В Нижнем Новгороде проходит фестиваль мультимедийного искусства INTERVALS-2024 (0+). Во время ивента десятки городских локаций оживают, окрашиваются в яркие проекции и становятся площадкам медиаинстялляций и мэппингов. Благодаря событию в диалог вступают архитектурное наследие и современное технологичное искусство. По словам куратора проекта Ксюши Чеховской, фестиваль этого года отличает его масштабность — задействованных площадок стало больше — 17, а также расширилась и сама событийная программа, в том числе музыкальная.
Как отметила организатор, на этот раз для художников не создавались ограничения в рамках одной темы.
Мы в этом году выбрали тему The time is now. Это наш слоган, но это не обязательно тема для художников. Она давалась просто, по желанию, потому что тема задает слишком много ограничений. Наш приоритет — это показать классное, актуальное искусство, разнообразную программу, а не конкретную инсталляцию, которая подходит под заданные рамки, — сказала Ксюша Чеховская.
Корреспондент ИА «В городе N» посетила некоторые локации со световыми инсталляциями и концерт-открытие. Публикуем наш фоторепортаж.
Intro
27 апреля стены Нижегородской филармонии на два часа превратилась в концертную площадку, где звучала современная электронная музыка в связке с этническими мотивами и контемпом.
Фолк-группа POLE дала перфоманс в коллаборации с танцевальным коллективом FUTHARK dance, а также битами Lunatubique.
Завершил первый вечер Howie Lee — электронный музыкант, стоящий в авангарде клубной сцены Китая.
Исполнитель в своих треках сочетает клубную музыку, футуристический визуал и традиционную китайскую музыку.
Маршрут по внутренним локациям
Внутреннее и наружные локации заработали для нижегородцев и туристов с 28 апреля. В помещения можно приходить уже с 12:00, а чтобы увидеть проекции на архитектуре нужно дождаться 20:00.
В пространстве DKRT представлена лазерная инсталляция CICLIC художника Ferran Belmo из Испании.
Кстати, как отмечают организаторы, прямое попадание луча лазера в глаза может повредить сетчатку, а также матрицу камеры (телефона в том числе).
На несколько дней культурный центр и кинотеатра «Рекорд» принимает гостей под светящимся лампами, выстроенными по кругу. Ощущения от увиденного — медитативные и умиротворяющие. Здесь свой Portal (так называется световая инсталляция) представили организаторы фестиваля dreamlaser.
Еще одна внутренняя локация — ЦЕХ*. В арт-пространстве на Варварской установлены AV-инсталляции «Свет в истории» от команды SILA SVETA. Именно в этой экспозиции интерпретируется его роль в Древнем Египте, Исламе, Христианстве и Буддизме.
А еще эта пространственная композиция станет одним из залов будущего «Музея Света» в Москве. Сейчас как раз проходит премьера этой инсталляции.
Следующий участник из Турции — Ahmet Said Kaplan. Его AV-инсталляция — Mirora:Unfold. Интерактивная работа представляет собой объемную фигуру, с которой могут взаимодействовать зрители. Она расположена в Школе креативных индустрий на улице Варварской.
Особенной точкой притяжения в этом году стала Стрелка. Там расположились целых шесть локаций. Две внутренние и четыре уличные.
В павильоне № 1 Нижегородской ярмарки установлена инсталляция со светодиодными экранам. Ее представил медиахудожник Javid Guliyev из Азербайджана.
В выставочном Пакгаузе работает инсталляция испанской студии Playmodes. Она позволяет почувствовать не только пространство с помощью геометрических форм, вылетающих в зрителей, но ощутить собственное тело с помощью звука. Кстати, куратор Ксения Чеховская призналась, что осталась под большим впечатлением от работы.
Тут сложилось все. Локация и инсталляция идеально подходят друг другу. Также тут еще интересный сет-ап по звуку. Арт-объект на 200% погружающий. И я думаю, что все зрители почувствуют себя в виртуальном пространстве, которое он создает, — подчеркнула куратор.
Еще одной площадкой мультимедийного международного фестиваля INTERVALS стали лаборатории креативных индустрий будущего технопарка в «Нижполиграфе». Здесь представлена серия мультимедийных инсталляций под названием «Как создается реальность».
Параллельную основному фестивалю программу создали наставники и преподаватели лабораторий. Например, на инсталляции «Модель Вселенной»
нижегородцы в реальном времени смогут увидеть форму и цвет звука.
Здания вновь зашевелились
Теперь выйдем на улицу и посмотрим ожившие фасады зданий, а также футуристичные конструкции.
На стене ярмарочного павильона № 2 выведена проекционная инсталляция, объединяющая работы 12 художников из России, США, Японии, Германии, Франции, Швейцарии.
Около гостиницы Ермолаевых, прямо у Канавинского моста установлена уличная инсталляция Nidum авторства от Splaces Studio. Команда задалась вопрос, а могут ли технологии помочь человечеству жить в гармонии с природой?
Одна из впечатляющих работ установлена на мысе Стрелки. Ее представило трио художников Panterra. Команда в своих работах исследует философию постгуманизма и моделей будущего.
Мне она очень близка тем, что стоит рядом с краном. Все нижегородцы помнят, что раньше историческая панорама города на «Стрелку» была всегда с кранами. Получается, что мы воссоздаем как раз ностальгическую картинку. Инсталляция использует все технологии как будто бы наизнанку. То есть обычно коммутация и провода скрываются, а здесь же — это часть эстетики. Мне очень нравится необычность такого подхода,— подчеркнула куратор фестиваля Ксения Чеховская.
Ставшая уже классической локация на Нижне-Волжской набережной. Речь, конечно, о фасаде «Академии Маяк».
Здесь медиахудожник из Франции Jeremie Bellot представил 3D-мэппинг. Также на здании появились работы студии dreamlaser.
О планах на будущий год
Ксения Чеховская в разговоре с журналистами рассказала о том, что INTERVALS вновь могут провести в мае. По ее словам, для команды весна — это историческое время.
В 2019 году у нас тоже был фестиваль весной, и мы почувствовали эту энергию от зрителей, которые первый раз после зимы вышли на какое-то масштабное событие, первый раз друг друга увидели. Город просыпается, вообще все люди просыпаются, чувствуется ощущение какого-то возрождения после зимы. И это очень сильно отличается от конца августа, когда уже у всех перенасыщенность фестивалями, — отметила Ксения Чеховская.
Кроме того, абсолютно новыми локациями могут стать здания в Автозаводском и Сормовском районах. Однако при включении их в программу стоит учитывать комфорт зрителей, которым не всегда будет удобно туда добираться.
Инсталляция Stom авторства s — lab в пространстве HIDE
Да, честно скажу, мы сами фанаты большого количества архитектуры и объектов, которые находятся на Автозаводе в Сормове. Но мы как организаторы должны думать о комфорте всех гостей, о том, чтобы у них не занимал слишком много времени путь от одной площадки на другую. Плюс то, что у нас есть очень много иногородних гостей, которые вообще привыкли, приезжая в какой-то город, находиться только в центре, и не уезжать в отдаленные районы. Честно могу сказать, что каждый год мы потенциально рассматриваем эти площадки, и, может быть, в следующем году они появятся», — ответила Ксения Чеховская на вопрос корреспондента ИА «В городе N».
Читайте такжеКультурная столица – 2024: полная программа мероприятий в Нижнем Новгороде