить этот диалог?
- Только на основе внимания друг к другу, на основе отсутствия представления, что «я самый хороший на свете». Как только задаешься вопросом, почему другие думают иначе, начинаешь их об этом спрашивать – так возникает диалог. Интерес к Другому – очень важная тема. Об этом надо говорить, думать, рассуждать уже в начальной школе.
Сегодня это, кажется, непопулярная мера…
- Да, это серьезная проблема, но она связана с общим упрощением жизни, которому и должно противостоять ее содержание. И если мы признаем, что нужна культурная политика, то, может быть, она должна быть направлена на поддержание этой сложности, а с другой стороны – на поддержание диалога, создание условий для пересечения различных идей и инициатив. Когда мы начинаем делать эту структуру сложнее, она становится объемнее, все больше людей в нее вовлекается - их жизнь становится интереснее и значительнее. Сделать театр, который не просто развлекает, а заставляет думать; предложить площадки для раздумий и дискуссий – это и есть культурная политика.
«Арсенал», безусловно, является такой площадкой. Кого-то еще можете назвать?
- Художественный музей. Действующая там постоянная экспозиция дает колоссальный материал для раздумий. Периодически в городе возникают и театральные эксперименты. К сожалению, в постоянных репертуарах их очень мало, но именно эксперименты делают для развития театра на нашей территории больше, чем дорогостоящие симпатичные постановки, после которых зритель говорит: «ну, хорошо развлекся, два часа провел в приличной компании», а как только вышел на улицу, так и забыл все.
То есть массовая культура – все-таки зло?
- Почему сразу зло? Это среда, в которой мы живем. Можно говорить, что масло, сбитое вручную, вкуснее и точно интереснее, чем масло промышленного производства. Но это не значит, что обыкновенное масло надо исключать из жизни. Мы просто каждый день едим его. Так же ежедневно мы питаемся и массовой культурой: рекламой, музыкой… Вряд ли мы напеваем себе под нос симфонии Моцарта, а современные песенки – запросто. Но когда мы говорим об академической культуре, о симфониях Моцарта, то расширяем рамки повседневности, видим новые объемы, ощущаем новые вкусы, получаем навыки иного типа. Это то же, как пить растворимый кофе и кофе, сваренный по особому рецепту в турке – во втором случае вы получаете гораздо больше, чем обыкновенную чашку с напитком. Кстати, массовая культура сейчас иногда используется академической - как прием, способ привлечения внимания. Иногда массовым становится то, что вызывает интерес у масс в академической культуре. Сегодня все со всем смешивается, формируется новая цивилизационная ситуация. Мы, может, не очень об этом задумываемся, но живем в эпоху смены цивилизаций, что, разумеется, отчетливо отражается на нашей молодежи. Она другая, сетевая. Но это прекрасная молодежь. У себя в Арсенале мы видим много интеллектуальных молодых людей, которые сделали ставку на знания, которые живо всем интересуются.
Назовите самые значимые, на Ваш взгляд, культурные события Нижнего Новгорода и области за последние годы?
- Могу что-то упустить, поскольку нахожусь внутри этой среды и вряд ли могу считаться настоящим потребителем нашей культуры. Считаю очень существенным, что вместо разрушенного «Рекорда» появилась новая площадка в Доме архитектора, где демонстрируются очень любопытные международные образцы разного искусства – в первую очередь кинематографического. Каждая подобная площадка очень ценна, потому что в городе крайне мало современной культуры. Мне очень нравится, что в городе появился ансамбль современной академической музыки «No Name». Такая музыка сложна для понимания, крайне непопулярна, требует особых навыков игры и слушания. Одним словом, она не для услады, а для движения вперед. Но теперь к нам в город буквально «пачками» стали ездить современные композиторы, зная, что здесь их музыку точно смогут исполнить.
Будущее «Арсенала» спрогнозировано полностью?
- Разумеется! Мы интенсивно развиваемся. Вполне возможно, что через пару лет сможем пригласить вас в полностью отреставрированный «Арсенал». Мы уже сейчас являемся организацией с международной репутацией, но когда сделаем ремонт, расширимся территориально и будем вполне сомасштабны европейским музеям, то на абсолютно равных правах войдем в международную сеть. Думаю, мы будем играть существенную роль на карте современного искусства, скажем, Европы. Хотя не исключено, что приоритетны контакты с Юго-Восточной Азией, Америкой. Нам очень хочется, чтобы более известным стало искусство наших партнеров из стран Восточной Европы. Например, недавно мы делали выставку работ венгерского художника, но есть масса новых имен в балтийских, балканских странах, у нас почти неизвестных. Сегодня в мире необычайно модно китайское искусство – о нем мы вообще ничего не знаем, в Японии идут другие процессы… Страшно много всего интересного. Так что есть, где развернуться – постоянная исследовательская работа нам гарантирована.