В редакцию ИА «В городе N» приходят сообщения разного содержания от читателей со всего Нижнего Новгорода. По традиции, одна из самых обсуждаемых и проблемных сфер — общественный транспорт. Кто-то жалуется, что его права ущемляют, когда требуют надеть маску в салоне, а кто-то, напротив, сетует, что каждый второй в транспорте — без маски.
Тут как попадешь. Часто водители без масок ездят, но иногда и с ними. Я ее надеваю заранее, чтобы в перепалки не угодить и не ругаться с шофером. А потом сажусь и вижу, что и без маски неплохо ездить — сидят вокруг люди без защиты органов дыхания и им никто замечаний не делает, — отметила Людмила Михайлова, жительница Советского района, которая работает недалеко от автовокзала.
Вместе с тем многие нижегородцы заметили, что в последние недели людей в масках и перчатках в транспорте стало больше. Это может быть связано с ростом заболеваемости COVID-19, а также указом губернатора Нижегородской области, ужесточающим меры безопасности.
Пугает нижегородцев и возможность повторения апрельского сценария. Напомним, тогда в связи с объявлением нерабочих дней транспорт в Нижнем Новгороде стал ходить по воскресному расписанию. Меры эти затронули троллейбусы, трамваи, автобусы и метрополитен, то есть, единиц подвижного состава стало меньше.
Весной мне все равно приходилось ездить на работу, как и многим другим людям. Да, какое-то время в автобусах было немноголюдно, но жизнь-то продолжалась. Мы набивались в салон, дистанция не соблюдалась. В таких условиях еще бы автобусов пустить, так нет, сократили… Это не борьба с болезнью, на мой взгляд, это огромные неудобства для тех, кто рад бы сидеть дома, но нельзя — нужно зарабатывать. Пугает и то, что такое может повториться снова, — написала нам Евгения Павловна.
Как обстоит ситуация с общественным транспортом сейчас? Ждать ли гражданам увеличения интервалов, а, значит, и вынужденного соседства с возможными COVID-инфицированными?
У кого из перевозчиков руки чисты
Мы связались с рядом нижегородских перевозчиков, чтобы получить ответы на два основных вопроса. Первый: «Сокращено ли сейчас число транспорта на линиях?», второй: «Что делают компании для безопасности пассажиров и сотрудников?».
Руководитель ООО «Футбол» Григорий Саакян заверил, что сейчас все маршрутки компании (а это, например, популярные Т-97, Т-18 и т. д.) работают на линии без сокращений:
Стараемся держать прежний уровень, чтобы пассажирам было удобнее. Весной, в период карантина, мы убрали ряд маршруток, ведь людей было мало, но сейчас пассажиры есть. Все меры безопасности соблюдаем, производим уборку в салонах, обеспечиваем водителей масками. Если пассажир забыл маску, то может взять ее у водителя, но лучше, конечно, надеть ее заранее — об этом мы предупреждаем при помощи объявлений.
Представитель компании-перевозчика «Автопарк-НН» сообщил нашему корреспонденту, что из-за коронавируса сокращать число маршруток пока не планируется. Сейчас организация обслуживает ряд маршрутов, среди которых Т-29 и Т-86.
Все предписания Роспотребнадзора мы соблюдаем. Сотрудники у нас в масках, пассажирам маски тоже выдаем, без них ездить они не имеют права. После каждого рейса производим дезинфекцию салона», — рассказали в «Автопарк-НН.
Сергей Иванов руководит автоколонной №2 в компании «Автолигатранс НН» — это маршруты Т-82, Т-74, Т-91 и Т-94. По его словам, в настоящий момент они обслуживаются без ограничений, увеличивать интервал руководство не собирается.
Автобусы дезинфицируем на конечных остановках регулярно. В салоне есть объявления о том, что проезд без маски запрещен. Самих водителей мы инструктируем, чтобы они контролировали соблюдение этого правила. Им мы раздаем регулярно по пачке масок, чтобы их всегда хватало. Если у пассажира нет маски, он может попросить ее у водителя.
Указ губернатора предписывает надевать маски не только пассажирам общественного транспорта, но и тем, кто едет в такси. В противном случае, услуга по перевозке предоставлена не будет. В указе говорится, что бесплатно маски должны быть предоставлены пассажирам от 65 лет, но данное правило начнет действовать с 15 октября. Дело в том, что новые ограничения предусматривают, что режим обязательной самоизоляции возобновляется для людей старше 65 лет, беременных женщин граждан с хроническими заболеваниями. Они в группе риска, поэтому, если им необходимо проехать в автобусе — они должны быть максимально защищены. Неужели перевозчики пошли на опережение и начали раздачу масок заранее всем желающим?
Тем временем нижегородцы рассказали в соцсетях, как выглядит снабжение масками пассажиров в транспорте, — их продают. Однако цена значительно ниже аптечной — от 3 до 5 рублей. Большая часть пользователей сети не одобрили такую деятельность, но нашлись и те, кто посчитал, что предложение выгодное и небесполезное.
«А первый давно проходил?»
Интервал движения городского транспорта в течение суток меняется. Утром и вечером, когда люди едут на работу и домой, он сокращается — маршрутки и автобусы проходят чаще. Днем интервал возрастает, так как падает загруженность. Наш корреспондент провел час на одной из людных остановок Нижнего Новгорода — «площадь Жукова». Через нее проходит весь общественный транспорт, следующий от автовокзала «Щербинки» в центр города и другие районы. Там располагается одна из «умных остановок» — современных павильонов с интерактивными табло и расписанием проходящего транспорта. Можно увидеть, с каким интервалом следует мимо остановки интересующий нас автобус — цифры вполне адекватные. Однако министерство транспорта региона выслало нам другой утвержденный порядок следования автобусов, где цифры местами значительно отличаются и уже больше напоминают увиденную нами картину.
Автобус А-1 (Площадь Минина и Пожарского — автовокзал «Щербинки» ) прошел за час присутствия на остановке (с 9:00 до 10:00) дважды. Интервал, заявленный на таблице, выглядит следующим образом: 15–16 минут в часы-пик, 30 минут в другие время в будние дни. В расписании Минтранса цифры немного меньше — 15 и 26 минут, но, несмотря на это, интервал соблюден. На линии, по данным пресс-службы правительства, работает 10 автобусов.
А вот автобус А-2 (Верхние Печеры — автовокзал «Щербинки») должен следовать с интервалом 11 минут в пиковые часы и 14 минут во все остальные (если доверять умной остановке). Минтранс сообщает об интервалах 10–25 минут, на деле же он составил 28 минут. Некоторые автобусы маршрута следовали практически один за другим с интервалом 7 минут — в общем, большой вопрос, повезет или нет тем, кто его ожидает. В пресс-службе правительства региона нам ответили, что на маршруте работает 12 автобусов.
Не возникает проблем с ожиданием маршрутки Т-31 — шесть автобусов в течение часа. Она также следует в центр города с автовокзала. А вот у маршрутного такси Т-29 конечная — завод «Красное Сормово». Шанс уехать на нем нам выпал четыре раза за час с интервалом в 12 минут. Маршрутка Т-3, которую в начале прошлого года убрали с улиц, а потом снова позволили работать, следует со средним интервалом 15 минут. Максимальный заявленный интервал автобуса А-62 в расписании на остановке — 19 минут и 27 минут по информации Минтранса. Ждать его чуть дольше — полчаса. Данный автобус связывает автовокзал с улицей Усилова, на линии работают 10 автобусов.
Четыре раза за час проследовал через остановку автобус А-72 до Верхних Печер. Интервал, заявленный в расписании на остановке — от 5 до 7 минут, Минтрансом — 10–20 минут. Реальная картина не соответствует тому, что обещает нам «умный» остановочный павильон, а вот цифры правительства уже ближе к истине — в среднем 15–17 минут.
Нет проблем с соблюдением расписания у троллейбусов №13 и №31. Первый соблюдает интервал в 5–10 минут, второй ходит чуть реже, но также регулярно.
Один из самых популярных автобусов у нижегородцев — маршрут А-43. Их на линии курсирует 23 единицы. В часы пик там всегда много людей, застать его пустым сложно даже в дневное время. Маршрут связывает автовокзал «Щербинки» и улицу Долгополова (следует через Московский вокзал). Заявленный в расписании на остановке интервал — 5, 10 и 6 минут в зависимости от времени суток. За час автобус проследовал через остановку семь раз, интервал колебался от 5 до 11 минут (Минтранс сообщил об интервалах в 7–9 минут в часы пик и 25 минут в иное время, так что разница не критична). В последний из этих семи автобусов мы сели, чтобы оценить, как внутри соблюдается масочный режим.
Двери закрываются
10 часов утра — уже не то время, когда в салоне не развернуться, но людей все равно достаточно много. В низкопольном ЛиАЗе все сидячие места заняты, несколько человек стоят держась за поручни. Из таблички в начале салона ясно, что он рассчитан не менее чем на 80 человек, из которых 30 будут ехать сидя. В автобусе — около 50 пассажиров.
Давки нет, но люди, тем не менее, стоят и сидят очень близко друг к другу. Больше половины из них — в масках. У пожилых граждан органы дыхания защищены практически у всех, а более молодые иногда предпочитают не скрывать свое лицо.
Но вечером в час-пик ситуация уже совсем иная — в салоне не протолкнуться. Сложно соблюсти даже дистанцию в несколько десятков сантиметров, не говоря уже о метре или полутора. По-прежнему более половины людей в масках, но им приходится стоять в непосредственной близости от нарушителей.
Кондукторы в большей части нижегородских автобусов не настаивают, чтобы пассажиры надевали маски. В некоторых случаях они напомнят о необходимости защищать рот и нос, реже — будут контролировать, чтобы все люди в салоне надели маски. Чаще всего они игнорируют тот факт, что у человека нет СИЗов, даже несмотря на то, что ранее сообщалось, что нижегородские транспортные компании будут привлекать к ответственности за пассажиров без масок.
Часто маски спускают, освобождая нос — так дышится свободнее, но вместе с тем опаснее. Минздрав, и в частности сам министр здравоохранения региона Давид Мелик-Гусейнов много раз делал акцент на важности ношения масок и даже боролся с мифами о масках. Он раскритиковал теорию о том, что маска вызывает гипоксию, то есть нехватку кислорода.
Дискомфорт — да, но ухудшиться здоровье от маски не может. Проверить это можно очень просто. Измерьте уровень О2 с маской и без маски. Показатели на пульсоксиметре не изменятся, — написал Мелик-Гусейнов в своем Instagram.
Но если наличие пассажиров в масках можно оценить визуально, то степень обработки салона антисептиками — не всегда. С учетом того, что почти все пассажиры без перчаток и около трети из них предпочитают оплачивать поездку наличными — есть, за что переживать.
Он вчера не вернулся из боя
Отмена хотя бы одной востребованной маршрутки часто влечет за собой бурные обсуждения, а загруженность в других автобусах возрастает. В последние месяцы с дорог города пропал ряд маршруток. Причины были разными, но одна из важнейших — коронавирус и его влияние на пассажиропоток.
Из-за пандемии ООО «Лидер-Транс», обслуживающее маршруты Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89 и Т-92 в Нижнем Новгороде, в начале апреля не выпустило автобусы в рейс, так как доходы рухнули. Минтранс долго не думал и лишил перевозчика права обслуживать эти маршруты.
Вместе с этой компанией документы на аукцион подавал индивидуальный предприниматель Дмитрий Каргин. Но лицензии лишился и он, хотя до последнего продолжал работать.
Перевозчик считает, что Минтранс игнорировал его просьбу о помощи в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы. Каргин просил суд принять обеспечительные меры, после чего смог бы снова работать. Однако ситуация развернулась не по оптимистичному для него сценарию — известно, что сейчас из компании уволены сотрудники, а автобусы распродаются.
Что будет с остальными перевозчиками в случае, если наступит вторая волна коронавируса со всеми сопутствующими ограничениями? Предсказать невозможно. А что, если автобусов просто станет меньше? В пресс-службе регионального правительства нам сообщили, что пока министерство транспорта не рассматривает возможность увеличения интервалов на линиях городских маршрутов.
С одной стороны, люди уже знают, к чему им готовиться. Нет предпосылок к тому, что подавляющее большинство граждан на какое-то время откажутся от визитов на улицу, и город опустеет. С другой стороны, число новых случаев коронавируса теперь превышает показатели мая—июня. Теоретически новые эпидемиологические рекорды могут обернуться и новыми ограничительными мерами. Но, помимо экономической ситуации, в сфере пассажирских перевозок нужно помнить и про людей, которые не смогут избежать поездок. Сможет ли запрет на поездки без масок стимулировать их использование людьми?
В наши дни нижегородский автобус стирает все границы между опасным и безопасным. Там даже временно развернули деятельность нижегородские театралы — устроили спектакль в салоне курсирующего транспорта. Раз в просторный зал позвать зрителя нельзя, то они позвали его в автобус. Вполне законно.
Фото автора