Что стоит за православной реабилитацией?
На страницах газеты мы уже неоднократно рассказывали о проблемах реабилитации наркозависимых. Наше небольшое расследование показало, что целенаправленной государственной программы в Нижегородской области нет, и это бремя лежит на плечах общественных организаций, в том числе и религиозных. Но и здесь не все так гладко.
Нужно проводить референдум
В прошлых номерах “МК в Нижнем“ мы рассказывали о центре реабилитации наркозависимых в Богородске, принадлежащей протестантской общине. Теперь поговорим о православной.
По «технологии» реабилитации эти центры мало чем отличаются. Решающим фактором выступает не медицина, а религиозный обряд. Хотя по идее эти два фактора должны быть объединены. Есть и юридический фактор. Правоохранители неоднократно жаловались, что таких пациентов фактически невозможно контролировать – организаторы не утруждают себя регистрацией подопечных. Возникают претензии и у местного населения, когда беспризорные «реабилитанты» грабят стариков, чтобы втихушку купить водки или наркотиков.
Самое интересное, что на тему реабилитации наркозависимых проводится множество заседаний и круглых столов. Но, кроме казенных фраз, там мало что услышишь. Тогда мы обратились к сельским активистам. В деревне Кулигино Варнавинского района местный общественный деятель Александр Герасимов поведал крайне поучительную историю:
- Два года назад местный священник Николай Белов вдруг сообщил, что у нас будет реабилитационный центр. И начал искать дома на покупку. В результате они жили в двух домах: один рядом со мною, у церкви четыре человека, и столько же в соседней деревни. Люди были против: они насмотрелись криминальной хроники по телевизору и их пугало уже слово «наркоман». А к алкоголикам они и сами привыкли. Ко мне заходило несколько человек с жалобами, чтобы я написал бумагу и куда надо отправил. Я так и сделал. Оказывается, во всем районе не один председатель сельсовета не согласился пустить их к себе. Кроме нашего.
Я ему говорил, что это вещь очень серьезная и нужно проводить референдум. А в силу нашего забитого менталитета – с тайным голосованием. Все же бояться! Так и получилось: все возмущались, но в результате из 70 коренных жителей под обращением против реабилитационного центра подписались пятеро.
Потом мне позвонил глава района и позвал на совещание по этой проблеме. Там я его спросил: «Какие у них есть документы на их деятельность?». Мне сказали, что они есть. Но ни я, ни местные жители их так и не увидели. Вообще, глава сельсовета очень активно лоббировал этот центр. У него лесопилки здесь - понятно, что бесплатная рабочая сила нужна!
«Землю не пахали, старикам не помогали»
Поначалу варнавинские реабилитанты вели себя скромно. Потом их пьяными несколько раз видели. Их контингент периодически менялся – одни уезжали, другие появлялись.
- Я поинтересовался у нашего участкового, есть ли у него досье на этих людей, кто они, откуда? Он громко засмеялся и ответил, что ему дали список людей, без копий паспортов и других важных данных. Ни судимостей, ничего... – продолжает Александр Герасимов. - «Если что произойдет, они доберутся до электрички, и ищи ветра в поле…» - вздохнул участковый.
Никакой реабилитации наркоманов мы не видели: землю они не пахали, старикам не помогали и т.д. Только у священника по хозяйству работали. Не грабят пенсионеров, и слава Богу! Я беседовал с их старшим, Сергеем, спрашивал об их целях, как они проходят реабилитацию, контролирует ли их врач, психолог и т.д. Он мне толком ничего сказать не мог...
Тем временем, глава района привез в центр реабилитации телевизор, футбольный мяч. Те его пару раз попинали и забросили! Видимо, вся реабилитация заключается в том, чтобы они в церкви постоянно молились. Но религиозности я у них не видел - перед церковным праздником стоят у храма и курят! Сейчас они в доме у церкви не появляются. Из соседней деревни пару раз в неделю на двух машинах приезжают, человек восемь. И главный - Алексей - на джипе иногда наведывается. Мне кажется, что это афера какая-то!
Проверить такую организацию тяжело - надо будет, и врач появится, и документы нужные покажут, - говорит Александр Герасимов. - Хорошо, что народ успокоился. А батюшка наш теперь со мной не здоровается, и из церкви выгнал...
От наркозависимых к заключенным?
Глава «Спасения» Алексей Сычаев поведал корреспонденту “МК в Нижнем“, что выбор на варнавинские места выпал из-за удаленности от города: чем дальше – тем меньше соблазнов.
- Понятно, что люди боятся наркозависимых. Для обывателя это клеймо, а для нас болезнь! – говорит Сычаев. - Когда я был на собрании, я пообещал местным жителям, что никаких эксцессов не будет. Так и получилось. Власть встала на нашу сторону и нас поддерживала... К сожалению, сейчас деятельность центра временно приостановлена. Ребята разъехались, только трое осталось...
На сайте «Спасения» есть специальный раздел «Как мы зарабатываем на жизнь». Там сказано, что реабилитанты «устраиваются работать на объектах строительства ИП "Сычев А.М." в качестве специалистов по ремонту и отделке помещений, а также в качестве подсобников и учеников». Тем временем от правоохранителей неоднократно приходилось слышать, что цель большинства таких центров - бесплатная рабочая сила. Ведь, как правило, на руки эти люди заработанных денег не получают.
Также на сайте «Спасения» много о православной вере, монастырском уставе «общин» (еще одна есть в Городецком районе), победе над искусами мира сего и т.д.
Отец Игорь Балабанов, который занимается в Нижегородской епархии проблемами наркоманов, поведал, что в нашем регионе три православных реабилитационных центра:
- Один в поселке Центральный Володарского района, второй в деревне Семеть Кстовского района, третий в селе Антониха Варнавинского района. Но в последнем дело пошло не очень, и мы хотим открыть там центр для реабилитации заключенных...
Похоже, жителей варнавинской глубинки ожидает новый «сюрприз». Правда, по словам Алексея Сычаева, пока это только проект.
Константин ГУСЕВ.
Фото автора.