Знаменитая «Чародейка» Петра Чайковского будет поставлена на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина в 2018 году. Премьеру планируется приурочить к предстоящему 800-летнему юбилею Приволжской столицы. Эскизы костюмов и макеты декораций уже готовы, но, возможно, они претерпят некоторые изменения. Об этом стало известно в ходе заседания художественного совета, который состоялся на этой неделе.
«Чародейка» выбрана не случайно, ведь Чайковский написал ее о Нижнем Новгороде, и действия разворачиваются на берегах Волги и Оки. Кроме того, ранее - в 1980-е годы - спектакль уже шел на сцене театра оперы и балета и был его своеобразной визитной карточкой.
«Эта опера сюжетно соотносится с историей города, и „Чародейке“ самое время вновь появиться на сцене. Это замечательное произведение, которое, к сожалению, редко ставится. Вечная проблема общества и личности волновала Чайковского давно. Мы видим это в „Орлеанской деве“, а затем композитор, написав „Мазепу“, вернулся к этой теме, вдохновившись пьесой Ипполита Шпажинского. Он создал оперу о том, что серая масса не любит талантливых людей, предпочитая уничтожить их, казнить, обвинить в колдовстве», — отметил режиссер-постановщик спектакля Вадим Милков.
По словам режиссера, за основу постановки взят классический вариант, но с некоторыми изменениями. В центре сюжета - история любви простой женщины, хозяйки постоялого двора Кумы и молодого Княжича.
«У Чайковского не очень внятно прописано, как Кума влюбляется в Княжича. Это происходит во время массовой сцены. Мы решили ее исключить, но чувства героев будут показаны во время увертюры, когда откроется занавес», — сказал Милков.
Еще одна находка режиссера состоит в том, что каждое из четырех действий спектакля происходит в определенное время года. Первая картина — это лето, вторая, где нагнетаются страсти — поздняя осень. Третье действие разворачивается зимой, а финал — весной. Режиссер видит в этом некий символизм.
«Весной, когда все оживает, героиня умирает. Самым трудным для меня стал третий акт, где Княжич собирается убить Куму. Он должен производить на зрителя неизгладимое впечатление. Я пока до конца не знаю, как это сделать», — отметил Вадим Милков.
Питерский художник Иван Совлачков, работая над оформлением спектакля, ставил перед собой задачу создать на сцене узнаваемые виды и атмосферу Нижнего Новгорода. Так появился макет кремля, который будто парит в воздухе и поворачивается в зависимости от того, на каком берегу происходят события. В то же время, по словам Милкова, он символизирует зависимость людей от сильных мира сего.
Однако, не все члены художественного совета поддержали идею. По их мнению, макет кажется эфемерным и нереальным в то время как кремль должен воплощать незыблемость и мощь.
Кроме того, как заметила солистка театра Татьяна Гарькушова, в 15 веке, когда происходили описываемые события, нижегородский кремль был белокаменным. Художник же изобразил его как строение из красного кирпича.
«Я с уважением отношусь к творчеству Ивана Совлачкова, который оформляет уже не первый спектакль в нашем театре. Но следует отнестись к деталям более внимательно. Когда-то опера „Чародейка“ была визитной карточкой Нижнего Новгорода и театра оперы и балета. Необходимо действительно красочное оформление и исполнители высочайшего уровня», — подчеркнула Гарькушова.
По словам Милкова, исполнители главных партий еще не определены. Работа над постановкой будет продолжена.
Напомним, премьера спектакля «Моя старшая сестра» состоялась в Нижегородском театре драмы.
Фото автора