Top.Mail.Ru

Нет панацеи от всех болезней общества, кроме культуры, - Михаил Казиник

20

Нижний Новгород пятый год подряд захлестнет волна эрудиции и прекрасной музыки. 20, 21 и 22 ноября в Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Ростроповича состоятся три концерта-беседы из серии «Играет и рассказывает Михаил Казиник». Традиционно после своих концертов в столице Михаил Семенович посещает город на Волге, где пытается приобщить жителей к искусству, к чему-то настоящему, вечному и живому. В этот раз программа будет состоять из таких частей, как «Неоконченная симфония Шуберта — тайное знание о жизни и смерти», «Лесков, Шекспир и Пастернак» и «Сердце, якорь и крест — скрытые послания музыки».

«Культура — это главное, что есть на планете Земля»

Для справки: Михаил Семенович Казиник — скрипач, музыковед, культуролог, писатель, профессор Драматического института Стокгольма, исследователь в области музыкотерапии. И это не все. Он является ведущим экспертом Нобелевского концерта, режиссером и актером стокгольмского театра «Teatstudio Lederman», автором статей и исследований по вопросам музыкального восприятия и членом Международной ассоциации писателей и публицистов.

В общем, это глыба эрудиции в области искусства, которая уже несколько лет подряд приезжает в Нижний Новгород, завораживая публику своим действом.

Накануне первого концерта Михаил Казиник пообщался с представителями местных СМИ. И вместо традиционных ответов на стандартные вопросы прочел лекцию о литературе, музыке, человеческом бытии.

По представленной краткой справке можно сделать вывод о масштабах деятельности музыканта. И что приятно, деятельность эта направлена в первую очередь на просвещение.

«Культура — это главное, что есть на планете Земля. А власть — это далеко не главное. Власть — это кураторы, которые должны соединить человека с культурой. Других задач, как мне представляется, у них нет. Вот, например, в Швеции можно лично позвонить министру культуры и спросить, когда тот сможет вас принять. Разве в России возможно представить себе такую ситуацию? Скорее всего, вас сочтут сумасшедшим», — рассказывает Казиник.

По словам музыканта, он приезжает в Нижний Новгород уже в пятый раз, и всегда зал полон. Однако он посетовал, что вместимость зала Нижегородской филармонии недостаточна для такого большого города. Если взять всех музыкантов, филологов, литераторов, педагогов, философов, актеров, изучающих Канта, то их в миллионом городе должно быть намного больше, чем вмещает этот зал. Должно же быть в Нижнем Новгороде 10 тысяч человек, которым это важно! А ведь эта цифра — это 1% от всего населения. А тысяча мест — это 0,1%. Это катастрофически мало для функционирования города!».

«Задача любой эпохи — продлить состояние бессмертия»

Беседуя с таким человеком, как Михаил Казиник, понимаешь, что его речь можно буквально разбить на афоризмы. Вот и рассказывая о программах, которые музыкант привез в Нижний Новгород, он затронул вечные темы.

«Первый концерт симфонический, и он о главном. Главное — это жизнь и смерть. Каждый человек когда-нибудь задумывается о смерти. И вдруг ему становится дико жалко покидать этот мир с его весной, осенью, любовью, озерами, музыкой в конце концов. Ностальгия по тому, что покидаешь, вечна. А искусство — это единственное, что берет на себя смелость продлять жизнь, — рассказывает Казиник. Самая главная задача любой эпохи и страны —  продлить состояние бессмертия. Поэтому моя программа сегодня состоит из грандиозных произведений».

Если вы были на концертах Михаила Казиника, вы знаете, что у него своя, совершенно особая методика преподнесения музыки. И по его же словам, она очень проста. «Всякое творение искусства — это вибрирующий источник энергии. А человек — это приемник. Приемник бывает качественным, слабым, испорченным, заржавевшим, с перервавшимся проводком… Это проводок еще в детстве могли порвать родители, учителя, соседи, мог порвать накопившийся жизненный опыт. Моя задача состоит в том, чтобы настроить волну человека на волну произведения искусства».

А еще Михаил Семенович любит людей (это по-настоящему чувствуется). Апеллируя шедеврам мировой литературы - в частности, произведениям Шекспира, он считает, что все лучшее убивает холод. Холод в душе. Задача его концертов — согреть зрителей.

«Нет панацеи от всех заболеваний общества, кроме культуры. И я всегда буду стремиться добраться до нормальных людей, чтобы они передали это ощущение своим детям. Я работаю не на завтра, я работаю на будущее эпохи.