Top.Mail.Ru

Не терпится написать новый альбом, особенно после поездки на Донбасс, - основатель «Агаты Кристи» Вадим Самойлов

18

Один из основателей группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов спустя пять лет после распада группы дал концерт в Нижнем Новгороде, исполнив самые известные песни.

Накануне концерта музыкант встретился с нижегородскими журналистами и рассказал, что он считает патриотизмом, что думает о семейных ценностях, новом поколении рокеров, событиях на Донбассе, проблеме наркомании, и как в его творчество вернулся период «трубадурщины».

О сцене и переменах

«Раньше, лет 15 назад, когда я исполнял песни, были элементы самолюбования — это ведь нормально, ты в популярной группе, которая людям нравится, ты рок-звезда. Через это надо пройти, вроде одного из этапов самоутверждения. Потом, если человек развивается правильно и старается быть объективным по отношению к самому себе, критически к себе относится, то звездная болезнь проходит незаметно.

Сейчас я понимаю, что есть огромное количество людей, которым наше творчество необходимо, и я просто выхожу и пою пенсии для них. Я понимаю, что в песнях есть что-то такое, что им дорого, и меня вдохновляет этот процесс. И к тому же песни действительно чудесные, и их приятно петь. Группа „Агата Кристи“, с моей точки зрения, шикарный музыкальный проект.

Еще я с возрастом понял, что на сцене я больше исполнитель, чем рок-герой, который встает в позы и строит девушкам глазки. Я не артист, я люблю быть тем, кто я есть, поэтому когда бегаю по сцене, это естественные вещи, но скорее физического и эмоционального толка, нежели ради шоу. То есть, практически такой же слушатель, как и все зрители в зале».

О тяге к сотворчеству

«Мне нравится, когда человек приходит с песней под гитару, и она становится полноценно звучащей, которую потом можно будет услышать по радио или исполнить на концерте. Я спродюсировал альбом „Титаник“ группы „Наутилус Помпилиус“, альбом „3000“ „Смысловым галлюцинациям“, Юлии Чичериной, все „агатовские“ альбомы. Такое сотворчество интересовало всегда, я просто продолжаю этим заниматься.

Я хочу помочь молодым группам, которые 20–30 песен написали, 3–5 лет существуют и поют их по кругу, исполняя в одном и том же городе. Им просто надо помочь выбрать их лучшие песни, записать их и дать шанс двигаться дальше.

По уровню шоу-бизнеса мы сильно отстаем от Запада, потому что в индустрии очень мало денег, и выживают только сверхпопулярные проекты, а другим группам сложно выжить, из-за этого в музыке остается мало технических специалистов, звукорежиссеров, они все уходят на телевидение, кто-то вообще перестает этим заниматься».

О современном роке

«Наберется с десяток-два коллективов, пока еще никому не известных, которые потенциально могут стать новым поколением звезд, но есть системные проблемы, а также субъективные причины, которые мешают молодым исполнителям „выстрелить“.
Во-первых, происходит слом медиапространства: с одной стороны, остались „олдскульные“ радиостанции, которые крутят традиционный русский рок, и есть интернет, где вообще все разножанрово и не понятно. И вот эти самые радиостанции не ставят ничего нового, потому что загнали себя в формат и ждут продолжателей старого русского рока, а новые музыкальные СМИ еще не появились.

Поэтому у нас есть идея по созданию радиостанции, где были бы представлены разные музыкальные жанры. Сейчас занимаюсь спецификацией проекта и поиском инвесторов, а потом будем запускать. Это будет то же самое, что проект Rocklab.ru, но с дополнением».

Об авторском праве

«Считаю, что все операторы связи, провайдеры интернета должны делиться с авторами своими доходами, потому что они только проводник для людей, которые ищут контент в интернете. Надеюсь, что операторам законодательно запретят повышать тарифы на интернет, чтобы они работали по аналогии с тем, как авторы песен получают 5% от каждого проданного на их концерт билета».

О наркозависимости и арт-терапии

«Не считаю, что наркоман — списанный человек, и что наркоманов бывших не бывает, все зависит от отношения. Нужно человеку вкладывать в голову, что он сможет все преодолеть. Основная проблема не вывести из токсикации, а вернуть наркомана в жизнь.

У наркомана, который „завязал“, происходит полное перерождение психики, в этот момент нужно, чтобы и логика, и интуиция, и мышцы развивались, в этом помогает арт-терапия. Хороший тому пример — заикание лечится пением.

Наркоманы это лишь наиболее очевидная среда, которой требуется реабилитация и восстановление. Но мне кажется, что, как минимум, половина населения России живет не так, как ей хочется, испытывает дискомфорт, рано или поздно и им потребуется терапия».

О патриотизме

«Сейчас модно патриотами быть, но даже среди моих коллег нашлись такие, кто не согласился поехать на Донбасс. Это не патриотизм, я этого не понимаю. Самым большим потрясением стало для меня „Наше Радио“, которые отказались поставить ребят из Донбасса на „резиновом“ фестивале „Нашествие“.

Для меня патриотизм — любовь к Отечеству, понимание того, что мы — одна общность разных людей, которые могут строить жизнь, договорившись о сотрудничестве. Я за справедливость и за свободу человека жить так, как ему хочется, но не мешая другим».

О семейных ценностях

«Есть священный союз между мужчиной и женщиной, дающий жизнь ребенку, это природой придумано. Прожить с одним человеком — это поступок, когда любой семейный конфликт приводит не к тому, что каждый хлопает дверью, а разбирает проблему, пусть это болезненно и сложно, и так и выстраивает свою семейную жизнь десятилетиями. Это не всем дано.

Семейные ценности по Домострою, конечно, требуют изменений. Но проблема не в семейных ценностях как таковых, а в лживости человеческой природы, когда говорим одно, а делаем другое. Поэтом не нужно называть ценностями то, что по факту для вас ценным не является, нужно быть объективным. То, что институт семьи претерпит изменения, это бесспорно.

Например, в Перу сохранилась древняя цивилизация, в которой молодые люди до свадьбы могут жить с кем угодно и иметь сколько угодно связей. Забеременев, женщина может оставить ребенка матери, но потом, когда она вступит в брак, это уже считается священным союзом, и они живут вместе до конца жизни. Лучше сначала нагуляться, а потом жениться, или честно сказать, что не готов к браку, чем изменять или еще что-то».

О творческом начале

«Я душой за народную самодеятельность, потому что считаю, что все с этого начинается. Понимаю, что есть всякие хипстеры и вип-галереи современного искусства, но культура произрастает из земли. Все начинается с возможности любого школьника попробовать поиграть на гитаре или барабанах. Любому человеку нужна физкультура и культура, даже пение в школе очень важно для становления личности.

В крупных городах и так проходит немало фестивалей, но так складывается, что они удаются там, где „внизу“ есть конкретная инициативная группа. Так что если Нижний Новгород захочет провести какой-то фестиваль, я обеими руками „за“. Я за то, чтобы в мероприятиях вроде „Селигера“ участвовала не только политически активная молодежь, но и творческая. Чтобы это больше стало молодежным движением, где есть место и науке, и политике, и культуре, и предпринимательству».

Как рассказал режиссер-постановщик концертов Вадима Самойлова Виктор Вилкс, у них «есть задумки провести самый крутой фестиваль в Крыму»: собрать в местечке под названием Белая скала художников, музыкантов и представить радугу стилей.

«Хотим, чтобы такие фестивали прошли в российских городах, а потом на финале собраться в Крыму — это же историческое место дикого отдыха студентов и молодежи, и символ восстановления жизни — то, что надо», — сказал Вадим Самойлов.

О концерте в Нижнем Новгороде

«Нижний всегда считался очень „концертным“ городом — публика прекрасная, много студентов, а это залог того, что концерт пройдет интересно, живо и содержательно. Для нас Нижний традиционно один из первых городов в списке, потому что обычно мы из Москвы выезжали на автобусе, приезжали в Нижний Новгород, потом по Поволжью вниз на Южный Урал и до Сибири. Все случается, как и должно — Нижний Новгород снова первый город, не считая Москвы, Питера и концерта на Донбассе.

Понимаю, что без Глеба концерт дает немного другие ощущения, но тем не менее, это повод спеть еще раз хором любимые песни, тем более песни шикарные».

«То, что показывают по телевизору про Донбасс, это так и выглядит, даже еще хуже»

В конце апреля на Донбассе прошел четырехдневный рок-фестиваль «Солнце взойдет», одним из инициаторов которого был Вадим Самойлов.

«Наверное, это лучшее выступление в моей жизни, потому что соединилось мое профессиональное предназначение и человеческое. Там вся „звездная“ мишура спадает. Великолепные впечатления от концерта. Главное, что это было нужно людям, как глоток свежего воздуха и символ мирной жизни.

То, что показывают по телевизору про Донбасс, это так и выглядит, даже еще хуже. Луганск даже пострадал намного сильнее — в центре города разрушенные здания, осколки, воронки от взрывов. Там вообще люди 47 суток жили без света, без тепла, на кострах во дворе готовили еду. Мне показалось, что там постшоковое военное состояние сильнее чувствуется. Но все настроены нормально, говорят: „Ничего. Ничего, мы выживем“. Несмотря на ужас произошедшего и происходящего, они настроены жить. Я был потрясен».

О невоссоединении группы «Агата Кристи»…

«Агата Кристи» — это было сообщество авторов. То, что я буду делать один, сам по себе, это уже не «Агата Кристи».

То, с чем мы приехали в Нижний, это, конечно, не группа «Агата Кристи». Можно назвать «ПолАгаты» или как угодно, но в названии попытались отобразить всю правду, что приехал Вадим Самойлов с программой «Агаты Кристи». У этого проекта есть определенный срок: думаю, что в этом году летом-осенью еще поездим, а потом я займусь сольными проектами. Я хочу разделить эти два направления.

и планах Вадима Самойлова на будущее

Руки уже чешутся написать новый альбом, особенно после поездки на Донбасс. Сам себе поставил такую цель — осенью провести там премьерный концерт, а после этого пойти в тур по городам. Песни пишутся, но у меня нет желания жить только своей группой и иметь успех только как музыканта и автора песен на сцене. Это значимая часть, но лишь одна из.

Я сначала «пыхтел» над тем, как бы побыстрее песню написать, а потом решил, что пусть идет, как оно идет. Захотелось мне сейчас попеть пенсии «Агаты Кристи» — пою. Так же было и в самом начале — 30 лет назад в промежутке между окончанием института и образованием «Агаты Кристи», когда выступал на конкурсах самодеятельности, в студотрядах, клубах.

Называю это периодом «трубадурщины», который возвращает меня к самому себе. Любой настоящий артист должен периодически себя чувствовать трубадуром, чтобы после его выступления зрители посмотрели на мир чуть по-другому, о чем-то задумались. Надо уметь работать один на один со зрителем, если этого нет, грош цена такому артисту.