Талантливый российский актер Сергей Безруков прибыл в Нижний Новгород, чтобы выступить перед зрителями Кремлевского концертного зала с моноспектаклем «И жизнь, и театр, и кино». Он также поделился своими творческими планами и рассказал о новой постановке «Сон разума», где предстает в качестве режиссера и сыграет главную роль.
Как рассказал Безруков, зрелище, которое нижегородцы увидят в апреле следующего года, обещает быть захватывающим и даже мистическим. Это и не удивительно — спектакль-фантасмагория создавался по мотивам повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего».
«„Сон разума“ — спектакль, который мне очень хочется показать нижегородскому зрителю. Это родной мне зритель, мои земляки, точнее, земляки моих родителей. Мои родители родом отсюда, из Нижегородской губернии. Мама из Лыскова, а отец родился в селе Белавино Горьковской области. Я хочу познакомить своих земляков с событиями, которые происходят в моей театральной жизни в последнее время».
В новом спектакле совместились драма и Цирк Дю Солей
«Подготовка была очень серьезная. Спектакль требует специального оснащения — это, наверное, один из самых сложных в техническом плане спектаклей Москвы на данный момент. Этот спектакль напоминает Цирк Дю Солей, выступление которого мне посчастливилось увидеть. Люди, которые пришли на спектакль, отметили масштаб и зрелищность постановки. Это фантасмагория — на сцене все летает, движется, предметы становятся живыми. Различные фокусы, которые происходят прямо на глазах у зрителя.
Даже я, находясь внутри спектакля, так и не понял, как проводился фокус, включенный в представление. Потом, когда мне объяснили, я стал видеть, стал догадываться. А когда пришел первый раз на репетицию, я, честно говоря, как мальчишка стоял и думал: „Как вообще это все происходит на сцене?“.
Чтобы осуществить задуманное, я привлек к работе Вадима Савенкова — одного из лучших иллюзионистов России. Он придумал замечательный, просто потрясающий фокус. Также я пригласил акробатов — отца и сына Осиповых, чтобы они обучили актеров работе наверху, с подвесками. Специально были приглашены серьезные мастера, чтобы спектакль выглядел как зрелище, напоминающее Цирк Дю Солей. Это уже наш, российский, вариант - в сочетании с драматическим искусством».
«Сон освобождает человека от всех рамок»
«Мне важен образ моего героя — Аксентия Поприщина, маленького человека, чиновника, дворянина. „Сон разума“ — это не просто набор аттракционов, которыми хочется удивить и поразить зрителя. Это интересное для воображения зрелище, но также история человека и его трагедия. Эволюция сна, его разума.
Если вы вспомните картину Франсиско Гойя, там все сказано про сон разума: „Пока разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ“. И, наоборот: „в сочетании с разумом она становится матерью искусств“.
Я попытался залезть в голову к моему герою и представить, как он видит окружающий мир. Кто-то может представить, что герой спит и просыпается, кто-то может представить, что он именно так видит окружающую реальность. Кто-то увидит в нем абсолютно нормального человека: просто благодаря этому сну разума он освобождается от препятствий. Разумное состояние сдерживает человека от обдуманных поступков и абсолютно человеческих реакций — боли, обиды, досады. Мой герой влюблен, и открыться своей любви ему помогает этот самый сон разума. Он не стесняется своих эмоций во сне.
Это отчаяние, боль неразделенной любви и унижение его собственного достоинства. Он сходит с ума, но в то же время становится по-настоящему свободным. Это то, чего хотят многие, ведь мы все очень зажаты, находимся в социуме, в определенных рамках приличий. И вот человек нарушает абсолютно все рамки и начинает говорить правду — то, что он думает. С одной стороны, я сочувствую своему персонажу, с другой — его бесконечно жалко. Он беден, но дворянин — это сочетание бедности и достоинства тоже отражено в спектакле».
Гоголь и современный кризис в Париже
«Здесь все о нас, о России. Те же самые характеры, те же проблемы. Ничего не меняется — 21-й век… Россия 19-го века, описанная в гениальном произведении Гоголя…
„…Какой-то цирюльник, который живет в Гороховой. Я не помню, как его зовут, но достоверно известно, что он, вместе с одною повивальною бабкою, хочет по всему свету распространить магометанство, и оттого уже, говорят, во Франции большая часть народа признаёт веру Магомета“. Это Гоголь, середина 19-го века. Так что даже эти тексты будут передавать ощущение современности.
Для поклонников Гоголя это будет подарок. В спектакле заложено очень много его произведений. Здесь будет и «Нос», и «Вий». Совсем маленьким будет даже страшно, потому что если Гоголь не страшен — то это, наверное, уже не Гоголь».
Нижний Новгород для актера — родная земля
«Когда приезжаешь к родным людям — хочется угощать их тем, что получилось, хочется порадовать. Я в Нижнем Новгороде земляк, и мне хочется порадовать родных и близких. Технически очень сложно было за месяц все поставить, а потом войти и сыграть главную роль за три прогона. Это невероятно трудно, гораздо проще создавать спектакль, абстрагировавшись, на месте режиссера. Приходилось что-то менять, потому что физически было очень сложно выполнить все, что задумано».
«Хочется, чтобы была своя школа»
«Самое главное — надо любить то, чем занимаешься. В моем случае это театр — я в нем вырос. Для меня закулисье — родной дом, запах кулис и декораций — моя жизнь. Тоже хочется, чтобы была своя школа, но пока я довольствуюсь работой со своими артистами. Я их учу так же, как когда-то учили меня. Я теперь понял Олега Павловича (Табакова — прим. ред.), который говорил, что когда ученики делают успехи, то это счастье. Теперь я это уже понимаю: когда мои артисты на сцене делают то, что я от них хочу, точно попадают „как надо“, а зрители их понимают, я счастлив».
День рождения Есенина актер отметил на родине поэта
«В честь дня рождения Сергея Александровича Есенина (3 октября 2015 года поэту исполнилось 120 лет — прим. ред.) я сыграл в благотворительном спектакле «Хулиган. Исповедь» в Константиново, на родине поэта. Нам удалось собрать 12 тысяч зрителей в этот день. Это приятно видеть, сколько людей любит Есенина. Поэтому мне было вдвойне приятно читать стихи на родине поэта. Когда все здесь — Ока впереди, а ты читаешь строки, знакомые с детства, и вместе с тобой весь зал проговаривает стихи. Это незабываемое состояние внутреннего восторга. Мы вместе, нас много».
В Нижнем Новгороде не только показывают мировые премьеры, но и снимают фильмы. Какие фильмы снимались в столице Приволжья, можно узнать