Как точно слова этой китайской поговорки отражают опасения, связанные с введением новых образовательных стандартов.
Сначала йогУрт и дОговор, теперь новые Федеральные государственные образовательные стандарты.
Новые ФГОСы касаются основных образовательных программ начальной и средней школ, училищ, лицеев, колледжей, техникумов и вузов.
Однако, наибольший резонанс вызвал государственный стандарт, кардинально меняющий подход к обучению в старших классах российских школ, предполагающий в качестве обязательных предметов ОБЖ, физическую культуру и не существующий ранее курс «Россия в мире».
Миллионы кричащих мнений появились в интернете, на телевидении, в печатных изданиях. А разве может быть по-другому? Мы сами либо учимся, либо учились, или же учатся или будут учиться наши дети и близкие. Одним словом, новость всколыхнула общественность. Руководители нашей страны немедленно получили письмо с 23 тысячами подписей педагогов, призывающее Президента, Премьер-министра, Председателя Госдумы и министра образования и науки РФ «наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин». К слову сказать, письмо начиналось строчкой: «бес сидит в мелочах».
В те дни и сам Премьер-министр Владимир Путин недоумевал по поводу такого сотрясания основ: «Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, – обратился Путин к министру образования Андрею Фурсенко. – Но если ваши эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом в школе, мне кажется, они перестарались. У юристов это называется эксцесс исполнителя».
15 февраля на сайте Министерства образования и науки для общественного обсуждения «вывесили» новую редакцию проекта Федерального стандарта для старшей школы.
Исполнители прочли письмо, вняли премьеру и добавили в список обязательных предметов «Русский язык и литературу» либо «Русскую словесность» (свободу выбора, опять-таки, детям оставили).
Помимо 4 обязательных предметов, в учебный план старшеклассника входит обязательное изучение еще 5 (6) дисциплин, которые школьник должен будет выбрать из шести областей: филология, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки.
В дополнение к выбранным учебным предметам обучающийся может выбрать еще один-два предмета из выше указанных предметных областей или курс, например: «астрономия», «искусство», технология», «дизайн», «хореография» и другие, или курс, предложенный образовательным учреждением. Для всех обучающихся в учебный план включается обязательное выполнение индивидуального проекта, который должен быть направлен как на расширение академических рамок обучения, на применение знаний в реальных жизненных ситуациях, так и на создание условий для социального становления и саморазвития обучающихся.
Известная телеведущая Тина Канделаки провела в своем блоге опрос: «Читали ли вы новый ФГОС?». Из 100% только 10 ответили «да». Зная о том, что в характер русского человека от природы заложена лень, «В городе N», тем не менее, настоятельно рекомендует лично ознакомиться с проектом, размещенным на 71 странице, и составить свое независимое мнение.
Итак, стандарт, по словам его авторов, ориентирован на потребности семьи, личности ребёнка, а также запросы общества и государства. Разработкой стандарта сделана попытка изменить ситуацию в школьном образовании.
Крики стали на полтона ниже, но не прекратились.
Вопросы разрастаются как снежный ком:
«Новые ФГОСы – долгожданный подарок или страшная напасть?»
«Кто и как будет оплачивать дорогостоящий переход школ на новую систему образования?»
«Способен ли подросток сделать адекватный выбор дисциплин, который определит всю его последующую жизнь?»
«Кто будет учить школьников по новым чудо-юдо стандартам?»
«Кто будет переучивать учителей?»
Эти и другие, «рожденные революцией» вопросы обсуждали и нижегородцы – дома, в учительской, в блогах, на кухне и в программе Георгия Молокина «В городе N».
Именно Георгий Сергеевич задал директорам нижегородских школ, учителям и, самое главное, министру образования Нижегородской области ключевой вопрос: «В чем суть новых стандартов?».
Министр Образования Сергей Наумов, в свою очередь, провел прямую аналогию между новыми ФГОС и мобильными телефонами, которые пришли на смену аппаратным и ознаменовали переход человечества к современности.
На замечание Г. Молокина о том, что стандарты изложены слишком недоступным языком, затрудняющим понимание даже для ведущего с двумя высшими образованиями, министр ответил: «На мой взгляд, написаны неплохие стандарты, но создатели не смогли донести их смысл до общества. Вы читали и поняли так, как вам хотелось понять. На самом деле все по-другому». И тут храбрый С. Наумов «бросился на амбразуру», разъясняя и отстаивая новые стандарты образования. Смело, учитывая, что министр образования РФ Андрей Фурсенко, предупреждая нападки граждан, неоднократно заявлял: «Проект разрабатывали специалисты, а не Министерство».
«Безумству храбрых поем мы песню». В общем, по словам нижегородского министра, детям не стоит расслабляться: точные науки никто не отменял, математика была, есть и будет. А ОБЖ – предмет, действительно, первой необходимости, потому что основами его мы, как показала трагедия в «Домодедово», не владеем. На вопрос аудитории «Кто проспонсирует дорогостоящий переход школ на новые стандарты?», министр Наумов заверил: «Государство. Бюджет уже утвержден».
Гость программы, член Нижегородской Гордумы Александр Котюсов, в свою очередь, вспомнил о положении в «Законе об образовании»: «граждане РФ имеют право на бесплатное общее образование». Значит ли это, что родители будут оплачивать преподавание их детям необязательных дисциплин, которые тем предстоит выбрать из шести обязательных блоков?
«Нет», – все так же уверенно заявил С. Наумов, – Самостоятельно оплачиваются только де дисциплины, которые выходят за рамки общего образования».
Однако, невнятно изложенный ФГОС не проясняет, что именно включают в себя эти расплывчатые рамки.
Высказывали свое мнение директора и учителя нижегородских школ и педагоги вузов. Аргументов в защиту новых образовательных стандартов, надо признать, было не меньше чем нападок.
Директор Нижегородской Авторской Академической школы №186 Михаил Буров назвал ажиотаж вокруг ФГОСов надуманным и заявил, что в его школе индивидуально-образовательные маршруты работают с 2004 года: «Сегодня совершенно иные ценности. Наш опыт показывает, что ученик 10-11 классов способен сделать осознанный выбор дисциплин и «бросить» все силы на изучение предметов, которые пригодятся ему при поступлении и учебе в вузе».
Софья Лопатина – завуч все той же прогрессивной НААШ №186: «Нам, педагогам, впервые дают возможность отвечать за результат своей работы! Другой вопрос, готовы ли школы нашего города к такой ответственности? Готов ли педагог овладеть необходимыми технологиями?».
Им вторили и представители нижегородских вузов (НГЛУ и Высшей школы экономики) – «Мы давно ждали новых стандартов, и они, безусловно, нужны. Сегодня в качестве студентов мы получаем выпускников школ, которые не умеют ни формулировать, ни отвечать на вопросы. Нам приходиться их переучивать. С сентября 2011 года все университеты переходят на новые образовательные стандарты, и школа не может оставаться в стороне».
Учителя разделились во мнениях. Многие из них разочаровались в долгожданных ФГОСах – на протяжении двух лет педагогам обещают поднятие престижа их профессии. Теперь оказывается, что дети будут выбирать, кому из них учить, а кому становиться на лист ожидание. Гость студии выразил мнение, что принятие новых стандартов – фарс, направленный на то, чтобы увести внимание общественности от проблемы заработной платы в школе.
Взрослые решали, что лучше для детей, спорили и даже ругались, пока ученик лицея №28 не задал ключевой вопрос вечера и реформы в целом: «Имеет ли право ученик 9 класса, который выберет необходимый для себя блок предметов, в случае, если он в дальнейшем изменит решение, а такое не редко случается, поменять предметы. Или он до конца школы обязан будет изучать эти предметы?»
«Всю жизнь будет рабом ошибочного юношеского выбора?», – поддержал ученика Г. Молокин.
Действительно, вспомните себя в 14 лет. Что вы знали о жизни? Строили ли планы? Думали ли о ВУЗе и будущей профессии всерьез и бескомпромиссно?
На абсолютно резонный вопрос мальчика министр образования региона ответил так: «Есть такое понятие «Точка невозврата».
В 2011 году на новый уже утверждённый стандарт перейдет начальная школа (1-4 классы), в 2012-м – основная (5-9 классы). Опробировать стандарт на старшеклассниках и сделать соответствующие выводы обещают в 2013 году.
«Такие времена» – говаривал Владимир Познер. Сегодня дети должны делать выбор, который определит всю их дальнейшую жизнь, и знать при этом, что такое «точка невозврата».
Помните песню Сыроежкина: «Тем, кто за нас в ответе, давно пора понять: мы маленькие дети, нам хочется гулять». Гулять, а не решать глобальные проблемы.