Top.Mail.Ru

На дне карьеры

13

Куда податься студентам без опыта работы и как правильно заявить о себе 

В советском мультике «Остров сокровищ» есть песенка, содержащая очень актуальные для сегодняшней ситуации в России строки: «…И потребленье возрастает, а производство отстает». Судите сами: сфера продаж – явный лидер по востребованности на рынке труда, количество заявок от работодателей здесь зашкаливает за 20 процентов от общего числа вакансий. Далее по нисходящей требуются «айтишники», администраторы и маркетологи. А вот заявок от сферы производства – не более пяти процентов. Это говорит о том, что делаем мы что-то гораздо меньше, чем потребляем (и, соответственно, продаем сами себе). Если лет десять назад молодежь еще стремилась вслед за старшим поколением в производство, спотыкаясь потом о беспощадную реальность, то сегодня студенты отдают себе отчет о том, где их ждут, где им могут предложить достойную зарплату и где можно пошагать по карьерной лестнице. 

Заполнить кадровый вакуум 

Именно для студентов и выпускников вузов в Нижегородском филиале Высшей школы экономики был устроен недавно «День карьеры», в рамках которого молодым людям предлагали более-менее перспективные варианты трудоустройства и рассказывали, как правильно сориентироваться на рынке труда. 

Самая востребованная специальность – это не значит самая высокооплачиваемая (см. графики). На первом месте по зарплате стоит внешнеэкономическая деятельность (максимальная планка – 100 тысяч рублей в месяц), на втором – информационные технологии (максимум 90 тысяч). Популярные продажи в этом рейтинге находятся на четверном месте (не более 75 тысяч рублей). Разумеется, если в компанию придет студент без опыта работы, ему такие суммы не светят. Максимум, на что он может претендовать в преуспевающей компании - 32500 рублей (в среднем – 15 тысяч). 

Однако надо понимать, что сегодняшний студент, пришедший в компанию новичком, может  там и «вырасти» и через несколько лет претендовать на зарплатный максимум. Поэтому каждый, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, навыков и запросов, должен определиться для себя с золотой серединой. То есть выбрать сферу, востребованную работодателями, и в то же время достойно оплачиваемую. 

- Студентам, рассчитывающим сделать карьеру, в первую очередь нужно идти в те сферы, где не хватает людей, - отметила директор компании HeadHunter (Нижний Новгород) Софья Исакова. – Дело в том, что если квалифицированных специалистов с опытом в компании не хватает, это шанс для вас – проявить свои способности и свои подготовленность, харизму, энтузиазм. И занять место, которое первоначально предназначалось опытному сотруднику. 

Начать со стажера 

Число вакансий, предназначенных специально для студентов, меньше числа претендентов в четыре раза. Выходит, конкурс - четыре человека на место. 

- Вообще-то это не много, у молодежи сегодня большие шансы трудоустроиться, - говорит Софья Исакова. – В 2010 году было 10 человек на вакансию для студента. 

Вместе с тем, работодателей на «Дне карьеры» было негусто. 

«Связисты» приглашают студентов стать стажерами в отделе продаж – с последующей возможностью стать супервайзерами (начальником над продавцами). При этом работать нужно будет не на улице, а в офисе, используя компьютер, телефон и прочие кабинетные принадлежности.

- Весь рынок труда состоит на 70 процентов из продаж, - говорит представить компании «Ростелеком» Александр Волосков. - Люди без опыта работы или с начальным уровнем имеют возможность зарабатывать хорошие деньги именно в этом сегменте. У нас есть и другие вакансии, но они требуют определенных навыков. А для того чтобы заниматься продажами, нужны элементарные коммуникативные навыки и желание работать. 

Волго-Вятский банк Сбербанка России предлагает учащимся вузов две вакансии - промоутер и администратор зала. Здесь полная занятость не требуется, нужно будет работать четыре часа в день. Зарплата – от 10 тысяч рублей. В центр клиентских операций банка ждут и выпускников профильных специальностей (финансы, бухучет, аудит) – там уже зарплата выше, но занятость полная. 

Корпорация Intel также зовет студентов на работу. Но среди новичков ей требуются не столько программисты, сколько бизнес-аналитики – причем, сотрудник сам выбирает, сколько часов в неделю он будет трудиться. 

-У нас в приоритете студенты факультета бизнес-информатики Высшей школы экономики, - говорит представитель Intel Алексей Балашов. – Именно этот факультет зарекомендовал себя очень хорошо, и мы предпочитаем брать людей именно оттуда. Но, естественно, мы никого не ограничиваем и рассматриваем все кандидатуры. 

И, наконец, крупная аудиторская компания KPMG приглашает учащихся нижегородских вузов на вакансии «стажер» и «ассистент». Со временем можно стать аудитором-консультантом – эта специальность также востребована, но она предполагает опыт работы. 

- Наши основные требования – знание английского языка и… способность резонно рассуждать, - говорит директор приволжского регионального центра компании KPMG Андрей Гричук. – Мы берем на работу не только выпускников экономических вузов, но и людей с техническим образованием - математиков, физиков… Главное – склонность к анализу, к логическому мышлению. 

Никаких «лаверов» 

Студенты без опыта работы (или с минимальным опытом) неизбежно будут делать ошибки – при выборе компании, при составлении резюме, во время собеседования и так далее. Что новичку ни говори, ошибки все равно будут. Но чтобы их число было минимальным и чтобы они были не столь болезненными, Софья Исакова дала студентам несколько простых советов: 

* Когда пишете резюме, не растекайтесь мыслью по древу, не утомляйте работодателя обилием слов – он, скорее всего, просто не будет читать длинный текст. Менеджеры по персоналу – очень занятые люди, они просматривают резюме по диагонали и сразу выхватывают то, что интересно. Если вы специалист, в обязанность которого входит «болтология», все равно не пишите расширенного резюме. Прикрепите лучше сочинение на тему поиска работы в портфолио, чтобы потом его показать

* Будьте правдивы. Если вы напишете в резюме «китайский язык в совершенстве», первое, что попросит вас работодатель - рассказать о своем опыте работы по-китайски. И вы сядете в лужу

* Опыт работы у большинства из вас маловат, зато у вас есть какие-то навыки и умения, которые вы приобрели в вузе. Вот их обязательно указывайте в резюме – только учтите, что эти навыки должны быть напрямую связаны с вашей потенциальной работой. Если вы откликаетесь на позицию секретаря, то информация о том, что вы закончили курсы кройки и шитья, вряд ли кого-то заинтересует. Заинтересует умение быстро печатать, общаться по телефону и так далее

* Называя свое резюме, многие студенты сразу указывают: «молодой специалист». Этого делать не стоит. Представитель нормальной компании забьет в поиске не «молодой программист», а просто «программист»

* Откликаться нужно на конкретную вакансию. Если вы претендуете на вакансию «офис-менеджер», не нужно писать, что вы могли бы еще работать генеральным директором. Называйте резюме так, как называет вакансию работодатель

* Многие студенты имеют электроный адрес «ромашка 87», «Димон_лавер» и так далее. Заведите почтовый ящик с пристойным адресом типа «м.иванова». Это нормальный деловой формат

* Если работодатель получает резюме, вложенное в письмо, еще не факт, что он его откроет. Но тело письма он видит – и вот в него должен быть включен ваш сопроводительный текст. Текст этот в идеале обязан отвечать на два вопроса: почему компания должна взять на работу именно вас и почему среди сотен компаний вы выбрали именно эту

* Часто люди откликаются на вакансию, не понимая, в какую конкретно компанию отсылают свое резюме. Не надо этого делать. Прежде всего, вам нужно собрать информацию о фирме. Она всегда есть: в СМИ, в Интернете, в блогах. Расспросите, в конце концов, знакомых. Не собрав информации об организации, не стоит идти на собеседование

* Оценивайте свои возможности реально. Если вы студент дневного отделения и знаете, что будете отлучаться в течение дня, что станете без конца опаздывать, не успевать выполнять задачи – не нужно уверять работодателя, что вы как-нибудь разберетесь с учебой. 

Егор ВЕРЕЩАГИН.

Фото Олега ЗАЙЦЕВА. 

Графики составлены компанией HeadHunter по результатам исследований нижегородского рынка труда 

Заработные платы в Нижнем Новгороде

Профессиональная область

Минимальная

Максимальная

Медиана

Внешнеэкономическая деятельность

15 000

100 000

35 000

Информационные технологии

10 000

90 000

30 000

Строительство/Недвижимость

12 000

80 000

30 000

Продажи

10 000

75 000

25 000

Банки/Инвестиции/Лизинг

10 000

70 000

20 500

Маркетинг/Реклама/PR

9 000

70 000

20 000

Бухгалтерия/Управленческий учет/Финансы предприятия

10 000

60 000

20 000

Туризм/Гостиницы/Рестораны

8 000

60 000

16 750

Начало карьеры/Студенты

7 000

32 500

15 000

Административный персонал

8 000

15 000

15 000

Государственная служба

9 000

13 000

11 000