«Не для школы – для жизни учимся»
Крупные российские компании и промышленные предприятия нуждаются в молодых профессиональных кадрах. Школьники же зачастую выбирает будущую профессию в последний год обучения. Как следствие, получают специальность, которая им не подходит и в которой они в итоге разочаровываются, быстро теряют мотивацию или даже вовсе не начинают работать по профессии. Для того, чтобы помочь будущим специалистам выстроить индивидуальную образовательную траекторию, накопить необходимые компетенции, социально ответственные компании включаются в процесс профориентации уже в школах, затем — в вузах и далее — продолжают сопровождать и поддерживать молодых специалистов в процессе работы. Вот пример реализации такого системного подхода современной высокотехнологичной компанией — «Транснефть-Верхняя Волга».
«Транснефть-Верхняя Волга» — дочернее предприятие «Транснефти», крупнейшей в мире трубопроводной компании в области транспортировки нефти и нефтепродуктов, которая вот уже 30 лет занимает лидирующие позиции среди российских предприятий ТЭК.
Компания ведет прием и транспортировку топлива на нефтеперерабатывающие заводы Центральной России и для дальнейших поставок на экспорт. Трубопроводы предприятия пролегают по территории тринадцати субъектов Российской Федерации, штат сотрудников — более 7 тыс. человек.
Уроки не из школьной программы
Знакомить подрастающее поколение с важнейшей для нашей страны отраслью нефтепроводчики начинают уже со школы. Для ребят проводится целая серия разнообразных мероприятий. Для них открываются двери нефтеперекачивающих станций, эколого-аналитических лабораторий, корпоративного музея. Одним из самых популярных филиалов для проведения производственных экскурсий является Центр промышленной автоматизации (ЦПА) в г. Нижнем Новгороде. В центре школьники знакомятся с работой современного, высокотехнологичного оборудования, разработанного специалистами ЦПА в рамках программы импортозамещения. Предназначена техника для измерения параметров и вычисления расхода, количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов. Открыты для посещения и цеха производства, где можно посмотреть все этапы сборки систем автоматики и пообщаться с теми, кто их создаёт.
Екатерина Портнова, классный руководитель 9 класса лицея № 38 с углубленным изучением физики и расширенным изучением математики г. Нижнего Новгорода недавно побывала на предприятии со своим классом. Она отметила, что особенно ценно, когда школьники имеют возможность напрямую пообщаться с представителями компании.
Мой класс с интересом вникал во все, что ему показывали, но особо запомнился ребятам живой диалог с генеральным директором компании, — поделилась она. — Александр Иванов интересовался мнением девятиклассников. Он сумел задать общению такой вектор, что дети четко поняли, профессия инженер — это не скучно, а современно и перспективно! Теперь мы ждем уже у себя в гостях представителей предприятия на профориентационном фестивале с рассказом об особенностях приема на работу, о специфике той или иной рабочей или инженерной специальности, а также об актуальных вакансиях.
В ходе профориентационной работы компания, кроме ознакомительных встреч и экскурсий на производственные объекты, инициирует научно-практические конференции для юных инженеров, организует фотоконкурсы и конкурсы детских рисунков. Для старшеклассников проводится довузовская подготовка с дистанционным прохождением образовательных курсов. Всё для того, чтобы помочь будущим абитуриентам ответить на самый главный для них вопрос: кем я хочу стать!
Сотрудничество с учебными заведениями
«Транснефть-Верхняя Волга» наладила ежегодное сотрудничество с учебными заведениями. Заключены договоры с ведущими профильными вузами: Московским РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, Нижегородским ГТУ имени Р. Е. Алексеева.
Александра Богачайко, специалист группы по подготовке и обучению персонала отдела кадров, отмечает, что работа со студентами — это одно из важнейших направлений деятельности предприятия по линии профориентации.
Это эффективный инструмент для формирования кадрового резерва компании специалистами, готовыми работать в условиях новых требований к инженерным и рабочим специальностям, — убеждена она.
Еще на уровне школ компания отбирает абитуриентов-детей работников, выпускников курируемых школ, имеющих хорошую успеваемость, готовых в дальнейшем быть трудоустроенными в регионы центральной России по месту нахождения филиалов компании. Ребята сдают ЕГЭ и поступают в профильные вузы по целевому направлению.
Студенты-целевики получают от предприятия стипендию. В процессе обучения оформляют дипломные работы в соответствии с производственной деятельностью, а также проходят все виды практик на объектах организации.
По окончании обучения выпускников трудоустраивают по полученной специальности. Бакалавры обладают достаточными знаниями, умениями и навыками для выполнения работ, связанных с эксплуатацией магистральных нефтепроводов. А подготовка магистров направлена на приобретение дополнительных компетенций в области научно-исследовательской деятельности. В дальнейшем магистры имеют приоритетную возможность для назначения на руководящие должности.
Большим подспорьем для молодых специалистов является выплата средств на обустройство и компенсацию переезда. На предприятии развивается институт наставничества. Опытный наставник разрабатывает индивидуальный план адаптации молодого сотрудника и передает ему свой профессиональный опыт.
Анна Шатунова — заказчик целевого обучения. Она уже закончила вуз и полтора года трудится в Центре промышленной автоматизации специалистом по охране труда.
Когда у меня появилась возможность получить высшее образование по целевому направлению, сомнений не было. Это отличная возможность, во-первых, гарантированно трудоустроиться после окончания вуза, а, во-вторых, приобрести колоссальный опыт в одной из ведущих компаний страны. Ее деятельность будет актуальна всегда, а это — стабильность и уверенность в завтрашнем дне!, — поделился молодой специалист.
Анна училась в РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, на факультете Инженерная механика по специальности Техносферная безопасность. Бакалавриат и магистратура. Изначально ей было предложено несколько факультетов на выбор. Во время учебы компания выплачивала дополнительную стипендию по результатам сессии, что было очень существенным дополнением к студенческой стипендии.
Мне нравится моя работа, она многогранна, — говорит Анна. — За полтора года я многому научилась у моих старших коллег и это бесценный опыт. Не отношусь к этому как к отработке, это моя работа, моя профессия, в которой мне хочется расти и развиваться.
«Транснефть-Верхняя Волга» планирует и дальше проводить производственные экскурсии, конкурсы, конференции, помогать талантливым и перспективным ребятам. Благодаря профориентационной работе количество молодых сотрудников в компании увеличивается. А именно сплав молодости и опыта — идеальное сочетание эффективной команды, и, как итог — отличный результат работы.